Распространение Реформации в Европе и причины Контрреформации

Контрреформация в европе причины История

Европа в XVI веке сотрясалась внутренними раздорами и религиозными войнами. Период борьбы за обновление католической церкви и появления новых христианских деноминаций называется Реформацией. Распространение Контрреформации в Европе стало реакцией папства на потерю политического влияния. Это выражалось в принятии решений по структурной реорганизации церкви, а также в борьбе против протестантов. Последствия этих явлений имели значение для всего мира.

Предпосылки для раскола западной церкви

Причины Реформации в Европе в 7 классе при изучении истории делят на внутрицерковные и социальные. Призывы к обновлению западного христианства звучали из глубины Средневековья. Как ведущие богословы, так и презираемые еретики выступали против очевидных расхождений догмы официальной церкви с Евангелием, где записано учение Христа:

Распространение реформации в европе

  1. Иисус говорил, что Его царство не от мира сего, в то время как Рим являлся мощной политической силой.
  2. Христианское учение делало акцент на уклонении от греха и стремлении держать себя в чистоте, однако безнравственность служителей католической церкви возмутила бы даже древнеримских императоров.
  3. Еще апостолы ясно сформулировали, что Христос уже сделал все необходимое для спасения человеческих душ, когда принес себя в жертву на Голгофском кресте. Людям необходимо лишь принять это и жить обновленной радостной жизнью. Но Римская церковь обесценила Божий дар и продавала его за деньги в виде индульгенций — «справок», удостоверяющих спасение души.

Среди предшественников Реформации можно назвать таких богословов, как Джон Уитклиф в Англии, Ян Гус в Чехии, Эразм Роттердамский в Голландии.

Народ вынужден был платить церковную десятину, а также жалование священникам, которые занимали свой пост (или несколько) лишь номинально, даже не появляясь в своем приходе. Это вызывало неприятие простых людей. Высшие сословия тоже страдали от давления и поборов церкви.

Косвенной предпосылкой для событий Реформации послужило изобретение книгопечатания, сделавшее возможным массовое распространение идей. Кроме того, произошло усиление городского населения в Германии и его выделение в новый социальный класс — бюргерство.

Тезисы Мартина Лютера

Мартин Лютер, преподаватель богословия в университете Виттенберга, изучая Библию, пришел к выводу, что человек спасается через Божью милость, благодать, которая дана людям Иисусом Христом, а не обрядами католической церкви. Папа не является представителем Бога на земле и не обладает «особыми полномочиями» свыше.

Мартин Лютер

Лютер сформулировал свои претензии в знаменитых «95 тезисах», и 31 октября 1517 года он прибил этот документ к церковной двери в Виттенберге. Это было обычным в те времена приглашением к богословскому диспуту, поэтому церковь не приняла всерьез содержание воззвания. Чтобы утихомирить буйного монаха, к нему были направлены посланники для спокойного обсуждения ситуации. Однако Лютер не отказался от своих идей, чем навлек на себя проклятие со стороны Рима.

Бунтарские идеи получили неожиданную поддержку разных слоев населения, вследствие чего события стали разворачиваться непредсказуемо. Бюргеры-горожане восстали и начали погром католических храмов. Затем подняло восстание рыцарство, также прикрывшись знаменем Реформации. Лютер осудил подобные действия, он надеялся, что его идеи будут лишь «духовным мятежом», а не «телесным». К сожалению, пламя разгорелось, и ничто уже не могло остановить его. История только начиналась.

Швейцарское пробуждение

В стране альпийских лугов и независимых кантонов для принятия новых идей требовалось заручиться большинством голосов городского совета. Большую роль в распространении Реформации в Швейцарии играли публичные богословские диспуты и проповедь Евангелия. Этот период связан с именем Ульриха Цвингли, который был убежденным проповедником и красноречивым дипломатом.

Контрреформация причины

Это, однако, не означало, что швейцарские католики безропотно приняли протестантскую реформу. В 1529 году разразилась Первая Каппельная война, а через пару лет последовал новый кризис.

Скоро у швейцарской Реформации появился новый лидер. Жан Кальвин в молодости обратился к Богу, отказался от догм католичества и вернулся к истокам христианства, то есть к Священному Писанию. В 26 лет он написал книгу «Наставление в христианской вере», которая представляла законченную богословскую систему и оказала в итоге огромное влияние на развитие общества. Его идеи переселились в Англию, Шотландию, а оттуда — в Америку и Канаду.

Одной из основных идей Кальвина является «предопределение» как в смысле Божьего спасения, так и в социальном и финансовом плане. Эта мысль часто критикуется и понимается извращенно, но, вероятно, богослов просто исходил из утверждения всеобщего авторитета Бога над всеми сторонами жизни и не имел намерения использовать веру для обогащения, как многие приписывают ему.

Франция и гугеноты

Начало Реформации на французской почве относят к 1540-м годам. Новые идеи принесли с собой резкое неприятие духовенства и раскол общества. Французские протестанты (гугеноты) жили в основном на юге страны. Правители, перешедшие на сторону Реформации, создали конфедерацию. В стране начались кровопролитные гугенотские войны и казни еретиков. Самой известной расправой стала Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года.

В 1598 г. гугенот Генрих Наваррский становится королем (причем сам он несколько раз менял религию) и подписывает Нантский эдикт, гарантирующий протестантам свободу вероисповедания. Этот указ был решительно отменен Людовиком XIV в 1685 году, после чего последовали гонения на реформатов, разрушения их храмов и массовая иммиграция в соседние страны.

Реформации в европе

Англия выбирает собственный путь

Туманный Альбион реформировал церковь «сверху». Король Генрих VIII был рад поводу возмутиться и выйти из-под власти Ватикана. Он начал с того, что сместил назначенных Римом епископов, а в 1531 году потребовал, чтобы его провозгласили главой английской церкви. В правление его дочери Елизаветы был составлен английский символ веры — «39 статей». Они стали причудливой смесью католических и реформистских идей.

Альтернативная Реформация

Термин «Контрреформация» был введен лишь в конце XIX века, поэтому неправильно было бы думать, что католическая церковь в XVI—XVII вв. представляла свою деятельность в таких понятиях. Под этим словом сейчас понимаются два явления:

Реформация в европе 7 класс

  1. Движение за церковное обновление и очищение, исходящее изнутри самой церкви по инициативе высших служителей.
  2. Действия против Реформации и новых протестантских государств (в том числе и военные).

Причины Контрреформации в 7 классе очевидны: утвердить повсеместную власть Римской церкви и предотвратить потерю влияния на глав европейских государств.

Испанская реформа

Первую (и лучшую) часть Контрреформации можно кратко охарактеризовать как возрождение благочестия среди духовенства и светского населения. Как ни странно, центром этого движения стала Испания (также вероятно, что именно по этой причине страна осталась почти всецело католической и избежала раскола).

Конец XV века — время окончания Реконкисты, национального подъема и усиления абсолютной власти в Испании. Большое внимание уделялось контролю за принявшими недавно крещение евреями и мусульманами. Для этой цели была создана в 1480 году Святая инквизиция во главе с Томасом Торквемадой.

Кардинал Хименес

Другая фигура ранней Контрреформации — кардинал Хименес, духовник королевы. Он уделял особое внимание образованию духовных лиц, следя за тем, чтобы пастырской работой занимались профессиональные и хорошо подготовленные священники, не злоупотреблявшие своими полномочиями. По этой причине у протестантов впоследствии не было шансов укрепиться на испанской земле.

Крест берут монахи

Другое направление изменений в церкви было связано с монашеством. В этой сфере появились личности, вдохновлявшие на более глубокий поиск духовного опыта и укрепление веры. Такой была, например, монахиня Тереза Авиланская (1515—1582), которая до сих пор является популярной святой у католиков. Она написала несколько книг о религиозном экстазе и глубоком общении с Богом и оказала огромное влияние на подъем набожности среди простых людей.

Другой заметной фигурой был Игнатий Лойола. Пережив духовное возрождение, он решил уйти от мира и стать «солдатом Бога». Он писал о необходимости методических упражнений для развития набожности и религиозной дисциплины. Основанное им Общество Иисуса (более известное как иезуиты) воспитывало стойких и непреклонных защитников католичества.

Игнатий Лойола

В Италии также возникло несколько новых монашеских орденов. Их цель заключалась в пресечении ереси и возрождении ранних традиций:

  1. Феатинцы (основаны в 1524) посвятили себя проповеди.
  2. Капуцины (1529) откололись от францисканцев и пытались восстановить изначальную строгость традиций ордена. Благодаря миссионерской работе среди бедных они приобрели популярность.
  3. Урсулинки (1535) — монахини, которые занимались образованием девочек всех сословий.
  4. Ораторианцы (1572) — священники, проводившие дневные служения и особую роль уделяющие музыкальному сопровождению в церковном пении.

Тридентский собор

Необходимость радикальных изменений в папстве требовала инициативы глав церкви. Первым папой-реформатором стал Павел III. При нем был созван Вселенский собор, который продолжался с перерывами с 1545 по 1563 год. Принятые на нем постановления являются теоретической базой современного католичества (канонические книги Библии, образцовый перевод на латинский, таинства церкви).

На собор были приглашены представители протестантизма, однако соглашения достигнуть не удалось. Спорный пункт заключался в догмате пресуществления. Лютеране покинули заседание и навсегда порвали связи с католичеством.

Значение Контрреформации заключалось в том, что католицизм упрочил свое положение и находился в более выгодном положении, чем в 1500 году. Со всеми злоупотреблениями, против которых выступали лютеране, было официально покончено. Церковь была реформирована и в плане морали, и организационно. Теоретические расхождения в богословии с протестантами так и не были преодолены, пути этих двух направлений христианства навсегда разошлись.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector