Первые крупные поселения появились еще в античные времена. К ним относятся Милан, Рим, Париж, Лион, Вена, Страсбург, Лондон. Они служили административными центрами, резиденциями высших церковных и светских чинов, оборонительными форпостами римской цивилизации на завоеванных землях. Наибольшим количеством средневековых городов в Европе славится Италия, Испания, Византия, Южная Франция.
Особенности городов
В нероманизированных частях Европы возникновение городских поселений приходится на X−XIII век. Обычно они формировались на перекрестках торговых путей, возле укрепленных феодальных замков, церковных монастырей, корабельных портов — то есть там, где был большой поток людей и жили потенциальные покупатели.
Бурное развитие ремесла способствовало постепенному отделению его от земледелия и стало мощным катализатором образования центров. Многие ремесленники перешли жить в города античности, открыв им «второе дыхание» после того, как римляне покинули свои колониальные владения.
Темпы формирования городов были различными. Наиболее активное развитие наблюдалось в романизированной Европе, северные регионы покрывались городами менее интенсивно. Например, в Скандинавии и Ирландии первые центры появились только в XII−XIII веках, аналогичная ситуация сложилась в Венгрии и Дунайских княжествах. В Нидерландах, Германии и Англии средневековые города начали бурно возникать в X−XI веках.
Население средневековых европейских центров было довольно разнообразным. Если кратко, помимо ремесленников, специализация которых все больше дифференцировалась, здесь жили:
- купцы;
- священники;
- чиновники;
- ростовщики.
Появились также представители зарождающейся интеллигенции — учителя, врачи, нотариусы, адвокаты.
Изначально в городах жило немного населения. Перепись в Англии в XI веке показывала, что среди городских стен нашли пристанище только 5% англичан. В XIV веке в городах жило уже 12% английских подданных. Размеры и численность средневековых поселений были разными.
В мелких городах обитало около тысячи человек, в средних — 2−5 тыс. И только в центрах античного происхождения население составляло 80−100 тыс. Пункты численностью 20 тыс. и выше относили к крупным. Лондон XIV века с численностью 40 тыс. человек считался мегаполисом.
Многие города сохраняли полуаграрный характер и отличались от сел только наличием стены и особенностями управления.
Архитектура и внешний вид
Средневековый город в Европе обычно окружала стена с дозорными башнями и воротами. Часто возле нее был вырыт ров с водой или без.
Внешне города Средневековья напоминали собой крепости. Вокруг стен со временем возникали предместья, где селились новоприбывшие крестьяне и ремесленники. Позже поселения тоже обносили стенами, формируя радиально-концентрический облик города.
В центре находился обычно рынок с собором и ратушей (при наличии права самоуправления). С течением времени население росло, и жителям становилось тесно в городских стенах. Улицы были узкие и грязные. По правилам тогдашнего градостроительства, их ширина должна быть не больше длины копья. В условиях дефицита земли, росли города не в ширину, а в высоту, на сады и цветники места не оставалось. Освещение было плохое, блуждать приходилось в полумраке, ночью улицы практически не освещались.
Архитектура городских домов была преимущественно несложной и однообразной. Из общей массы выделялись лишь:
- церкви;
- ратуши;
- дворцы местных феодалов и богатых торговцев.
Согласно истории, в дворцово-храмовой архитектуре доминировал готический и романский стили. Какого-либо четкого плана или схемы застройки не существовало. Нумерация тоже отсутствовала: дом просто называли по имени его владельца.
По описанию, часто над фронтоном жилища или входной дверью крепили фигурки зверей или птиц, которые и служили ориентиром для путешественника.
Обстановка на улицах
Изначально дома были деревянными и часто по этой причине загорались от случайной искры. Периодические пожары — обычное явление для средневекового городского поселения. Но уже в XII −XIII веках люди начали возводить здания из камня и кирпича. Мостовые появились в Париже в XII веке, а в других городах и того позже. До этого грунтовые дороги во время дождей представляли собой месиво из грязи и различных нечистот, ведь отходы жизнедеятельности сбрасывали прямо из окон, не особо церемонясь с прохожими.
Водосточные канавы возникли в XIV−XV веках, и то только в крупных городах, до тех пор нечистоты выбрасывали на улицы, в реки или городские рвы. Мусорщики в Париже появились лишь в XIV веке.
Занятия населения
Часть городского населения имела небольшие огороды и занимались животноводством. Утром скот под звуки рожка выгоняли за ворота, а вечером загоняли обратно. По улицам нередко бродили свиньи, куры, овцы или козы. Из-за ужасной антисанитарии в городах были частые эпидемии с высоким уровнем смертности.
Селились и работали ремесленники обычно по цеховому принципу, то есть на той улице, где жили другие представители избранной профессии. Существовали улицы сапожников, кожевенников, ткачей, кузнечные и оружейные ряды и т. д. Все жители умели владеть оружием и в случае необходимости становились народным ополчением, часто сражаясь с рыцарями и королевскими наемниками .
Борьба за самоуправление и коммунальное движение
Средневековые города находились на королевской или феодальной земле, поэтому изначально в IX−XI веках власть принадлежала сюзерену. Вскоре столкновение интересов горожан и сеньора привело к политической борьбе населения за свою независимость и самоуправление. В науке оно получило название коммунального движения.
В Италии и на юге Франции города стали независимыми одними из первых, образовав свои мини-государства. На землях Священной Римской империи (Германия, Чехия, часть Италии и Австрии) многие обрели Магдебургское право. Оно:
- освободило горожан от суда местного феодала;
- позволило выбирать бургомистра;
- самостоятельно управлять своим хозяйством или цехом;
- создавать коллегиальный орган городского самоуправления — магистрат (в его компетенции было ведение судебных споров и регулирование вопросов торговли, опеки и наследства).
С получением Магдебурского права город мог иметь собственный герб. Отдельные центры даже чеканили монету, объявляли войну или подписывали мир. Речь о Бремене, Гамбурге, Любеке, Нюрнберге, Франкфурте-на-Майне. Статуя Роланда — героя средневекового эпоса — стала символом свободы немецких городов.
Некоторые большие центры получали определенные привилегии, в частности, право избирать городскую администрацию, но действовала она вместе с представителем королевской власти или местного феодала. Таковым был Париж, Нант, Орлеан, Кембридж, Оксфорд. Многие мелкие города продолжали остаться под влиянием королевской власти и местных землевладельцев.
Порой коммунальное движение сопровождалось восстаниями. Например, город Лан во Франции свои свободы и права получил от короля в 1112 году во время массового бунта, но вскоре вновь попал под его власть. В противостоянии горожан и короля прошли века, коммунальные свободы то предоставлялись, то снова отменялись. И только в XIV веке Лан окончательно стал королевским владением.
Несмотря на различия в степени свободы, главное достижение коммунального движения — избавление горожан от крепостного права. После обретения права самоуправления в Англии и Германии сложилась традиция, по которой человек, проживший в городе один год и один день, переставал быть крепостным.
Культура и быт
Большая часть городского населения жила бедно. Воду добывали из колодцев и источников, которые легко можно было отравить, что часто практиковалось при осаде. О дезинфицирующих средствах не знали. В условиях антисанитарии много рожениц умирало во время родов, а дети не доживали до года.
Для лечения использовали отвары из трав, талисманы, а в тяжелых случаях аптекарь или цирюльник делал кровопускание. Описать все тяготы жителя средневекового города сложно. Не зря Средневековье еще называют темными временами.
Суровые трудовые будни скрашивали народные праздники, возникшие еще в языческие времена, но интерпретированные согласно канонам христианской религии. И хотя церковь в основном осуждала необузданное веселье, майские хороводы, песни и пляски, но искоренить их так и не смогла.
Благородное сословие развлекалось на рыцарских турнирах и охоте. Жители города еще любили посмотреть на публичные казни. В конце средневековья возникли карнавалы, в которых принимали участие даже духовные лица.
Культурная жизнь обычно полностью контролировалась церковью, следившей за содержанием летописей, песен и театральных сценок, устройством власти и повседневной жизнью граждан. Существовали церковные театры, ставившие сценки по библейским мотивам (мистерии). Позже театр вышел за рамки церкви, а к религиозным темам добавил сценки из повседневной жизни (фарсы).