Льва Николаевича Толстого интересовали общественные вопросы еще во время Крымской кампании. Принятая крестьянская реформа не сгладила разногласия между помещиками и обычным народом. Неисполненные обещания перешли в протесты множества простых людей. Подобные противоречивые темы все еще были актуальны в литературе, о чем подробно повествует роман «Война и мир». Светское общество в изображении Толстого стало бичом русского народа.
Энциклопедия русской жизни
Свой самый великий роман-эпопею «Война и мир» Лев Николаевич рассматривал как напоминание, что «мысль народная» — это огромная сила, которая может себе подчинить весь мир. Писатель изучал много исторических источников, чтобы найти ключ к проблемам своей современности.
Толстой раскрывает все единство и многообразность картины. Перед глазами читателя разворачивается жизнь русского социума с представителями общественных кругов, сословий и установками обычного народа. Писатель делит персонажей на два типа:
- Неприятный ему высший свет, эксплуатирующий войну в своих корыстных целях: представители царского двора, уполномоченные чиновники, высшие сановники.
- «Путеводители» мысли автора, воплощающие его моральные установки: Андрей и Пьер, Кутузов и Багратион, Наташа Ростова и Мария Болконская.
Исторический процесс в романе ознаменован движениями народа. Связано это было с тем, что Толстой видел в них будущее России и образование выдающихся персон. Писатель рассматривает двух противоположных личностей, отражающих разные позиции:
- Наполеон в представлении автора олицетворяет буржуазную цивилизацию с ее алчностью и злом.
- Кутузов — идеолог народного единства, он глубоко вовлечен в близость с народом. Толстой описывает его как великого стратега и выдающегося государственного деятеля.
«Война и мир» — энциклопедическое олицетворение истории России и души простого человека. Этот роман вошел в мировую литературу и всегда будет нести документальное свидетельство безграничной любви Л. Н. Толстого к народу.
Характеристика светского общества
В исторический период, который описывает писатель, аристократию представляют два города: Москва и Санкт-Петербург. Верхушки их общества отличались друг от друга, но имели и некоторые схожие моменты.
Петербургская знать
В романе Петербург являл собой промозглую и неприветливую столицу России, а великосветская верхушка там была целым миром со своими установками, обычаями и законами. Этот круг людей выглядит неестественным, потому что его представители постоянно притворяются и придерживаются действий, навязанных социумом.
Время люди проводят на изысканных светских приемах, где беседуют о новостях, положении в Европе и т. д. Новое лицо, попавшее в такой круг, считает все разговоры важными, а других серьезных и умных людей — заинтересованными в беседе и обсуждении. Однако чувствуется равнодушие в салоне Анны Павловны Шерер.
Человека с пытливым умом светское общество Петербурга скорее разочарует. Главный пример — Пьер Безухов, человек искренний и добрый, который не может скрывать эмоции под маской безразличия, как это делают окружающие. Основу петербургской верхушки общества составляют люди, которым необходимы и близки такие рауты. У них формируется шаблон характерного поведения, который распространяется на всех окружающих. В их семейных отношениях мало искренности, все поглотили холодный расчет и корысть. Отличный пример — семья Курагиных.
Московский высший свет
Это общество имеет много отличий, но и сходство есть. Все начинается со светского приема в доме Ростовых. Действия происходят в Москве. Л. Н. Толстой показывает дом Ростовых во время именин. Прием перенял особенности петербургского общества: собравшиеся обсуждают новости, только местные, а не мирового значения. Затем в комнате появляются дети, и читатель проникается большим доверием к такому высшему свету.
Особенности московского круга заключаются в радушии. Здешние аристократы похожи на большую семью, где все друг про друга все знают. Такое общество гораздо ближе к народу, ценит его традиции. Чувствуется, что расположение Толстого склоняется к московскому дворянству. Даже его любимые персонажи Ростовы живут в этом городе. Видно, что автор не одобряет сплетни в круге этих людей, но даже такая особенность не портит впечатление о большой московской «семье».
Ростовы добродушны и открыты всем сердцем. Граф и его родные честны и не лицемерят, как гости салона Шерер. Еще одни члены московского общества — семья Болконских. Они живут в уединении, не посещают приемы после беременности жены князя Андрея. Эти семьи не соответствуют петербургским понятиям, потому что восхищаются простыми вещами и житейскими вопросами. Даже Пьера Безухова раздражает наигранность салона Шерер в Петербурге. Его жена Элен, яркая представительница этого круга, не в состоянии повлиять на него, потому что стремится лишь к богатству.
Алчные представители верхушки
В произведении Толстого галерея персонажей просто поражает. Если говорить кратко, то верхушка общества воспринимается как сила, правящая страной. В центре находится царский двор во главе с императором Александром. Лев Николаевич рисует его образ как марионетку, за которую принимают решения уполномоченные лица: министры, придворные, чиновники, советники.
У императора отсутствует собственное мнение. Принимает решения он, только исходя из чужих советов. По мнению Толстого, излишняя роскошь отнимает у человека возможность думать здраво. Вокруг императора бесконечно возникают интриги, и верхушка процветает, даже если у простого народа все плохо. Армия голодает и постоянно обкрадывается интендантами, гибнет от бесполезных сражений. Проигрываются войны, в то время как царский двор наполнен алчными и бездарными личностями, стремящимися к власти.
Приближенные царя
Приближенным императора Л. Н. Толстой уделяет особое внимание. Писатель разоблачает высшие круги двадцатых годов в их безразличии к народу. Как бы простые люди ни страдали, светские салоны продолжают действовать, а это значит, что проводятся и пышные балы. Все придворные царя говорят о патриотизме, но никто не заботится о благополучии страны, потому что их интересы ограничены собственным выживанием и паразитированием. Чтобы увидеть полную картину, нужно рассмотреть несколько ключевых героев светского общества:
- Князь Василий Курагин — министр при царе, постоянно стремится к обогащению. Его сын Ипполит работает дипломатом, однако при этом практически не может нормально говорить на русском, постоянно бессмысленно шутит. Другой его отпрыск, Анатоль, — гвардейский офицер, он даже не знает, в каком полку числится. Парень живет пустой жизнью: вино, женщины и абсолютное безразличие ко всему остальному.
- Еще один ребенок князя — Элен Курагина. Она глупа и лицемерна, однако пользуется успехом в светском обществе. У Элен множество поклонников, которые пишут ей стихи, посвящают трактаты. Ее высокое положение в обществе является образом разоблачения дворянских нравов.
- Борис Друбецкой — еще один отличительный персонаж золотой молодежи в романе. Он сын княгини, который постоянно желает только двигаться по карьерной лестнице. В Борисе нет ни капли совести и понимания, он гонится за славой и почестями. Здесь ни о какой духовности и речи быть не может.
- Авантюрист Долохов только и думает о попойках, а также любит играть с жизнями людей. Это символ неверной воинственности, о героизме в его случае говорить не стоит.
- Московский губернатор Растопчин — жестокий и самовлюбленный тип. Ничего не знает о народе и ничем ему не помогает. Он только распространяет неуместные листовки и отдает бесполезные приказы об организации народной защиты.
Имеет много недостойных развлечений светская молодежь. В «Войне и мире» Л. Н. Толстой поэтому охватывает не отдельные личности, а целые семьи, ведь именно с родителей дети берут пример, получают основы добропорядочности или духовной пустоты.
Аристократия как образ
Граф Кирилл Безухов богат и знатен, живет ради получения выгоды. У него есть имение, деньги и власть. Гости Анны Павловны Шерер эгоистичны и постоянно плетут интриги. В противовес этим лицемерным личностям автор показывает старого князя Болконского — верного защитника народа и отечества.
В романе-эпопее Толстого противостоят два типа высшего общества, однако произведение несет изобличительную окраску. Писатель старался показать свою любовь к народу и безразличие со стороны дворянства.
Петербургское общество относится к простым людям и отечеству с полным пренебрежением. Ими руководят жажда наживы и практичность. Светские беседы в салонах превращаются в клевету и злоязычие. Люди такого круга постоянно остаются в масках умных и искренних представителей высшего общества, однако на самом деле за этим стоит притворство, ставшее привычкой. Л. Н. Толстой называет их трутнями, потому что видит лишь моральное разложение, паразитизм и праздность. За действиями высшего света не осталось человечности, есть только ложь и корыстолюбие.
Писатель старался создать полный образ верхушки общества XIX века, передать суть народного единения со всеми негативными и светлыми чертами. Истинный образ светского круга передан без лести и украшений, чтобы достоверно передать первооснову русской души и отношение к важным ценностям — дому, отечеству, семье.
Противостояние двух сторон, светлой и темной, описывает представление об обществе как силе, формирующей мнения, тип мышления и натуру. Л. Н. Толстому удалось передать характер ярких личностей, которые смогли выиграть войну не за счет алчности и паразитирования, а благодаря нравственности и героизму.
Предоставленный материал поможет написать сочинение на тему «Сущность высшего общества в романе Толстого». В сканворд часто добавляют вопросы, связанные с книгой.