Яркий и искромётный роман двух писателей в настоящее время известен всему миру. Ильф и Петров в своем сатирическом произведении показали российскую действительность двадцатых годов прошлого столетия. Поэтому для лучшей подготовки к итоговому сочинению и к урокам литературы следует не только прочитать, но и записать краткое содержание «12 стульев» в читательский дневник.
История создания
По воспоминаниям одного из авторов известного романа «12 стульев», сюжет был подсказан Валентином Катаевым. Именно он посоветовал своему брату Евгению Петрову и его другу написать авантюрное литературное сочинение о деньгах, которые спрятали в стулья. Ильф и Петров к такой идее отнеслись очень серьёзно и сразу же принялись писать роман.
Для начала авторы решили определиться с тем, сколько же всё-таки должно быть стульев. И остановились на том, что полный комплект мебели звучит красиво. Но эта история со стульями не должна была быть основой литературного сочинения, а авторы хотели показать жизнь России того времени.
Работа над романом продолжалась с сентября по декабрь 1927 года. Написав за месяц первую часть, они тут же показали её Катаеву, и она ему понравилась. А в январе 1928 года в рукописи была поставлена последняя точка.
Вскоре рассказ был опубликован в журнале «Тридцать дней», а в том же году ещё и вышел отдельной книгой. Уже через год произведение было переиздано, но в него были внесены авторские поправки, сокращения и изменения. Такая переработка литературного сочинения продолжалась до 1938 года. И хотя проблем с изданием романа не было, зато литературное сообщество того времени встретило новое произведение весьма сдержано.
Среди критиков и писателей было много тех, кто поддержал соавторов. Это и писатель Юрий Олеша, и критик Анатолий Тарасенков, и другие. С 1949 года по 1950 годы это литературное сочинение было запрещено. Впоследствии было неоднократно экранизировано.
Краткий сюжет
Главный герой произведения — Ипполит Матвеевич Воробьянинов, который проживал в неком уездном городе. Он спокойно работал в загсе, регистрируя браки и смерти. Жена этого персонажа давно умерла, но Ипполит Матвеевич продолжал проживать со своей тёщей.
Однажды, вернувшись с работы, он узнает, что его тёща умирает. Перед смертью она успевает рассказать ему о том, что спрятала все свои бриллианты в одном из стульев гамбсовского гостиного гарнитура, которым они некогда владели. Это сообщение настолько удивило героя, что он тут же решает отправиться на поиски семейных сокровищ.
Он приезжает в Старгород и находит своего бывшего дворника, у которого и решает остановиться на время, чтобы вести поиски. В это самое время в тот же самый город входит и Остап Бендер. Он тоже знакомится с дворником, который и приводит его в свою каморку, где уже обитает Воробьянинов.
Но в Старгорад вместе с «великим комбинатором» и Ипполитом Матвеевичем приехал и священник церкви Фрола и Лавра.
Отец Фёдор исповедовал тёщу Ипполита Матвеевича перед смертью, и мадам Петухова ему тоже рассказала о драгоценностях. Поэтому Востриков состриг бороду и, сняв церковное платье, отправился на поиски сокровищ, став конкурентом Воробьянинову и его новому знакомому.
Искатели приключений
Во второй части романа «12 стульев» герои начинают поиски драгоценностей и для этого переезжают в советскую столицу. Персонажи узнают, что в музее мебели должен состояться аукцион, на котором и будут выставлены для продажи несколько стульев. Но приобрести их компаньонам не удаётся, так как свою часть денег Ипполит Матвеевич потратил.
Поэтому Бендеру пришлось узнавать имена новых владельцев, чтобы в дальнейшем беседовать и торговаться с каждым из них. А обладателями ореховой мебели стали, следующие граждане:
- инженер Щукин;
- сотрудники газеты «Станок»;
- остроумец Изнуренков;
- служащие театра Колумба.
Вся эта информация была очень необходима Остапу и Ипполиту Матвеевичу, чтобы продолжить свое путешествие.
Погоня за сокровищами
В третьей части романа Бендер и Воробьянинов отправляются на пароходе «Скрябин» по Волге вместе с театром Колумба. Но вскоре выясняется, что Бендер, который был принят художником, совсем не умеет рисовать, как и его помощник. Поэтому вскоре их выгоняют с парохода.
Так герои попали в Васюки и решили провести шахматный турнир, чтобы немного подзаработать. Но и оттуда им приходится спешно убегать, так как опытные шахматисты вскоре понимают, что Бендер совершенно ничего не понимает в правилах игры, да ещё и пытается обманывать.
Денег у компаньонов не было, поэтому Ипполиту Матвеевичу пришлось в Пятигорске просить милостыню. А вот отец Фёдор приближался к заветным стульям совсем другим маршрутом. Но все герои встретились в Дарьяловском ущелье. И после этого опять пути персонажей расходятся, так как отец Фёдор сходит с ума.
Осенью Бендер и Воробьянинов возвращаются в Москву, чтобы найти последний стул. Как они смогли уже выяснить, он находится в клубе железнодорожников, который был недавно построен. Визит туда был назначен на утро, но ночью Ипполит своему компаньону бритвой перерезает горло. Но разочарование ожидает и «предводителя дворянства», так как несколько месяцев назад его сокровища были обнаружены сторожем, и на них был построен новый клуб.
Характеристика героев
В романе есть как главные, так и второстепенные герои. Поэтому записывая краткое содержание «Двенадцать стульев» по главам, следует назвать персонажей и дать основным лицам характеристику. Так, к главным героям можно отнести следующих действующих лиц:
- Ипполит Воробьянинов;
- Остап Бендер;
- отец Фёдор.
Роман начинается со знакомства читателя с главным героем — Воробьяниновым. Ему не более пятидесяти лет, бывший дворянин, расчётлив и трусоват. Полной ему противоположностью является Остап Бендер, который молод, привлекателен, дерзок и находчив. Отец Фёдор глупый и алчный. Он обращается за помощью в романе «12 стульев» к Коробейникову. Архивариус уже был до этого обманут Бендером, поэтому решил также поступить и со священнослужителем.
В произведении много и второстепенных персонажей. Так, к эпизодическим лицам можно отнести следующих героев:
- теща Клавдия Ивановна Петухова;
- мадам Грицацуева;
- завхоз Александр Яковлевич;
- жадный и хитрый Варфоломей Коробейников;
- молодая и глупая Эллочка Людоедкина.
Второстепенных персонажей авторы изобразили, использовав приём фельетонного преувеличения. Поэтому галерея героев так многообразна и живописна.
Пересказ для читательского дневника
В дневник для чтения можно кратко записать несколько предложений по каждой части, указав основную мысль, или краткий пересказ сюжета. Также можно на уроке читать этот роман и сразу же делать его анализ, который также можно записать. Так, краткий план для читательского дневника может быть таким:
- Смерть тёщи.
- Знакомство Воробьянинова и Бендера.
- Охота за стульями.
- Путешествие отца Фёдора.
- Смерть Остапа.
- Разочарование Ипполита Матвеевича.
План всегда поможет правильно построить свой пересказ произведения на уроке и хорошо подготовиться к итоговому сочинению.
Жанр и композиция произведения
Известное произведение Ильфа и Петрова принадлежит к жанру роман. В нём есть признаки сатиры, фельетона и авантюрного приключения. Объяснить название этого литературного сочинения очень просто, так как в основе сюжета лежат поиски сокровищ, которые были спрятаны в стуле. Поэтому и повествование ведётся от третьего лица, чтобы можно было читателю увидеть объективную картину происходящего.
Основная идея произведения состоит в том, что советская власть пришла надолго и вернуться обратно невозможно, а все попытки будут комичны. Поэтому проблематика романа гласит, что не следует бежать за богатствами.
Для записи краткого содержания «12 стульев» можно использовать и композицию романа. Так, следует остановиться на том, что она состоит из трёх частей:
- «Старгородский лев»;
- «В Москве»;
- «Сокровища мадам Петуховой».
Как известно, композиция известного произведения строится на приключенческих элементах. Читатель должен был понять, что это роман-путешествие.
Произведение позволяло увидеть разные уголки большой страны, а также давала возможность легко перемещаться от одного героя к другому. Поэтому и начинается роман с традиционного зачина, который можно встретить у писателей прошлого столетия.
Художественные приёмы
Как известно, Илья Ильф любил собирать вырезки с нелепыми фамилиями, объявлениями и заголовками. Потом это было использовано Ильфом и Петровым для создания знаменитого романа. Поэтому основной художественный приём, использованный авторами, — это парадокс. Он стирает привычное восприятие жизни. Этот приём авторы использовали, чтобы создать трагический образ отца Фёдора, и оживить кран в квартире инженера Щучкина.
Чтобы создать образ Эллы Щучкиной, были уже использованы другие художественные средства. В словарь девушки были внесены гиперболы, высказывания из «мещанской речи» и немного сарказма. А вот пародия использована авторами, чтобы создать персонажей романа. Поражает читателя и язык Петрова и Ильфа, так как это не только повторы-символы, но и постоянно присутствует эффект неожиданности.