Особенности стихотворения «Творчество» Валерия Брюсова

Анализ стихотворения брюсова творчество Анализ стихотворений

Валерий Брюсов стал живым воплощением движения символистов в России, создав особую поэтику и разработав собственную теорию стихосложения. Черпая вдохновение в работах Стефана Малларме, Артюра Рембо и Поля Верлена, с которыми он познакомился в 1890-е годы, поэт сформировал новую литературную традицию в России. Критики особое внимание уделяют особенностям «Творчества» Брюсова, отмечая оригинальные стилистические решения стихотворения.

Истоки вдохновения

Его произведения породили множество подражаний, а насыщенная образность его стихов стала предметом частых истолкований в литературоведении. В первом сборнике «Шедевры» («Chefs d’oeuvres», 1895) отчётливо заметны мотивы восточного мистицизма, элементы древнегреческой поэтики, сказаний, влияние скандинавских и древнегерманских легенд.

Особенности творчества брюсова

Наиболее отчётливо в нём заметны символы, связанные с культурной жизнью тогдашнего Парижа, из которой Брюсов черпал своё вдохновение. Значительное влияние на поэта оказали работы Фридриха Ницше.

Внешний образ поэта не передавал всего богатства его внутреннего мира. Его часто видели в чёрном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. Воротники всегда были тщательно накрахмалены, а когда Брюсов скрещивал руки, он был похож на Наполеона. Смерть поэта в 1924 году стала утратой для сообщества, ознаменовав завершение эпохи Серебряного века, а В. Иванов отметил, что Блок и Брюсов увели вместе с собой старых поэтов из нового мира.

Влияние на эпоху символизма

Брюсов, которого сегодня школьники изучают по программе для 11 класса, был идейным вдохновителем и главой журнала «Весы», отбирая для сборника настоящие шедевры эпохи модернизма. Это выгодно отличало его от главных редакторов таких изданий, как «Перевал» и «Золотое Руно». Михаил Гаспаров называл поэта «побеждённым учителем», поскольку ученики пошли дальше него, создав самобытную культуру модернизма. Чувство неприятия молодого поколения нашло отражение в стихотворении поэта «Младшим», которое было посвящено собратьям-символистам .

Особого внимания для исследователей истории заслуживает полемика Брюсова с Лениным, изложившим своё понимание литературы в 1905 году на страницах газеты «Новая жизнь». Вскоре в «Весах» был опубликован отзыв поэта, похвалившего революционера за смелость, но упрекнувшего его за то, что в его словах не хватает подлинной «любви к свободе». Будучи настоящим мастером слова, прекрасно знакомым с европейской традицией и мировой культурой, он протестовал против всяких попыток ограничить творческие порывы художника, поместив их в узкие рамки догматических учений.

История создания

Стихотворение «Творчество» появилось 1 марта 1885 года и позднее вошло в сборник «Шедевры». Выбор названия обусловлен тем, что символиста интересовали истоки творческих порывов, которые приводят к созданию подлинных произведений искусства. Брюсов гордился своим творением, считая, что ему удалось с особой ясностью передать особенности творческого процесса в необычных образах. Неподготовленный читатель не сразу сможет разглядеть всё многообразие смыслов, которое кроется в произведении, открываясь только при подробном разборе.

После написания стихотворения поэт ещё раз обратился к подобной тематике, создавая стихотворение «Юному поэту», датированное 15 июля 1896 года. В нём он обратился к будущему поколению с тремя заветами и говорил о готовности принять поражение, если кому-то удастся их выполнить.

Фиолетовые руки на эмалевой стене

Особенности стихотворения

Брюсов стремился выразить невыразимое, описав процесс создания художественного произведения. Критики отмечали, что подчёркнутый символизм произведения и невозможность увидеть чёткий план усложняет анализ стихотворения Брюсова «Творчество». Образы кажутся не связанными между собой, автор отказывается от традиционного лирического героя. Уже первые строки отсылают к сновидности творческого опыта. Настоящий гений грезит непридуманными образами, но в определённое мгновение они предстают перед ним с отчётливой ясностью.

Брюсов творчество стихотворение

Композиционная структура

Работая над созданием стихотворения, автор тщательно продумал композицию, повторяя финальные строчки каждого четверостишия в последующем тексте. Это позволило ему создать повествовательную структуру, в которой развитие возможно только благодаря обращению к образам прошлого. Подобный творческий метод опирается на определённую цикличность произведения. Для достижения большей выразительности была выбрана двусложная стопа, при этом ударным является первый слог. Текст разбит на 3 смысловые части:

Брюсов творчество анализ

  1. первые 2 строфы отсылают к поискам вдохновения в изменчивой действительности;
  2. 3 и 4 строфы посвящены рождению образов;
  3. заключительная 5-я строфа посвящена эмоциям, которые охватывают человека, создавшего бессмертное произведение, найдя гармонию в окружающем его хаосе видений.

Хотя художники слова того времени часто экспериментировали с формой, работа написана четырёхстопным хореем с использованием смысловых акцентов на отдельных фразах. Благодаря аллитерации произведение обретает особую музыкальность, когда автор повторяет слова со звуками [з], [с], [л], [н].

Литературные приёмы

Отказываясь от привычного понимания логики, в стихотворении «Творчество» Брюсов обращается к миру эфемерных явлений. Они соединяются между собой благодаря случайности. Чтобы донести до читателей свою мысль, автор использует ряд художественных приёмов:

  • аллитерацию;
  • перекрёстные рифмы (мужские и женские);
  • эпитеты («обнажённый месяц»);
  • анафоры;
  • метафоры.

Умелое использование параллелизмов и антитез становится особенно очевидным при анализе «Творчества» Брюсова, когда образность обогащается благодаря многочисленным противопоставлениям поверхностей и контрастным сравнениям.

Лексические новации

Поэту удалось придумать ёмкие, запоминающиеся образы, создающие особую атмосферу стихотворения, а «фиолетовые руки на эмалевой стене» стали одной из самых запоминающихся строчек, на которых держится вся композиция. Брюсов использует 3 приёма, активно применявшихся в символизме:

Брюсов творчество анализ стихотворения

  1. цветопись (использование прилагательных цвета и текстур для создания определённой цветовой тональности);
  2. звукопись (аллитерации, повторения звуков);
  3. олицетворение.

Цвето-звуковое единство играет решающую роль в восприятии. Автор несколько раз повторяет слова «эмалевый» и «лазоревый», оттеняя белым цветом оттенки фиолетового, которыми он рисует образы, приходящие в грёзах «при лазоревой луне». Создавая с помощью слов картину, которая явственно предстаёт в воображении читателя, автор следует традиции, восходящей к Горацию, придумавшему принцип «ut pictura poesis» («поэзия как живопись»).

Джоан Гроссман пишет, что «прозрачные киоски» стали одним из центральных образов в этом стихе. У поэта они «вырастают», звуки «реют», а через мгновение «ластятся». Даже тишина, которая по определению остаётся неслышной, в поэтическом воображении превращается в «звонко-звучную», наполняясь доселе невиданными значениями. Постепенно звуки, доносящиеся из мира грёз, могут стихнуть, но художник не теряет умения их различать.

Способность пальм-латаний тенить, отбрасывать «трепещущую» тень на стене, за которой наблюдает безымянный субъект, отсылает к платоновскому мифу о пещере, где человек способен видеть только тени предметов, а не их подлинную сущность.

Брюсов творчество

Повторы и преобразования

Стихотворения, которые писались в XIX и начале XX века, часто заучивались наизусть и читались вслух в литературных салонах. Использование повторяющихся элементов позволяло усилить риторическое воздействие, поэтому завершающая строчка первой строфы повторяется как вторая строка в следующей строке. Если в самом начале герой видит «тени несозданных созданий», то в последней строфе «тайны созданных созданий» с «лаской ластятся» к нему, когда процесс творения приводит к запечатлению ранее не проявленного образа.

Всё, что происходит в мире творчества, постоянно претерпевает трансформации, теряя очертания и обретая новые формы. Схватывая красоту этих застывших мгновений, поэт создаёт картину изменчивого и быстротечного мира, который всегда находится в становлении.

Отзывы современников

Лирический жанр, в котором работал Брюсов, был непонятен многим современникам, но собратья по перу с интересом отзывались о его работах. Андрей Белый хвалил его за постоянство, отмечая, что авторский стиль поэта не изменился со времени написания «Шедевров». «Философ мгновения» Брюсов словно высекал свои строфы из камня, умело используя художественные приёмы Пушкина, Тютчева и Баратынского.

Он только отделывал свой творческий материал; и этот материал — всегда мрамор.

А. Белый

Зинаида Гиппиус считала его классиком и декадентом одновременно, протестовавшим против оскудения поэзии.

Он пушкинист, поклонник забытого Тютчева и отошедшего в тень Фета.

З. Гиппиус

Завсегдатаи редакции «Весов» называли его «магом» из-за интереса к творчеству средневековых мистиков. Известный критик С. Венгеров усматривал в творениях Брюсова особую торжественность, а Л. Каменев подчёркивал его ювелирное мастерство.

Наиболее характерной чертой Валерия Брюсова, по мнению Вадима Шершеневича, была его «скованная собранность», его лицо было словно списано с полотен художников-кубистов, а пристальный взгляд всегда удерживал внимание собеседника. Хотя Андрей Белый в своём очерке создал портрет, напоминающий Мефистофеля, современники отмечали, что даже старый Брюсов до конца дней сохранил в поведении детскую пытливость и любопытство.

Брюсов считал ниже своего достоинства не знать какой-либо отрасли.

В. Шершеневич

Несмотря на увлечения мифологией и историей, Брюсов умел тонко выражать вопросы, тревожившие современников, поэтому его поэзия до сих пор находит живой отклик в сердце читателя.

Статьи по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector