В 1929 году специально для МХАТ Булгаков написал пьесу «Кабала святош». Краткое содержание произведения знакомит с сюжетом и раскрывает сложные взаимоотношения между главными героями. Первая постановка спектакля была с восторгом принята публикой, но через непродолжительное время пьесу запретили. Благодаря Максиму Горькому, постановку вернули на сцену, изменив название и запретив намек на современность.
Главные герои
Пьеса состоит из 4 действий, между событиями, происходящими в первом и втором действии, проходит 10 лет. Действие разворачивается в Париже во время правления Людовика XIV. Главными действующими лицами являются:
- Жан-Батист Мольер — знаменитый французский драматург, писатель и актер;
- Актрисы: Мадлена Бежар и Арманда Бежар де Мольер;
- Мариэтта Риваль;
- Шарль Варле де Лангранж — актер труппы Мольера по прозвищу «Регистр»;
- Захария Муарон;
- Филибер дю Круази;
- Жан-Жак Бутон — слуга Мольера и тушильщик свечей;
- Людовик XIV Великий — король Франции;
- маркиз де Шаррон — архиепископ Парижа;
- маркиз д’Орсиньи — дуэлянт по кличке «Одноглазый»;
- маркиз де Лессак — игрок в карты, шулер;
- отец Варфоломей — странствующий проповедник;
- девушка в маске;
- Члены Кабалы Священного Писания: брат Сила и брат Верность;
- Рене — няня Мольера;
- монашка;
- суфлер;
- Другие персонажи: члены Кабалы в масках и черных плащах, придворные короля и мушкетеры.
Главный герой произведения — Жан-Батист Поклен де Мольер — знаменитый драматург, пользующийся покровительством короля. Автор реалистично изображает его характер, который раскрывается в первом действии пьесы. Актер тяжело болен, отыграв на сцене, Мольер возвращается в уборную, держась за сердце.
Перед зрителем предстает талантливый актер с немного грубым и вспыльчивым характером. В жизни драматург чувствует себя старым, боящимся позора и окруженным недоброжелателями человеком. Драматургу покровительствует король, а архиепископ его люто ненавидит.
Главный лозунг писателя («Ненавижу королевскую тиранию») был очень близок Михаилу Булгакову, который, как и Мольер, не имел возможности говорить то, о чем думает.
I действие
В театре Пале-Рояль подходят к завершению последние приготовления к спектаклю. На премьеру театрального действа труппа ожидает приезд короля Людовика XIV. После успешной премьеры Мольер выходит на сцену и восхваляет короля. Он читает посвященные Людовику стихи.
В гримерной Шарлатан показывает Мольеру фокус: он шевелит в воздухе пальцами, а из клавесина раздается прекрасная мелодия. Восхищенный писатель обещает показать этот номер со сцены.
Появляется юная актриса Арманда Бежар. Лагранж настаивает, чтобы она оставила Мольера, но Арманда отказывает ему. Писатель назначает ей встречу вечером. В это время ему передают деньги от короля за стихи. Весь заработок драматург делит между актерами.
Мольер встречается с Мадленой Бежар. Он говорит женщине, что собирается жениться на ее младшей сестре. Она умоляет его не делать этого. Мадлена предлагает ему вернуться домой. Женитьба для Мольера — это дело чести, поскольку Арманда ждет ребенка. В отчаянии женщина сообщает, что уходит из театра.
Свидетелем их разговора становится Лагранж, он намекает Мадлене, что ему известна ее тайна. Внезапно из-под крышки клавесина показывается грязный и оборванный Захария Муаррон. Благодаря его появлению секрет фокуса оказался раскрыт.
II действие
Прошло несколько лет. Король играет в карты с маркизом де Лессак. За игрой внимательно наблюдает маркиз д’Орсиньи. Внезапно он замечает, что карты соперника короля крапленые. Об этом он сообщает Людовику, который отдает деньги сопернику и велит посадить его в тюрьму.
Во время беседы с королем архиепископ умоляет его заступиться за религию, которую в своих пьесах высмеивает Мольер. Шаррон сравнивает талантливого писателя с сатаной. Король обещает поговорить с драматургом. Ему жаль наказывать актера, ведь он очень талантлив. Людовик разрешает играть в театре «Тартюфа», содержание которого оскорбило архиепископа, но при условии, что впредь Мольер будет осторожен в своих высказываниях.
Это вызывает недовольство у Шаррона и других членов Кабалы Священного Писания. В доме писателя разодетый Захария Муаррон музицирует на клавесине. Его слушает Арманда. Муаррон давно пытается привлечь внимание молодой женщины. Оставшись наедине, они удаляются в комнату и запирают дверь на ключ. Мольер обнаруживает их и прогоняет Захарию из дома и театра. Раздосадованный Муаррон обещает раскрыть тайну Мольера, чем вызывает еще больший приступ злости.
III действие
В каменном подвале, освещенном тусклой люстрой, собрались члены Кабалы. Они сидят за большим круглым столом. Лица людей скрыты масками.
В помещение приводят Муаррона. Его руки связаны, на глазах повязка. Шаррон требует, чтобы тот рассказал присутствующим то, о чем он поведал архиепископу утром. Под угрозой тюрьмы он раскрывает членам Кабалы тайну, которую узнал много лет назад, сидя в клавесине.
Через некоторое время женщина в маске приводит маркиза д’Орсиньи, который, испугавшись нападения, выхватывает шпагу. Брат Сила говорит ему, что маркиз стал посмешищем при дворе короля. Это произошло благодаря Мольеру, который показал его в образе Дон Жуана.
Во время исповеди Шаррон заставляет Мадлену признаться, что много лет назад она жила с двумя мужчинами и родила дочь Арманду. Мадлене неизвестно, кто является настоящим отцом. После этого архиепископ раскрывает тайну Арманде и предлагает ей бежать от Мольера. После слов Шаррона женщина лишается чувств. На пороге исповедальни ее находит Лагранж.
IV действие
Мольер в халате сидит в кресле. Он глубоко переживает произошедшие события и винит только себя. Приходит Муаррон. Он падает на колени и умоляет о прощении. Мольер прощает его. Это вызывает недовольство Одноглазого. Вместе с Захарией они уходят караулить здание театра.
Мольер высказывает недовольство поведением короля. Он называет его тираном. Это пугает Бутона. Он уверен, что за сказанное писателя могут казнить на городской площади. В театр врываются мушкетеры, которые убивают привратника.
Бутон умоляет Мольера бежать, но актер хочет доиграть спектакль. Риваль предлагает во время финальной сцены спустить его в люк и спрятать в гримерной, а на следующий день увезти из Парижа. Мольер соглашается. В конце спектакля внезапно он начинает звать Мадлену, после этого падает и умирает на сцене.
Жанр и основная тема произведения
Продолжительное время произведение определялось как романтическая драма, поскольку проблемы средневековой Франции были не очень актуальны в советском обществе.
Чтобы избавить написанное от биографического сходства, Булгаков допустил две погрешности, которые усиливали драматический эффект:
- Мольер умер дома после спектакля, а не сцене;
- между драматургом и королем не было открытого конфликта, так как Людовик потерял интерес к Мольеру постепенно.
«Кабала святош» является трагедией. Ее главный герой погибает, пережив жизненную драму. Пьеса имеет реалистическое направление. Она показывает отношения между правителем и писателем, чье поведение имеет психологическое обоснование.
Отношения творца и правителя прослеживаются в конфликте не только Мольера и его господина, но и Булгакова и Сталина. В основу сюжета положена связь между драматургом и его возможной дочерью, хотя этот факт исследователями творчества писателя не доказан.
Основной темой произведения являются жизнь и творчество талантливого автора во времена правления тирана. Также произведение поднимает такие важные темы:
- Личные качества и талант человека. Мольер интересен Булгакову как обыкновенный человек. Гениальность и актерский талант отступают на второй план.
- Проблема человеческого сердца. Сердце Мольера тяжело переживает несправедливость. Оно не может смириться с подчинением и слепым обожанием. Члены Кабалы святош готовы пойти на подлость, чтобы добиться желаемого и устранить неугодного.
- Автор восхваляет свое время, потому что это время правления Людовика Великого, который требует поклонения и подчинения.
В завязке пьесы Булгакова некоторые политические деятели увидели тайный замысел. По их мнению, писатель стремился показать бесправие творческого человека во времена диктатуры. После ознакомления с кратким содержанием пьесы «Кабала святош» Булгакова произведение следует читать полностью онлайн.