Казимир Малевич оставил после себя не только необычные картины, но и новые направления в искусстве. Несмотря на долгий и тернистый путь к признанию и славе, он трудился не покладая рук и иногда даже жил в бедности. Но теперь его творчество известно во всём мире. Биография Малевича — это своего рода руководство для тех, кто, несмотря на жизненные трудности, идёт своей дорогой и добивается поставленных целей.
Семья и образование
Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в Киеве. По национальности он поляк, имел гражданство РСФСР и СССР.
Встреча с живописью
Казимир был старшим из детей в семье Малевичей. Всего у них было 14 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Отец семейства, Северин Антонович, работал на саховаренных заводах, а мать, Людвига Александровна, занималась хозяйством.
Раннее детство Казимира прошло в украинских сёлах и деревнях, где была яркая, красивая природа. Это повлияло на творчество художника в будущем. Кроме того, он научился от матери приёмам женского рукоделия. Казимиру нравились вышивки и кружева Людвиги Александровны.
Говоря кратко, впервые Малевич познакомился с живописью в 11 лет, когда отец взял его на ярмарку сахароваров. Мальчик был поражён картиной, на которой была изображена девушка, чистящая картошку. Это оставило впечатление в памяти ребёнка, как и деревенская природа.
После ярмарки Казимир начал рисовать, но отец был против этого увлечения. Он хотел, чтобы сын продолжал его дело. Однако мать поддерживала ребёнка и покупала ему краски. В 17 лет Малевич стал учеником Киевской рисовальной школы художника Николая Мурашко.
Учёба и творчество
Художественным азам в рисовальной школе Казимир учился год. В 1896 году семья оставила Украину и переехала в Курск, где будущий художник стал работать чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги. В свободное от работы время он усердно рисовал. Позже он решил переехать в Москву, так как ему не хватало художественного образования. Казимир накопил денег и в 1907 году переехал.
После переезда он изучал историю живописи и различные техники рисования в школе Фёдора Рерберга. В то время он написал религиозные картины в стиле импрессионизма, а также работал в духе авангардизма. В докладе можно отметить, как сам Малевич признавался, что поначалу подражал иконописи, далее он изображал трудящихся крестьян, а потом писал садовников, купальщиков, горничных, служащих.
Художник писал в таких стилях:
- Импрессионизм.
- Экспрессионизм.
- Кубизм.
- Футуризм.
- Кубофутуризм.
- Супрематизм — направление, основанное самим Малевичем.
Малевич соединял различные стили в своих работах. И хотя жил в бедности, вместо холстов он использовал то, что находилось в его доме. Например, на полках этажерки он написал три работы: «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» и «Корова и скрипка». Малевич даже работал над созданием оперы «Победа над Солнцем» — придумал декорации, эскизы костюмов и освещение.
Центральной работой в творчестве художника стал «Чёрный квадрат», который был написан в 1915 году. Картина является частью триптиха, куда вошли «Чёрный крест» и «Чёрный круг».
В 1927 году Малевич поехал в Европу, где состоялась выставка его картин. Это был его первый и последний выезд за границу. Когда художник вернулся домой, его обвинили в шпионаже и арестовали на три недели. В качестве интересного факта в реферате можно указать, что большинство его работ осталось в Европе, поэтому для выставки в Третьяковской галерее он заново корпел над холстами.
Далее художника преследовали за его творчество и арестовывали за антисоветскую пропаганду на три месяца. В 1932 году Малевич стал писать исключительно портреты, а вместо своей подписи на холстах оставлял чёрный квадрат.
Судьба авангардиста
Биография художника Малевича интересна не только его становлением как профессионала, но и личной жизнью. Автор «Чёрного квадрата» был несколько раз женат.
Личная жизнь
В 1901 году Казимир женился на 16-летней дочери курского врача, которую звали Казимира Зглейц. В браке у них родился сын Анатолий и дочь Галя. Решив переехать в Москву, Малевич оставил жену и детей в Курске. Спустя восемь лет брака супруги расстались, но оформить развод в то время было проблемно. Вообще, семейная жизнь не стояла у художника на первом месте. Выбирая между искусством и семьёй, он всегда выбирал первое.
В 1911 году Малевич стал жить с Софьей Рафалович. Она поддерживала Казимира в то трудное время, когда у него не было денег. Из сообщений историков ясно, что Софья из всех жён Малевича была равна ему по духу.
Долгое время у них не было детей. В итоге в 1920 году Софья родила дочь Уну и вскоре умерла. Уна осталась на попечении у бабушки.
В 1925 году художник встретил Наталью Манченко, а спустя два года они поженились. Супруга была на 23 года моложе мужа. Детей у них не было.
Смерть Малевича
Художник скончался в 1935 году в Ленинграде от рака предстательной железы. Он умер на глазах своих любимых женщин — супруги Натальи, дочерей Гали и Уны, матери Людвиги Александровны. Незадолго до своей кончины Малевич расписал, какими должны быть его похороны. Он спроектировал гроб в виде креста с раскинутыми руками. А на его могиле поставлен кубический монумент с изображением черного квадрата. Прах захоронен под излюбленным дубом художника рядом с деревней Немчиновка.
Малевич оставил существенный вклад в формирование художественных направлений и стилей за свою краткую жизнь. Его работы можно увидеть в музеях:
- Москвы.
- Санкт-Петербурга.
- Саратова.
- Лондона.
- Нью-Йорка.
- Нью-Хейвена.
- Парижа
- Кёльна.
- Амстердама.
Сегодня творчество художника стоит очень дорого. «Супрематическую экспозицию» эксперты оценивают в 86 миллионов долларов, а «Чёрный квадрат» — в 20 миллионов долларов.