События прошлого позволяют узнать не только культуру и быт древних цивилизаций, но и не допустить повторения их ошибок. В разные времена существовали государства, для которых характерны свои особенности правления и происходившие события. Например, даже если рассмотреть кратко крито-микенский период, полученной информации будет достаточно для общего понимания обычаев того времени.
Минойская цивилизация
Несмотря на общее название, микенские и критские очаги культуры и государственности нельзя назвать полностью идентичными, хотя они тесно переплетаются между собой.
На Крите к концу III тыс. до н. э. сформировалась могучая держава, доминирующая в регионе. На господствующую роль острова указывает греческая мифология, в частности, миф о Тесее — убийце кровожадного людоеда Минотавра, полубыка-получеловека, обитавшего в знаменитом критском Лабиринте. Согласно легенде, жители Афин должны были платить Криту кровавую дань — периодически отправлять молодых юношей и девушек на растерзание зверю.
Долгое время мифы о Лабиринте воспринимались скептически, но в конце XVIII века благодаря археологическим раскопкам ученые обнаружили на Крите остатки Кносского дворца. По мнению известного британского исследователя Артура Эванса, это была резиденция легендарного царя Миноса. В его честь критскую цивилизацию и назвали минойской.
Здание действительно сильно напоминало собой лабиринт. Оно насчитывало около 300 хаотично расположенных помещений на трех этажах с необычным освещением через отверстия в потолке. Очень быстро Кносский дворец стал местной достопримечательностью и ярким примером минойской архитектуры. Это был даже мини-город с комнатами для различных нужд.
Роскошные фрески, керамические и бронзовые изделия и другие артефакты, найденные среди развалин, говорили о достаточно высоком уровне развития древних жителей острова.
Дворцы похожей архитектурной планировки были обнаружены в Маллии, Фесте, Като-Закросе. В крито-микенскую эпоху они служили административными центрами, зернохранилищами и мастерскими.
Например, в Кносском дворце, кроме тронного зала, были:
- площадки для игр и театральных действий;
- галереи;
- помещения для хранения припасов;
- лестницы;
- древнейшая в мире система канализации.
Также среди руин Кносского дворца и на территории Крита нашли много документов, свидетельствовавших о наличии на острове письменности. Причем как иероглифической, так и линейной. К сожалению, ее до сих пор не удалось расшифровать.
Общие тенденции в культуре
Тронный зал Кносского дворца демонстрирует лучшее достижения минойского искусства. Светлые стены и темно-красные, сужающиеся внизу колонны создают интересный контраст. Поверхность стен украшают яркие фрески с изображениями растений, животных и людей, выполненные в яркой и светлой палитре. Самые известные:
- «Парижанка»;
- «Дамы в голубом»;
- «Принц с лилиями»;
- «Охота на быка»;
- «Собиратель шафрана».
Большую часть фресок пришлось реставрировать. Теперь они экспонируются в музее Ираклиона.
В живописи минойцев сильно ощущается морская тематика, представленная рисунками дельфинов, осьминогов и других морских обитателей. Часто мелькают изображения быка и тавромахии, которые связывают с древним культом быка. Двуручная священная секира лабрис — одно из украшений тронного зала.
Оригинальная вазопись характеризуется светлой полихромной росписью на темной поверхности. Этот стиль получил название «камарес».
Предметы мелкой пластики — кувшины, статуэтки, ритоны — демонстрируют хорошее чувство формы у древних критян. На золотых печатях XV в. до н. э. часто можно заметить ритуальные картины. Мужской образ обычно подчинен женскому, что позволяет предположить высокую социальную роль слабого пола. На это же намекают фигурки женщин со змеями в руках: 2 статуэтки, найденные в тайниках Кносского дворца, одеты в характерные для того времени наряды.
Религия минойцев мало изучена. Храмов в привычном значении слова археологи не нашли. Предполагается, что жители Крита поклонялись своим богам на природе или в обособленных помещениях дворца.
Интересное отличие Крита — отсутствие оборонительных линий. Видимо, будучи прекрасными мореплавателями, критяне были так уверены в своем военном флоте, что не посчитали нужным позаботиться о стенах и крепостях. Их быстроходные длинные суда бороздили просторы средиземноморья и в случае необходимости могли легко отразить атаки врага.
Упадок и забвение
Упадок минойской цивилизации связан с извержением вулкана на Санторини в середине ХV века до н. э. Возможно, отсюда смог возникнуть миф об Атлантиде. Прекрасные дворцовые комплексы и дома были разрушены, а участившиеся в дальнейшем набеги враждебных народов и неурожайные годы окончательно разрушили экономическую систему когда-то могущественного Крита.
Если кратко, минойская цивилизация, точнее, ее центр, после этих событий сместился в сторону материковой Греции, где зарождались первые ахейские государства во главе с Микенами.
Микенский период (XVI-XI век до н. э.)
Связан с древнегреческим городом Микены (90 км от Афин). Цивилизация формировалась под значительным влиянием критской культуры, но с некоторыми особенностями.
В отличие от беспечных критян, микенские дворцы окружали мощные оборонительные стены с циклопической кладкой. Это были первые акрополи — дворцы-крепости, где жили их правители вместе с чиновниками, слугами, ремесленниками и торговыми людьми.
Достопримечательности и ценности
Самые известные акрополи находились в Микенах, Тиринфе и Пилосе. Наиболее грандиозным из них был Микенский, толщина его каменной стены достигала 7 метров. Знаменитые ворота были пробиты прямо в стене. Своим названием они обязаны барельефу двух вставших на задние лапы львов — символов рода Атридов, правителей города. Прямоугольные дворцы в середине имели большой внутренний зал с колоннадой, называемый мегароном: в нем царь Микен занимался государственными делами.
Сохранившиеся глиняные таблички рассказывают об устройстве государстве, а фрески и керамические изделия — об особенностях живописи и технологии изготовления глиняных предметов. Например, фигуры на фресках было принято очерчивать черным контуром, стенки микенских сосудов оказались тоньше, чем у минойцев, а краски держались лучше, рисунок больше тяготел к геометрическому орнаменту.
У критян микейцы позаимствовали технику судостроительства, водопровод и канализацию, виды оружия, мужскую и женскую одежду, фресковую живопись и несколько видоизмененное линейное слоговое письмо, которое, в отличие от предшественников, удалось расшифровать.
Главные памятки микейского периода (ювелирные украшения, золотые погребальные маски, ножи и кинжалы) найдены в некрополях — гробницах ахейских царей. Наибольшего расцвета Микены достигли в XV—XIII вв. до н. э., когда началась активная колонизаторская экспансия. Известная эпическая страница истории Микен — война с Троей, подлинность которой доказывал знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман. Он же обнаружил также руины древних Микен и золотую погребальную маску Агамемнона.
Основные достижения
Но в 1125 г. до. н. э. Микены пали перед племенами дорийцев, обладающих более совершенным железным оружием. Так закончилась эпоха бронзы и крито-микенской культуры.
К главным достижениям мекенской цивилизации относится:
- возникновение технологий изготовления золотых, медных и бронзовых изделий;
- появление гончарного круга и керамических изделий с собственным стилем росписи;
- освоение навигации, строительство вытянутых гребных судов;
- возведение дворцовых комплексов Кносса и Феста, строительство акрополей городов-государств;
- развитие живописи и скульптуры;
- появление письменности
Если вкратце подвести итоги, самый ранний и загадочный период Древний Греции связан именно с Микенами и Критом. Здесь на рубеже III-II тыс. до н. э сформировалась крито-микенская цивилизация. Ее еще называют эгейской. Она просуществовала вплоть до XIII века до н. э и погибла под натиском дорийцев — греческого племени, вторгнувшегося со стороны северных Балкан.