Интересные факты из жизни Валерия Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов Биографии

Валерий Яковлевич Брюсов — самобытный поэт, прозаик, критик, драматург и историк, творивший на рубеже XIX—XX вв. еков. Интересные факты из жизни Валерия Брюсова помогут оценить масштаб личности литератора, прошедшего путь от никому не известного молодого амбициозного автора до идейного лидера и вдохновителя русского символизма.

Детство и юность

Будущий поэт появился на свет 1 декабря 1873 года. Его мать происходила из небогатой купеческой семьи, а отец был потомком костромских крестьян, которым удалось откупиться от хозяев и стать свободными. Родители не уделяли особого внимания правильному воспитанию мальчика, однако привили ему любовь к чтению.

Отец поэта страдал о зависимости к азартным играм. Семья бедствовала. Мать делала все возможное, чтобы дети получили достойное образование. В 1885 Валерий поступил в хорошую московскую гимназию, где проучился четыре класса и отчислился из-за конфликта с руководством. Мальчик перевелся в другую гимназию, которую с успехом закончил в 1893 году.

Несмотря на то что юный Валерий проявлял большой интерес к точным наукам, любил заниматься математикой, биологией и историей, его главной страстью была литература. Вдохновение молодой поэт искал в творчестве французских символистов:

  • Ш. Бодлера;
  • П. Верлена;
  • С. Малларме;
  • А. Рембо.

Валерий Брюсов в юности

По окончании школы молодой Валерий подал документы в Московский университет, где проучился вплоть до 1899 года. Основной специальностью поэта была филология. Кроме того, он посещал исторические лекции.

Получив диплом, автор решил посвятить свою жизнь литературе и поступил на работу в периодическое издание П. Бартенева «Русский мир», где трудился на должности секретаря-редактора.

Личную жизнь Брюсова можно назвать насыщенной. В 1892 году поэт познакомился со своей первой возлюбленной, Еленой Красковой. Отношения их были недолгими и трагическими. Они прервались смертью девушки, скончавшейся от оспы.

Вторая любовь настигла автора в студенчестве. В университетские годы он был завсегдатаем театров. После одного из спектаклей его представили актрисе Наталье Раевской, которая покорила его своей красотой и умением держаться на публике. Их отношения были страстными, но недолгими. Пара разошлась в начале 1894 года.

Через несколько лет поэт встретился с чешской переводчицей Иоанной Рунт, которая стала его верной спутницей на всю оставшуюся жизнь. Молодые люди поженились в 1897 году. Среди современников литератора ходило немало пересудов, касающихся интересных фактов о Брюсове, в частности, о его браке.

Несмотря на то, что союз с Иоанной внешне выглядел крепким и продлился до самой смерти Валерия Яковлевича, поэт позволял себе многочисленные измены и не скрывал их от жены.

Символизм в творчестве автора

Сборники Брюсова «Русские символисты»

Юношеское увлечение французскими поэтами-символистами наложило колоссальный отпечаток на все творчество Брюсова.

В 1895 году он выпустил три сборника, объединенных названием «Русские символисты», где напечатал как собственные стихотворения, так и произведения нескольких университетских товарищей.

Сборники вызвали широкий общественный резонанс. Многие из стихотворений были названы бессмысленными и чрезмерно претенциозными.

Для того чтобы создать мистификацию вокруг своего проекта и имитировать впечатление о сотрудничестве с множеством авторов, Брюсов придумал подписывать собственные стихотворения разными именами и таинственными аббревиатурами. Среди псевдонимов были:

  • Аврелий;
  • Бр-ов В.;
  • Пентаур;
  • Веригин А.;
  • Москвитянин;
  • Александр;
  • Бакулин В.;
  • Спасский;
  • Гармодий и т. д.

Первые самостоятельные сборники автора («Шедевры» (1895) и «Это я» (1897)), выпущенные под его именем, были прохладно встречены критикой. Их называли декадентскими, отстраненными, избыточно мечтательными и далекими от реального мира.

Наряду с написанием стихов, Брюсов активно продвигал идеи символизма в массы. В частности, он был главой «московского» подразделения школы (в Петербурге эту должность занимал Д. Мережковский при поддержке А. Добролюбова). Вместе со своими товарищами в 1899 году он организовал работу издательства «Скорпион», которое стало сотрудничать с молодыми прогрессивными поэтами.

Ежемесячный журнал «Весы»

В начале 1904 года автор смог привлечь внимание мецената С. Полякова, выделившего деньги на создание ежемесячного журнала «Весы», выходившего под эгидой «Скорпиона». Поэт был бессменным руководителем периодического издания вплоть до его закрытия, произошедшего в 1909 году. Среди постоянных сотрудников «Весов» были такие представители отечественной литературы, как:

  • А. Белый;
  • К. Бальмонт;
  • М. Волошин;
  • Ф. Сологуб;
  • З. Гиппиус;
  • Н. Гумилев;
  • В. Розанов и т. д.

Интересный факт из биографии Брюсова: среди своих ровесников поэт пользовался большим авторитетом. Для юных дарований он был настоящим «жрецом», «магом», «пророком», несущим в массы принципы таинственного символистского течения.

Однако недруги литератора были иного мнения о его персоне. Согласно их едким комментариям, ему больше удавалось администрирование и учительство, чем писательство. В частности, М. Цветаева говорила, что у Брюсова совершенно нет ни авторского чутья, ни творческого слуха, необходимых настоящему поэту.

Начало нового века

В первые годы двадцатого столетия в жизни Брюсова наступил очередной этап. Он окончательно порвал с декадентством и посвятил себя символизму. В стихотворениях автора появилась урбанистическая тематика, он начал обращаться к античной литературе и древнегреческим мифам, заимствуя из их текстов яркие, запоминающиеся образы. К сборникам «мифологическо-урбанистического» периода Брюсова относятся:

  • «Третья стража» (1900);
  • «Граду и миру» (1903).

Первая русская революция 1905 года привнесла в творчество поэта темы фатализма, непоправимого распада, гибели всего живого. Произведениями, написанными в этот период, являются драма «Земля» (1904), стихотворение «Грядущие гунны» (1905) и прозаический рассказ «Последние мученики» (1906).

Стихотворение «Грядущие гунны» (1905)

Наиболее известным сборником Брюсова, считающимся вершиной его литературного творчества, является «Венок» (1905). Книга наполнена гражданской лирикой. Она прославляет свержение старого режима и поет гимны новой, свободной от капиталистического уклада жизни.

Следующие несколько лет поэт почти не писал стихов и посвящал свое время редакционной работе в символистских журналах. Он организовывал многочисленные презентации, открывающие литературному обществу Москвы таланты младших последователей, искал спонсоров для издания их работ.

В 1913 году у автора вышел крупный роман «Алтарь победы», который не остался без положительной оценки критиков. Примерно в то же время умерла любовница Брюсова, Н. Львова, ушедшая из жизни из-за мучительного разрыва с женатым литератором. Впоследствии он посвятил девушке один из наиболее мистифицированных сборников в своем творчестве: «Стихи Нелли» (1913−1916).

В 1914 году Брюсов ушел на фронт, где служил штатным корреспондентом газеты «Русские ведомости», но был поражен ужасами войны и вернулся в тыл до окончания конфликта.

Последние десятилетия жизни

С 1908 по 1920 год автор был председателем правления «Московского литературно-художественного кружка» — своеобразного клуба, являвшегося местом сбора всей интеллигенции города.

Стихи Брюсова

Период с 1915 по 1920 год в творчестве Брюсова принято называть застойным. Несмотря на то что за это время им было создано несколько произведений, ни одно из них не смогло превзойти успех ранее написанных творений. В поэзии позднего Брюсова исчезли важные для него новаторство и метафоричность. Его полностью поглотила революционная тематика («Работа» (1917), «Товарищам-интеллигентам» (1919), «Только русский» (1919)). Современники язвительно называли его «первопроходцем литературной Ленинианы» и заявляли об исчерпанности его таланта.

В отличие от многих представителей интеллигенции, Брюсов поддерживал Октябрьскую революцию 1917 года и не протестовал против пришествия Советской власти. В это время он был одним из важных участников культурной жизни столицы, возглавлял многочисленные комитеты, отвечающие за организацию и поддержание литературных ячеек. К примеру, на протяжении трех лет он являлся председателем Всероссийского союза поэтов. В 1920 присоединился к Российской Коммунистической партии, считал себя большевиком.

В последние годы жизни Брюсова настиг глубокий творческий и личностный кризис. В 1920-х он вновь решил изменить курс своей поэзии на футуризм и создал несколько сборников («Дали» (1922), «Спеши!» (1924) и т. д. ), отличавшихся специфической подачей материала и пропитанных узкоспециализированными терминами, прославляющими научно-технический прогресс.

Могила Брюсова

9 октября 1924 года Валерий Брюсов скоропостижно скончался от воспаления легких на руках у своей преданной жены Иоанны. Он был с почестями похоронен на территории московского Новодевичьего кладбища.

Несмотря на то что Брюсов неоднократно заявлял о собственной гениальности, называл свои произведения шедеврами и со снисхождением взирал на многих товарищей по перу, он так и не смог возглавить пантеон отечественных писателей и поэтов. Его творчество, мятущееся и новаторское, одновременно непонятое и переоцененное, заняло свою нишу. Однако больше он запомнился современникам как учитель и идейный вдохновитель, сумевший взрастить поколение молодых и талантливых литераторов двадцатого века.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector