Разбирая характеристику глуповцев из произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города», читатель явно прослеживает взаимосвязь с образом русского народа. Как только отдельные главы сатирического романа были опубликованы, автора начали обвинять в нападках на жителей России и искажении исторических фактов. Произведение получило неоднозначную оценку.
Краткий пересказ сюжета
В произведении рассказывается о жителях города Глупов. Автор уделяет немало времени историческим фактам, приведшим к основанию этого населенного пункта:
- В истории якобы собраны подлинные сведения от четырех летописцев. По версии автора романа глуповцы стали потомками живших когда-то на Руси головотяпов.
- Глупый древний народ решил выбрать себе предводителя, который бы управлял всем их племенем.
- В итоге бразды правления получил некий князь, который и стал основателем города Глупов. Всех местных жителей с тех пор начали называть глуповцами.
- За неполное столетие (с 1731 г. по 1826 г.) в Глупове сменяется 21 градоначальник. Однако замена правителя не несет за собой положительных изменений.
- Каждый из этих людей слишком глуп и ограничен. Если за период их правления случались перемены к лучшему, это было ненадолго. Большинство градоначальников, напротив, сделало жизнь в городе еще более невыносимой.
- На голову глуповцев постоянно сваливаются разные проблемы. В Глупове то возникают пожары, то случается неурожай. Не успев разбогатеть, жители городка вновь разоряются. Их настроение столь же переменчиво, как и жизнь. На смену веселью приходит тоска.
В ходе повествования становится понятно, что источником всех проблем являются сами глуповцы. Именно из-за их невежества и беспечности происходят все неприятности в городке. При всем том эти люди не желают брать ответственность за свою жизнь.
Горожане явно страдают «начальстволюбием», не могут и дня прожить без градоначальника. Глуповцы до последнего терпят причуды своего предводителя, а затем устраивают нелепый бунт. Действие повести обрывается на 1826 году. О том, что происходит в Глупове после, читателю неведомо. Скорее всего, жизнь в городе не меняется, так как к этому нет никаких предпосылок.
Цитаты, характеризующие глуповцев
Известная поговорка гласит, что «рыба тухнет с головы». Так и о глуповцах можно судить по бесславным делам их градоначальников, занесенным в летописи:
- «Беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина… был найден в постели, заеденный клопами». О Ламврокакисе.
- «Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество». О Пфейфере.
- «Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни». О Маркизе де Санглоте.
- «Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер в 1779 году от объедения». О Фердыщенко.
- «Был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое». О Микаладзе.
«Неокрепшие в самоуправлении» горожане были готовы полюбить очередного градоначальника заранее, не видя в глаза. Они с ходу называли вновь прибывшего «красавчиком» и «умницей», целовали друг друга на радостях и праздновали появление предводителя в кабаках. Вот чем вызвано ликование глуповцев, описанное в главе «Органчик».
Отдельные жители Глупово могли запросто придумать, какой прекрасной будет городская жизнь при новом правителе, предсказывали расцвет торговли, науки и искусства. Автор называл их «опасными мечтателями». По убеждению местных обитателей, новый градоначальник всегда лучше старого уже только потому, что новый.
Счастливыми и довольными глуповцы чувствовали себя только тогда, когда были обласканы милостью своего правителя. Если же тот был строг, улицы пустели, город погружался во тьму. Жители шепотом передавали друг другу ужасные слухи о том, что «новый градоначальник совсем даже не градоначальник, а оборотень».
Складывается впечатление, что Глупов могли населять исключительно недалекие и странные люди, ведь других здесь и не было. Когда в недобрый час их предводитель был обнаружен в своем кабинете обезглавленным, встал вопрос о том «возможно ли допустить предположение, что градоначальник снял с плеч и опорожнил сам свою собственную голову».
После случившегося жители гадали, как такое могло произойти. Многие горожане расплакались, потому что «почувствовали себя сиротами». Члены Городского собрания на заседании всерьез обсуждали тот факт, что градоначальник и раньше иногда отделял свою голову от тела и играл ею, а затем вновь «пристраивал к надлежащему месту».
Странные события привели город к бунту и беспорядкам — «глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан». Дальше события развивались не менее хаотичным образом.
Череда городских начальников была нескончаемой, жители неуклонно деградировали. Люди перестали работать на фабриках и в полях, почему и возник голод. Процветание в Глупов больше не вернулось.
Анализ произведения
С помощью сатиры и гротеска автору удалось осветить важные проблемы общества того времени, в частности, взаимодействие власти с народом. Собирательный образ глуповцев обнажил все недостатки реального человека. В произведении нет положительных героев. Описание каждого персонажа подсвечивает какую-нибудь уродливую черту личности.
Особенно наглядно это продемонстрировано на образах сменявших друг друга градоначальников. Есть у этих персонажей и общее качество — каждый из них был готов всем пожертвовать ради богатства и славы.
Однако конец всех правителей был бесславным и нелепым (одного заели клопы, другому пришлось расстаться со своей головой), и их собственная глупость немало этому способствовала.
Не обошел автор насмешками и простых горожан. Умный правитель им не нужен, они намеренно ищут глупого, а потом за это расплачиваются. Дыры в казне каждый градоначальник латает за счет горожан, ведь это самый простой и понятный ему путь. Однако, глуповцы проявляют бесконечное терпение и верят в справедливость своего главы. В то же время, если жизнь внезапно улучшается, горожан это настораживает.
Чтобы сделать роман более реалистичным, Салтыков-Щедрин показывает читателю периодически вспыхивающие бунты и проявление недовольства среди жителей Глупова, но и здесь проявляется недомыслие горожан. Сцены насилия отличаются бессмысленностью и демонстрируют «слепоту толпы». У автора не было цели унизить своих сограждан, он лишь хотел обратить внимание на проблемы, существующие в обществе.