Анализ и герои произведения Паустовского «Старый повар»

Произведение Паустовского «Старый повар» Сочинения

Современники называли Константина Георгиевича поэтом печали и романтиком. Его рассказы проникнуты любовью, но не той, что вспыхивает и угасает, а глубокой и вечной. Автору под силу осуществить самые невероятные мечты героев, воскресить прошлое и сделать так, что зимой наступит весна. Одно из ярких произведений К. Паустовского — «Старый повар». Анализ текста и составление презентации входят в программу внеклассного чтения для 6 класса.

История создания, направление и жанр

Новелла Паустовского «Старый повар» входит в дилогию «Зимние рассказы». Автор написал это произведение в 1940 г., а в 1941 г. оно вошло в сборник «Михайловские рощи». Первая часть «Зимних рассказов» — «Ручьи». Работа над обоими произведениями велась в рамках подготовки к написанию повести о музыкантах, но масштабный замысел писателю не удалось осуществить.

Анализ рассказа Паустовского «Старый повар» позволяет определить, что его жанр — романтическая новелла. Характерные признаки, позволяющие это определить:

  • нейтральный стиль изложения;
  • отсутствие психологизма;
  • острый сюжет;
  • лаконичность.

 Константин Георгиевич Паустовский

В произведении есть нотки сентиментальности, которые можно заметить в рассказах многих авторов, творивших в сталинскую эпоху. Но Паустовский идёт дальше и применяет приёмы, характерные для европейского гуманизма. В рассказе «Старый повар» на это указывают необычная экспозиция и простое название.

Автор сделал главным героем простого человека, что сразу создаёт ощущение, будто в произведении говорится о представителе рабочего класса. Но это впечатление обманчиво: на самом деле этот персонаж работал не на благо социализма, а на престарелую графиню. Так хитро Паустовский обошёл условности, не нарушая их. Авторы рецензий отмечают, что это было сделано намеренно.

Другая черта, присущая произведениям, созданным в духе соцреализма, заключается в том, что события должны вписываться в историческую действительность. И здесь автор ничего не нарушил: действие происходит незадолго до Великой французской революции, которая началась в 1789 году.

Характеристика героев

В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:

  • Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
  • Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
  • Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.

В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.

Мария останавливает человека и просит пойти с ней

Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.

Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.

По классике жанра, по мере развития сюжета главным героем становится идеализированный человек. В этом произведении центральный образ — незнакомец, который, конечно, исполнит обещание, данное старику.

Тема и проблематика

Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:

  • противоречие между этикой и религией;
  • классовая гордость;
  • сила музыки.

Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.

Прохожий отпустил грехи повару

Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.

Этот эпизод отражает то, что происходило в сталинскую эпоху. Невинные люди страдали из-за массовых доносов. Того, кто не совершал ничего дурного, могли отправить за решётку, в лагерь или расстрелять. Рассказ Паустовского — своего рода вызов существующему политическому строю. С другой стороны, сюжетная канва и особенности повествования укладываются в рамки традиционного гуманизма.

Автор донёс мысль, но сделал это настолько завуалированно, что цензура не пожелала придираться. Скорее всего, лица, наделённые особыми полномочиями, могли бы увидеть вызов, ведь историческая ширма, прикрывающая истинную картинку, в «Старом поваре» очень тонкая. Тем не менее у Константина Паустовского не было неприятностей из-за этого произведения.

Чтобы сформулировать аргументы для ЕГЭ и написать сочинение-рассуждение, стоит детально изучить следующие темы:

  • влияние искусства на человека;
  • любовь;
  • проступок, чувство вины и раскаяние;
  • сила таланта.

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:

Читают Паустовского «Старый повар»

  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Если бы произведение было создано французским новеллистом, сюжет мог развиваться иначе. Но «Старый повар» вышел из-под пера советского писателя, а значит, должно присутствовать ощущение «революционного развития».

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

В экспозиции рассказа слово «умирал» стоит рядом с обозначением года, в который происходит действие. Тем самым Константин Паустовский показывает, что если перемены и произойдут, это случится слишком поздно: старик умрёт раньше, чем свершится революция.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Юная Мария и прохожий

Момент, когда юная Мария приводит прохожего в дом, можно считать началом развития в композиции сюжета. Происходит недолгая беседа, после чего незнакомец прощает повару его грех. Умирающий старик называет своё имя: теперь читатели знают, что его зовут Иоганн Мейер. У героя есть 2 предсмертных пожелания. Первое — чтобы кто-то взял на себя заботу о будущем его дочери. Незнакомец сказал, что сделает это, и спросил, в чём заключается второе желание. Старик ответил, что ему хочется увидеть Марту такой, как в молодости. «Но это невозможно, сударь», — добавил повар.

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

  • прозрачное, «как синее стекло», небо;
  • цветы, распускающиеся на деревьях;
  • стаи птиц, летящие на север над Веной;
  • пар, поднимающийся от ограды, освещённой солнцем.

Незнакомец играл, и клавесин пел

Незнакомец играл, и клавесин пел так торжественно, как будто ликовал. Потом умирающий попросил, чтобы Мария открыла окно. Комната заполнилась холодным воздухом. Старый повар «жадно дышал», а потом из последних сил попросил, чтобы незнакомец сказал своё имя. Музыкант ответил, что его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Этот момент — развязка рассказа, и внимательный читатель уже давно догадался, кем был таинственный незнакомец.

Художественное своеобразие

Своеобразие новеллы заключается в том, что при внешней лаконичности она вмещает события, которых хватило бы на целый роман. Здесь показаны и чистая совесть, и классовая гордость, и нелюбовь к священникам, но это только внешний уровень. Глубинный смысл открывается, если учесть, что имена Марта и Мария в религии символизируют возвышенность, духовность, оторванность от мирской суеты. Старый повар на рисунках выглядит как евангельский персонаж, с благообразными чертами и смиренным выражением лица.

Отсылка к библейским историям прослеживается в воспоминаниях старика: при первой встрече девушка была так смущена, что разбила кувшин с молоком. В Евангелии от Луки Марфа (аналог имени Марта) выбрала мирскую жизнь, а Мария последовала за Иисусом. В произведении «Старый повар» Моцарт олицетворяет Христа, а место церкви занимает музыка. Искусство вечно, оно выше мирских забот и мелочных страданий. В этом и заключается глубокая мысль произведения.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector