Краткая биография Е. А. Баратынского: факты о поэте

Евгений Абрамович Баратынский Биографии

Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, друг и последователь Александра Сергеевича Пушкина, живший и творивший в начале девятнадцатого столетия. Биография Е. А. Баратынского поможет узнать, почему его считают одним из наиболее недооцененных представителей русской литературы золотого века и почему приписывают предсказание собственной смерти.

Детство и юность

Будущий поэт родился 19 марта 1800 года под Тамбовом. Его отец, поляк Абрам Баратынский, долгое время служил офицером в Преображенском полку, состоял в свите Павла Первого. Мать, Александра Федоровна, происходила из дворянского рода Черепановых, до рождения сына была фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

Семья Баратынского

Отец Баратынского скоропостижно скончался в 1810 году. Мать была вынуждена взять на себя заботы о воспитании детей. Маленький Евгений получил достойное домашнее образование, изучал итальянский, французский и немецкий языки. С детства он грезил петербургским Пажеским корпусом, куда и поступил в 1812 году. Это заведение считалось лучшим местом для обучения детей знатных дворянских фамилий.

Несмотря на желание посвятить себя военно-морской службе, юноша плохо учился и сопротивлялся установленным порядкам, из-за чего был исключен из корпуса в 1816 году. Невозможность продолжать обучение Баратынский принял болезненно.

Примерно в это же время в молодом человеке проснулся явный интерес к литературе. Годы, проведенные в семейном имении после его исключения из Пажеского корпуса, прошли с пользой. Он много читал, в основном, труды отечественных и зарубежных классиков, совершенствовал свои знания и делал первые шаги на поприще литературы.

Военная карьера

После нескольких лет уединенной жизни Баратынский решил покинуть материнское имение и стал рядовым Егорского полка. В тот период начинающий поэт сблизился с А. Дельвигом, который ввел его в круг подающих надежды литераторов и познакомил со своим лицейским товарищем А. Пушкиным.

Позже Баратынский напишет множество стихотворений, адресованных его знакомым-литераторам. Среди них:

  • «Мой Гораций» (1819), «Напрасно…» (1821) к А. Дельвигу
  • «Прости, поэт!» (1820) к В. Кюхельбекеру;
  • «Осень» (1837) к А. Пушкину;
  • «Память поэту» (1841) к М. Лермонтову.

Стих «Осень»

Все свободное от службы время молодой поэт посвящал написанию стихотворений, пробовал жанры элегии, мадригала и эпиграммы. Он стал частым гостем различных литературных мероприятий. В 1819 году его творчество вступило в осознанную фазу, автор приобрел собственный, ни на кого не похожий стиль.

В начале 1820 года Баратынский получил повышение по службе и уехал в Финляндию в качестве унтер-офицера. Он много писал, вдохновляясь суровой, но прекрасной финской природой. Его поэзия все больше приобретала выраженный романтический характер. Общее настроение стихотворений того времени было элегическим.

Наиболее яркими стихами «финской» поры в творчестве Баратынского являются:

  • «Больной» (1821);
  • «Финским красавицам» (1820);
  • «Водопад» (1821);
  • «Весна» (1820) и т. д.

Несмотря на историческую обстановку на родине и волнения среди декабристов, в число которых вступило несколько его приятелей, Баратынский оставался подчеркнуто аполитичным. За ним закрепилась слава диалектика, а не реакционера.

Графиня Аграфена Закревская

Через четыре года службы Баратынского перевели в Хельсинки, столицу Финляндии. Там он встретил свою первую серьезную любовь — замужнюю графиню Аграфену Закревскую, состоявшую в родстве с Толстыми. Баратынский посвятил Закревской множество трогательных и печальных стихотворений. Кроме того, он вдохновился ее образом, создавая лирический портрет Нины, одной из героинь его поэмы «Бал» (1825−1828).

В 1825 году поэта произвели в офицеры и отправили на службу в Петербург, затем в Москву. Баратынский, уставший от военной службы и от постоянных разъездов, решил выйти в отставку. Его прошение удовлетворили в краткий срок. В 1826 году поэт начал новую жизнь.

Гражданская жизнь

Баратынский, отвыкший от регулярных светских визитов и необходимости в учтивом общении с неприятными ему людьми, тяготился пребыванием в Москве. Ситуацию спасло его судьбоносное знакомство с Анастасией Львовной Энгельгардт (1804 — 1860), впоследствии ставшей его женой и родившей ему девять детей.

Анастасия обладала интересной внешностью, хоть и не была признанной красавицей. Она имела острый ум и нервный характер. Чтобы лишний раз не беспокоить жену, Баратынский докладывал ей о любых своих перемещениях и редко приглашал гостей в дом, из-за чего потерял связь со многими приятелями.

Благосостояние жены позволило поэту не задумываться над решением финансовых вопросов. Поэтому после выхода в отставку в жизни Баратынского осталось одно главное дело — его литературное творчество, которое активно развивалось в те годы. В течение пяти лет в печать вышло четыре поэмы автора:

  • «Эда» (1826);
  • «Пир» (1827),
  • «Бал» (1828);
  • «Цыганка» (1831).

Несмотря на то что поэта активно печатали, особой любви критиков того времени ему так и не удалось заслужить. Его нередко обвиняли в подражании Пушкину, в преувеличенном романтизме и в отстраненности от революционной реальности.

Рассказ «Перстень»

В 1830 году в жизни Баратынского произошел неприятный инцидент. Его приятель по московскому литературному кружку И. Киреевский владел журналом «Европеец», где издавал произведения своих современников. Специально для него поэт написал свой первый рассказ детективного жанра «Перстень», ставший его единственным произведением в прозе.

В свет вышло лишь два выпуска журнала, третий номер был изъят из продажи. Киреевского обвинили в политической пропаганде под видом литературной критики. Сообщение о внезапном запрете журнала сильно расстроило поэта. Он решил отложить публикацию рассказа на некоторый срок. Согласно Википедии, «Перстень» был опубликован только в 1832 году.

После ситуации с «Европейцем» в творчестве Баратынского наступил период затишья. В течение четырех последующих лет он написал не более десяти новых стихотворений. Он занимался редактированием старых рукописей, подготавливал их к изданию в рамках собрания сочинений, но не брался за какие-либо большие литературные работы.

Итогом длительного перерыва стал выход второго сборника ранее написанных стихотворений, презентованного публике в 1835 году. В тот момент Баратынский считал, что достиг пика своего творчества. Он проводил много времени с семьей, управлял капиталом. Кратко говоря, вел спокойную обывательскую жизнь.

Последние годы

Поздняя поэзия Баратынского приобрела новые черты, абсолютно не свойственные произведениям, созданным в начале его литературного пути. Он отрицал привычный ему романтизм, на первый план выводил риторику, избавлялся от эмоциональных эпитетов, провозглашал подчеркнутую сухость изложения.

Современники поэта с недоумением наблюдали за его литературными экспериментами. Критические статьи, посвященные позднему творчеству Баратынского, сильно ранили его самолюбие. В его письмах к близким друзьям сохранилось немало упоминаний о различных конфликтах с известными литераторами. Наиболее сильный из них произошел с В. Белинским, который обвинил поэта в том, что его новое творчество отвращает читателей от истинной поэзии.

Сборник стихотворений «Сумерки» (1842)

Результатом серьезных душевных переживаний автора, фактически оказавшегося противопоставленным всему литературному обществу середины девятнадцатого века, стал последний, самый сильный и глубокий сборник его стихотворений под названием «Сумерки» (1842).

В конце 1843 года Баратынский вместе с семьей отправился в долгожданное путешествие за границу. Поэт втайне надеялся отвлечься, получить новые впечатления и избавиться от гнетущего ощущения непризнанности. Он посетил множество европейских городов, познакомился с известными зарубежными литераторами, но нигде не оставался подолгу.

Последним пунктом назначения семейного путешествия Баратынских стал Неаполь. По прибытии в город у Евгения Абрамовича случился очередной приступ сильной мигрени, от которой он страдал на протяжении долгого времени. 29 июня 1844 года он умер на руках у своей жены. Интересно, что еще в далеком 1819 году молодой Баратынский написал стихотворение «Прощание», содержащее слова «в стране чужой окончу я мой век унылый», ставшие для него пророческими.

Смерть Баратынского не вызвала общественного резонанса. Он нашел свое временное пристанище на одном из кладбищ Неаполя, но через год его тело перевезли в Петербург для последующего захоронения на территории Александро-Невского монастыря. Несмотря на то что на панихиду по поэту были приглашены все его давние друзья и знакомые, кроме родных с ним пришли проститься лишь В. Сологуб, П. Вяземский и В. Одоевский.

В начале двадцатого века творчество автора обрело новое прочтение благодаря поэтической школе символистов, представители которой заново открыли его для соотечественников. К примеру, В. Брюсов считал Баратынского поэтом-мыслителем, а Д. Мережковский называл его вдохновленным диалектиком.

Поэт Баратынский

Евгений Абрамович Баратынский стоял у самых истоков русской классической поэзии золотого века. Он не стремился к известности и никогда не задумывался над составлением автобиографии, считая, что всю правду о себе он уже выразил своим творчеством.

Стихотворения его строги и одновременно торжественны. В них нет легкости и богатой образности, однако они несут в себе глубокий подтекст. И хоть их лексика иногда кажется устаревшей и сложной для понимания, их по-прежнему проходят на уроках литературы, потому что мысли и чувства, которые автор в них вкладывал, не теряют актуальности и по сей день.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector