Один из ярчайших персонажей пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» — Петр Сергеевич Трофимов. Он вечный студент, тот, кого постоянно отчисляют из учебного заведения. В пьесе «Вишневый сад» образ Пети Трофимова — герой, целью которого является пробуждение российских умов. Он является примером нового зарождающегося поколения людей.
Герой-интеллигент
В первый раз Петя предстает в пьесе одетый в студенческий поношенный мундир, на носу очки. И сразу становятся понятны 2 его основные черты:
- Он вечный ученик, уже несколько раз выгнанный из университета.
- Его великолепное мастерство появляться некстати и совершать оплошности: его приезд радует всех, однако существует опасность, что его вид пробудит у Раневской тяжелые воспоминания. В прошлом Петя обучал ее маленького сына, вскоре утонувшего. С этого момента Трофимов и обосновался в имении.
Этот персонаж задумывался как положительный. Но по ходу пьесы становится понятна двойственность его образа. Пете шел 27 год, он сын аптекаря, не был обременен заботами о чем-либо, ничего его не держало. В отличие от Лопахина, который постоянно занимался делами и непрактичной Раневской, Трофимов получил прекрасный шанс взглянуть на все, что происходит, со стороны и беспристрастно оценить.
Изначально Чехов задумал, что именно Петя и Аня, вдохновленная его идеями, должны были показать разрешение конфликта пьесы. Загладить вину прошлого (а именно: грех обладания живыми душами, осуждаемый Трофимовым весьма строго) неведомым, непрекращающимся трудом и надеяться на лучшее будущее, в котором расцветшим вишневым садом станет Россия. Это цель жизни героя, его кредо.
Но Чехов не был бы самим собой, если бы в его произведении появился абсолютно правильный персонаж. Нет, жизнь намного труднее любых стандартов, что еще раз подтверждает образ Пети Трофимова.
Комический персонаж
Достаточно иронично относится к Трофимову не только создатель пьесы, но и другие герои произведения. «Недотепа» — так отзывается о Пете Раневская, обычно доброжелательная к людям, а Лопахин ехидно поддакивает: «Страсть, какой умный!». У героя есть куча других определений, которые вдвойне ухудшают картину:
- чистюлька;
- смешной урод;
- облезлый барин.
К ряду красивых людей Петя не относится: у него редкие волосы, он нескладен и рассеян. Описание противоположно романтическому образу, возникающему после произнесенных им речей. Но если их внимательно проанализировать, они начинают озадачивать своей резкостью, радикализмом и полным непониманием происходящей жизненной обстановки.
По ходу пьесы можно увидеть, как постоянно что-то обрывает эмоциональные речи Трофимова. То раздастся звук топора, то Епиходов возьмется за гитару, то Варя позовет заслушавшуюся Аню (что, между прочим, неподдельно возмущает Петю). Так Чехов постепенно показывает, как он относится к тому, что Петя излагает: это утопические вещи, которые так и не проявят себя в жизни из-за боязни героя.
Трофимов обладает еще одной отвратительной чертой: он во всем видит только грязь, порок, азиатчину. Он недоволен настоящим, обвиняет людей старого поколения в сложившейся ситуации. Такие качества присущи новому классу, образовывающемуся в те времена (взять, например, Антона Никифоровича Ефимова — врача, пожертвовавшего своей жизнью, когда на Кавказе разгорелась эпидемия тифа).
Примечательно, что восхищается Россией, ее необъятными горизонтами и широкими полями Лопахин — казалось бы, ограниченный купец. Петя же в своих монологах повествует о нравственной испорченности. Отказывается видеть, что происходит здесь и сейчас, только и знает, как мечтать о прекрасном будущем.
Безразлично его отношение и к красоте основного образа-символа в произведении. Не нравится вишневый сад Трофимову. Помимо того, запрещает он его любить и молоденькой Ане, которую пока еще очень волнует красота окружающего мира. Но Петя же считает, что сад — это то, что воплощает в себе крепостное право, от него необходимо избавиться в ближайшее время.
Он даже не задумывается, что у Ани прошло здесь детство, что она может испытать боль от его потери. Однако Трофимов в плену своих идей и как часто это бывает с мечтателями, абсолютно не видит за ними людей, которые живут здесь и сейчас.
Отношение к любви
Этому чувству Петя не симпатизирует. Герой даже сделал пренебрежительное заявление, что он выше любовных чувств. Такой фразой он хотел показать свое преимущество, однако это, наоборот, показало, насколько Трофимов неразвит в нравственном и духовном плане. Если бы персонаж внутри был единой сложенной личностью, ему прощалась вся его несуразность и неуместность, как это происходит, например, с малограмотностью Лопахина (человека с душой нараспашку). Вот почему черствость Пети выдает в нем нравственную убогость.
«Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа» — такой цитатой обращается к нему Раневская, сразу понявшая в силу своей проницательности, кто такой Петя. Интересно, что Трофимов, говорящий об убогости старого уклада жизни, не испытывает никакой неловкости, живя в усадьбе у Раневской и частично за ее счет. Он распрощается с имением только в том случае, если оно продастся, хотя в начале пьесы предлагает Ане уйти, выбросив в колодец ключи от хозяйства. Выходит так, что Трофимов сам не в силах воплотить все свои идеи в жизнь.
Положительные свойства характера
Разумеется, Петя не совсем плохой персонаж. В нем имеются даже положительные черты. Сквозь маску творца нового будущего просматривается просто человек, жаждущий хорошей жизни, у него есть вера и мечты. Уважать его можно также за бесспорное трудолюбие. Он зарабатывает деньги, занимается переводами и отклоняет предложение Лопахина:
Я свободный человек! И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху.
Опять-таки, всю напыщенность этого изречения перечеркивают калоши, которые Варя выбросила на сцену. Очень переживал по поводу того, что потерял их, Трофимов. Характеристика Пети из «Вишневого сада» и сконцентрирована на этих калошах — здесь прекрасно показана все скупость и несуразность героя.
Трофимов все-таки относится ближе к комичному персонажу. Он сам осознает, что счастье не для него и дойти до него он не сможет. Однако именно ему доверена значительная роль показать другим, как добраться до лучшей жизни.