Информация о философии древней Индии: кратко об основных положениях

Философия древней индии кратко История

Древнейшей цивилизацией на Земле по праву считается индийская, зародившаяся на полуострове Индостан больше 6000 лет назад. Местные жители, населявшие тогда островное государство, постоянно находились в поиске своего места в мире, осмыслении и философствовании. Именно здесь зародились истоки мировоззренческих учений. Так и появилась философия Древней Индии, кратко изложенная в книгах Чаттерджи и Датта.

Общая характеристика

Зарождение индийской философии произошло в середине первого тысячелетия до н. э. Учитывая различные исторические источники, древнеиндийские мысли о философствовании разделяются на 3 основных этапа, относящихся к ортодоксальным и неортодоксальным учениям:

 философия древней индии описание

  1. Ведический, предпосылки для которого появились в XV — VI столетии до н. э.
  2. Эпический — время создания известнейших эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». В учениях изучались глобальные философские проблемы. В этот период состоялся выход на арену буддизма и джайнизма, датирующийся VI — II веком до н. э.
  3. Эпоха сутр — время от II столетия по VII в. н. э. Этот период стал предпосылкой для формирования кратких трактатов, описывающих отдельные проблемы.

На протяжении тысячелетий особенности древнеиндийской философии развивались непрерывно и закономерно без кардинально меняющихся идей и точек зрения.

Основные положения древнеиндийской философии

Охарактеризовать философские индийские мысли можно в нескольких словах. Основные положения описываются в Ведах. А толкования можно найти в более поздних трудах философов. Написанные на санскрите Веды состояли из четырех частей (Самхиты, Араньяки, Упанишады, Брахманы). Философия Древнего мира кратко, самое главное:

 индийская философия

  • достижение совершенства внутреннего человеческого мировоззрения;
  • предостережение от ошибочных размышлений, способных принести в дальнейшем страдания;
  • строгое верование в неменяющуюся нравственность Вселенной;
  • знание — спасительный источник для человечества;
  • незнание — условие для достижения постоянных страданий;
  • принятие Вселенной, как благодатной почвы для высоконравственных поступков;
  • возможность получить знания только методом долгого сознательного погружения.

Помимо этого, древнеиндийские философы утверждали, что разум является единственным путем к спасению человечества. Необходимо отказываться от всех слабостей и руководствоваться в делах умом.

Системы Древней Индии

В древнеиндийские времена философские школы делились на 2 группы. Джайнизм и буддизм относились к неортодоксальным системам, не признававшим Веды единственным авторитетным источником познаний. Ведическими же ортодоксальными школами считались такие как йога, санкхъя, вайшешика, ньяя, веданта, миманса. Некоторые из них были дружественными.

Неортодоксальные школы

Появление неортодоксальных философских систем связано с поклонением материализму. Основанием для развития учений стало человеческое тело и чувства без участия эфемерной души. Целью школ являлось достижение нирваны — гармоничного состояния и взаимодействия человека со Вселенной, потери всевозможных земных желаний, ощущений, растворения в космическом пространстве.

 философия древней индии

Джайнизм учил тому, что все живое, которое населяет планету, состоит из одинаковых атомных частиц, что приравнивает существ перед Вселенной. Причинение любого вреда живому созданию равноценно было смертному греху. Достичь просветления при изучении джайнизма могли только избранные. Для этого простую еду приверженцам такой философии необходимо было заменять энергией солнца.

Им нельзя было отвечать насильственными действиями на зло, так как причинение время всему живому запрещалось учениями. Учение можно сравнить с отшельничеством.

Буддизм — философское учение, согласно которому каждый человек должен жить ради отречения от всех земных блаженств, ведущих к неизбежным страданиям. Приверженцы буддистских школ должны придерживаться единого правила личностного поведения — невозможность причинить вред окружающим.

Создателем учения стал Гаутама — индийский принц, которого позднее стали называть Буддой (в переводе на русский язык означает «пробужденный»). Вырваться из страдальческого круга можно было с помощью медитации и нирваны.

Ортодоксальные учения

Первой ортодоксальной школой стала ньяя. Согласно ее учениям, познать мир человек может, воспользовавшись собственными органами чувств. Основой формирования системы стали метафизические проблемы, исследующиеся логически. Основной человеческой целью в этой жизни считалось освобождение.

Далее начали появляться другие ортодоксальные школы:

 древнеиндийская философия

 древнеиндийская философия кратко

  1. Вайшешика — учение, проповедовавшее вечность жизненного круговорота, состоящего из взаимосвязанных преображений и изменений телесных оболочек. Это понятие получило название «колесо Сансары» с вечными перевоплощениями. Простыми словами — душа человека способна перерождаться в новом теле, находясь в постоянном поиске гармоничности и идеала.
  2. Йога — философия, основанная на практике, направляющейся на изучение окружающего мира и собственного места в нем. Из положений системы становится понятно, что личность, достигшая гармонии, способна руководить своим телом духовно. Цель изучения йоги заключается в полноценном подчинении тела разуму.
  3. Веданта — влиятельнейшая древнеиндийская школа философии, учения которой основывались на толковании Упанишад. Основывалась система на единстве и бесконечности всего Брахмана (безличное начало). Для получения свободы необходимо было воспользоваться Атманом человека (высшим «я», абсолютом).
  4. Миманса — система, занимавшаяся объяснением ведических ритуалов. Основой учений являлась идеология долга, представлявшая собой жертвоприношение.
  5. Санкхъя — философия дуализма, которая была основана Капилой. Согласно этому учению, мир состоит из двух начал — материи и духовности. Согласно системе, пракрити всегда считалась главенствующей составляющей. Цель философских суждений заключалась в отвлечении духа от материи, основанного на человеческом опыте и размышлении.

Подробно философия Древней Индии рассматривается в книгах, написанных специально для европейцев на понятном языке. Оттуда можно почерпнуть немало идей для написания реферата. К таким трудам стоит отнести книгу профессора Калькуттского Университета, написанную в 2003 году «От санкхъи до веданты».

Или работу Мюллера Макса, датированную 1995 годом выпуска, «Шесть систем индийской философии». Их прочтение поможет по-новому взглянуть на древнеиндийские учения, изучить верования школ глубже, что поможет при написании научной работы, доклада.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector