Основные направления философии Древнего Китая

Философия древнего китая описание История

Философская мысль Поднебесной долгое время находилась практически в изоляции от всего мира. Она прошла собственный путь развития, приобретя целый ряд уникальных черт. Исследователи считают, что корни философии Древнего Китая уходят корнями в далекое прошлое. Она зародилась приблизительно в VI в. до н. э.

Характерные особенности

Древнекитайская (как и древнеиндийская) философия развивалась на основе религиозных и мифологических воззрений, которые господствовали на территории этой страны в глубоком прошлом. Из натурфилософских мировоззрений древних китайцев следовало, что всё происходящее осуществляется исключительно по воле Неба. Главным его управителем был Шан-ди или Верховный император, которому подчинялись и помогали духи и божества в образах животных и птиц.

 древнекитайская философия

Главной идеей философии Древнего Китая считается представление стремления человека к гармоничному сосуществованию с природой на основе неразрывной взаимосвязи с космосом. Основой трактатов китайских философов того времени является триединство Вселенной, которое содержит в себе небо, землю и человека. К ним прибавляется всепроникающая энергия Ци, разделённая на два начала — мужское ян и женское инь.

На таких основных положениях в Древнем Китае были сформированы и развиты несколько философских школ. Среди них наиболее заметный след в истории оставили конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.

Школа Конфуция

Конфуцианство является коллективным учением, основателем которого был мудрец Конфуций (551—479 гг. до н. э.). Это философское направление представляет собой сложную систему моральной, социальной, политической и религиозной мысли, которая характеризуется тем, что оказала огромное влияние на историю китайской цивилизации.

Философия китая

В своё время Менций (IV до н. э.) утверждал, что людям от рождения присуща добродетель, которую они должны развивать, чтобы стать «добрыми». Конфуций же, наоборот, считал человеческую природу неотъемлемым злом, требующим самодисциплины и самосовершенствования, чтобы превратиться в добродетель.

Конфуцианские идеи оказали большое влияние на формирование китайской культуры и состояние Китая. Некоторые учёные в рефератах указывают, что это была «государственная религия» имперского Китая.

Даосизм: учение Лао-Цзы

Очень популярная и хорошо развитая ветвь древнекитайской философии — даосизм. У его истоков стоял великий философ Древнего Китая Лао-Цзы.

Философия древнего китая кратко

Главное, что может характеризовать идею даосизма, — это отсутствие деяний, то есть человек обретает свободу и становится счастливым только в том случае, если откажется от материальных благ, мирской суеты, будет жить в простоте и гармонии с природой. При этом термин «даосизм» в современном понимании имеет несколько толкований, которые кратко можно представить следующим образом:

  1. Философская школа, основу которой составляют тексты «Дао дэ цзин» (приписываются Лао-Цзы) и «Чжуанцзы».
  2. Ряд организованных китайских религиозных движений, таких как секты Чжэнъюй («Православие») или Цюаньчжэнь («Полная реальность»), которые в совокупности восходят к Чжан Даолину в конце династии Хань.
  3. Народная религия Китая.

Сам же символ Дао 道 буквально трактуется как «путь», но в китайской религии и философских трудах он приобрёл абстрактные значения.

Легизм: тотальный контроль и порядок

Законничество (легизм) возникло из идей философа Сюнь Цзы (310—237 гг. до н. э.). Он полагал, что нормы этики нужны для борьбы с присущими человеку злыми склонностями.

Китайская философия

Его последователь Хан Фэй (280—233 гг. до н. э.) превратил эту концепцию в тоталитарную прагматическую политическую философию, основу которой составил принцип, по которому было понятно, что человеку свойственно стремление уходить от наказания при достижении определённой выгоды. Легизм предполагает, что правитель должен твёрдо контролировать государство, используя три понятия:

  1. Фа (法) — закон или принцип.
  2. Шу (術) — метод, тактику или искусство.
  3. Ши (勢) — легитимность, власть или харизму.

Закон обязан сурово карать любые нежелательные действия и поощрять тех, кто следовал ему. Легизм был в своё время избранной философией династии Цинь (221—206 гг. до н. э.), которая сумела в первый раз объединить Китай.

Идея всеобщей любви

Моизм — школа, основанная Мо-Цзи (470—390 гг. до н. э.), который пропагандировал философские идеи всеобщей любви, равной привязанности ко всем представителям человечества. Мо-Цзи указывал на противоречивость традиций. Он считал, что людям необходимо дополнительное руководство, которое может определить наиболее приемлемые традиции.

Философия древнего китая

Определение морали осуществлялось в моизме не традицией, а постоянным моральным руководством, которое параллельно с утилитаризмом искало благо для максимального количества людей. Приверженцы этого философского направления полагали, что правительство является инструментарием для осуществления морального руководства и поощрения такого поведения в социуме, которое бы максимизировало общую полезность.

Моисты сумели создать свою политическую структуру, имеющую очень высокую степень организации, и вели скромный образ жизни аскетов, пытаясь реализовать собственные идеалы. Адепты моизма являлись противниками любых проявлений агрессии. Их вера была основана на божественной силе небес (Тянь), наказывающей людей за безнравственные поступки.

И в начале своего становления, и во время последующего развития древнекитайская философия, как, впрочем, и культура, не испытала большого влияния других духовных традиций.

В результате была сформирована самобытная философия с кардинальными отличиями от западных учений.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector