Повесть Гоголя «Вий»: краткое содержание для читательского дневника

Повесть Гоголя «Вий» Читательский дневник

Увлекшись мистикой и изучением украинского фольклора, Николай Васильевич Гоголь написал повесть с фантастическим содержанием — «Вий». Краткое содержание знакомит с загадочным сюжетом, а также позволяет окунуться в мир народных сказок и легенд о нечистой силе и борьбе Добра и Зла. Произведение было издано в 1834 году и вошло в литературный сборник «Миргород».

История создания и жанр

Гоголь считался знатоком сверхъестественного. Произведение наполнено мистическим ужасом, который автор испытывал с детства, когда слушал рассказы о Страшном суде и муках грешников в аду. По сюжету оно напоминает сказки Гофмана о ведьмах и демонах с простым смыслом и украинским сказаниям о борьбе Бога и Дьявола.

Однако неизвестно ни одного фольклорного произведения, в котором упоминался бы Вий. Вероятно, персонаж был придуман писателем, который сложил его имя из слов на украинском языке:

  • «вія» — ресница;
  • «повіко» — веко.

Вера простых селян в нечистую силу

В повести красочно описаны народные традиции и вера простых селян в нечистую силу и потусторонний мир. По их убеждению, между людьми и бесами существует связь. Красавица-панночка оказывается ведьмой. Она катается верхом на бурсаке и отнимает у него последние силы.

Писатель мастерски создает фантастические образы и явления, упоминания о которых существуют лишь в малоизвестных источниках. В произведении Вий появляется только в финальной сцене. Автор используется персонаж, наделенный сильными магическими свойствами для развязки сюжета.

Чтобы создать напряженную обстановку, Гоголь часто использует повторяющиеся образы: темноты, летающего гроба, свечей, икон, тишины, железа, воя волков, петушиного крика, храма. Большинство из них связаны с церковью, в которой разворачивается действие.

Главные герои

В произведении Добро и Зло ведут борьбу за душу человека. Автор стремился уберечь современников от равнодушия и предупреждал их о равнодушии, которое проявляли многие духовные наставники и служители церкви. Неслучайно персонажи уделяют много времени развлечениям, пьют горилку и сытно кушают. Они уже открыли себя для нечистой силы, которая обязательно воспользуется их слабостью. Главными героями сказочной повести Гоголя являются:

Хома Брут — бурсак, философ, которого отличал веселый нрав и любовь порассуждать на разные темы;

Хома Брут и его друзья

  • Халява — друг Хомы, богослов, а позже — звонарь;
  • Тиберий Горобець — приятель главного героя, семинарист, ритор;
  • сотник — зажиточный казак среднего возраста, отец ведьмы;
  • панночка — дочь сотника, ведьма;

Вий — персонаж славянской мифологии с длинными ресницами, который мог убить человека, потерявшего веру, одним взглядом.

Главный герой повествования является типичным жителем Малороссии. Он отличается флегматичностью, много говорит, никогда не отказывается от чарки с горилкой и хорошей закуски. Неслучайно после встречи с Панночкой он отправляется в корчму. После ночи, проведенной в церкви, сытно обедает и ложится спать.

В первых главах повести Гоголь реалистично описывается киевскую бурсу, в которой проходил обучение Хома. Учебы в ней была доступна только отпрыскам из зажиточных семей. Остальные семинаристы вынуждены были выживать, поскольку бурсаков наказывали за малейшую провинность и почти не кормили. Обучающиеся в духовной семинарии бурсаки подразделялись следующим образом:

  • грамматики — самые младшие, отличались небольшим запасом знаний, выполняли физическую работу, отчего ходили в испачканной одежде;
  • риторы — семинаристы, обучающиеся на средних курсах, любили поспорить и подраться;
  • философы — старшие бурсаки, веселые и беспечные, любители выпить и выкурить трубку.

Бедность и скудное пропитание вынуждали молодых людей совершать набеги на соседние огороды, а также подрабатывать репетиторством. Большинство юношей после обучения уходили в Запорожскую Сечь, чтобы жить вольной жизнью.

Встреча с ведьмой

В начале повествования автор уточняет, что история является пересказом придания, услышанного лично от жителей Малороссии. С наступлением лета начиналось любимое для семинаристов время, когда их по вакансии распускали по домам. Старшие бурсаки имели возможность уходить на заработки или на кондиции, то есть для обучения детей в богатых семьях.

Трое товарищей: философ Хома Брут, ритор Тиберий Горобець и богослов Халява заглянули на хутор, надеясь запастись там провизией. Самым веселым и разговорчивым в этой компании был Хома.

Пожилая хозяйка и Хома

Пожилая хозяйка хутора предложила бурсакам остаться на ночлег, но с условием, что она положит их в разных местах. После сытного ужина Хома приготовился заснуть в пустом хлеву. Вдруг открылась дверь, и вошла старуха. Она ловко вспрыгнула семинаристу на плечи, и они поднялись высоко в небо.

Бурсак догадался, что хозяйка хутора — ведьма. Он стал читать все известные ему молитвы и вдруг почувствовал, что сила колдуньи становится слабее. Спустившись на землю, Хома схватил полено и начал бить старуху. Внезапно он услышал громкие стоны. Наконец ведьма упала, и семинарист увидел перед собой умирающую красивую девушку. В ужасе молодой человек убежал, решив немедленно вернуться в бурсу.

Отходные молитвы

Спустя некоторое время Хому вызывает ректор. Оказалось, что у богатого сотника умерла дочь, которая вернулась с прогулки избитой. Фоме приказано ехать на хутор, чтобы три ночи подряд читать отходные молитвы по усопшей. Чтобы семинарист не сбежал по дороге, за ним прислали повозку и шесть козаков для сопровождения.

Приехав на место, он узнает о том, что предсмертным желанием панночки было, чтобы последнюю молитву прочитал Хома Брут. Подойдя к гробу, юноша узнает в ней избитую им до смерти ведьму.

Бурсак зажигает свечи и начинает читать молитвы

С закатом солнца его отводят в церковь. Бурсак зажигает свечи и начинает читать молитвы. Он видит, как медленно из гроба поднимается ведьма, но натыкается на очерченный круг. Гроб с телом поднимается в воздух, но молитвы и круг защищают семинариста от покойницы. С первыми криками петухов гроб опускается на место и его крышка захлопывается.

Целый день Хома ходит по хутору, пьет горилку и спит. К вечеру он становится угрюмым и молчаливым. Как и прошлым вечером, его отводят в церковь. Он очерчивает вокруг себя защитный круг и начинает читать псалмы. Подняв глаза, он видит, что ведьма смотрит на него невидящим взглядом.

Ветер разносит по храму ее заклинания. В двери ломится нечистая сила. С восходом солнца бесы исчезают. Пришедшие за Хомой козаки находят его едва живым и поседевшим от ужаса. Бурсак умоляет сотника отпустить, понимая, что за непослушание его ожидает наказание. Тогда он решает на побег, но его ловят и силой возвращают на хутор.

Третья ночь

С наступлением темноты тяжелая крышка срывается с гроба. Ведьма встает и громко, с визгом, произносит слова заклинания. Помещение церкви наполняется уродливыми чудовищами. Вокруг слышится срежет когтей и хлопанье крыльев.

Привели Вия

Из последних сил Хома произносит слова молитвы. Ведьма требует, чтобы привели Вия. В сопровождении бесов в церкви появляется невысокое косолапое существо. Вий приказывает, чтобы ему подняли веки.

Внутренний голос Хомы запрещает смотреть на чудище. Любопытство берет верх, и бурсак разглядывает железное лицо демона. Вий медленно поднимает палец и указывает на Хому. Бесы кидаются на бурсака, и его душа вылетает вон.

Разбушевавшаяся нечистая сила пропустила первые лучи восходящего солнца и крики петуха. Со вторым криком она бросилась прочь их храма, но не успела. Чудовища застряли в дверях и окнах. С тех пор так и стоит церковь, зарастая высокой травой, а люди стараются обходить стороной проклятое место.

Узнав о горькой участи своего друга, Тиберий Горобець и Халява помянули его в Киеве горилкой. После третьей чарки они заключили, что пропал Хома только потому, что испугался.

После ознакомления с кратким содержанием повесть Никоая Васильевича Гоголя «Вий» нужно прочитать полностью. Пересказ произведения можно записать в читательский дневник или использовать для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector