Особенность творчества Льва Николаевича Толстого — поиск ответов на важные нравственные вопросы. Многие из них ставятся в рассказе «После бала». Анализ произведения помогает понять замысел автора, и дает возможность подготовиться к уроку литературы в восьмом классе. Разбор включает описание композиции, знакомит темой и основными идеями, позволяет школьникам сделать самостоятельные выводы.
Особенности создания
Рассказ был написан писателем в 1903 году, а опубликован в 1911 уже после смерти автора. В произведении Толстой передал историю, которая произошла с его братом — Сергеем Николаевичем. Он услышал ее в молодости, когда проживал вместе с близкими в Казани, и запомнил на всю жизнь.
В зрелом возрасте, еще раз переосмыслив ситуацию, писатель решил изложить все важное на бумаге с целью затронуть вопрос влияния среды и обстоятельств на поведение людей. Его волновало, может ли человек самостоятельно распоряжаться судьбой, или находится под влиянием жизненных ситуаций и не может ничего в них изменить.
Альтернативные названия произведения — «Дочь и отец», «А вы говорите». Однако в окончательной редакции автор остановился на более емком и красноречивом варианте — «После бала». Почему им было выбрано это название становится понятно после знакомства с произведением, в котором отражена неоднозначность и противоречивость жизни.
Яркие огни бала в повествовании манят роскошной обстановкой и обещают всевозможные удовольствия. Однако изнанка внешнего великолепия — жестокость человеческого сердца, невежество, безжалостность. И смириться с подобными явлениями могут не все люди.
Произведение было принято критиками положительно. В своей оценке они изложили аргументы в пользу своевременности произведения и правдивости отраженных в нем событий.
Действующие лица
Описанный сюжет коснулся брата автора напрямую: В юные годы Сергей Николаевич полюбил Варвару — дочь воинского начальника в Казани, и собирался просить у отца ее руки. Однако вовремя стал свидетелем жестокой расправы потенциального тестя над беглым солдатом. Увиденное настолько потрясло его, что чувства к девушке быстро погасли и свадьба не состоялась. В произведении, созданном автором на основе реального рассказа, фигурируют такие образы:
- Иван Васильевич. Главный герой — провинциальный студент которого автор наделяет добротой и состраданием. Через этот образ автор доносит свое отношение к жизни. Совесть Ивана не безмолвствует: увидев жестокую расправу над беглым солдатом, он буквально впитывает чужую боль. Это приводит к тому, что его отношение к близким и знакомым людям меняется. Он отказывается от любви к прекрасной Вареньке.
- Петр Владиславович (полковник с румяным лицом, белыми усами и бакенбардами). Отец девушки, к которой в начале произведения главный герой испытывает чувство. Он предстает перед читателем уважаемым человеком и заботливым родителем, который не чает души в дочери. Позиционируя себя как христианина, полковник забывает о любви к ближнему, и уже наутро после бала приказывает избивать беглого татарина. Увиденное шокирует Ивана и он понимает, что будущий тесть вовсе не тот, кем хочет казаться в светском обществе.
- Варвара. Единственный ребенок в семье полковника. Получила хорошее образование, увлекается чтением и в совершенстве знает французский. Обладает внешней привлекательностью и внутренней чистотой, за что и приглянулась главному герою. Она — причина его волнения и романтических надежд, за которыми вскоре пришло горькое разочарование.
- Беглый татарин. Солдат, которого наказывают за побег 1500 ударами шпицрутена. Экзекуция сопровождалась барабанной дробью и звуками флейты. Измученный человек просил о пощаде, его спина изранена. Однако начальник и солдаты остались глухи к его мольбе. Пожалел его только главный герой, а остальные продолжали издевательства. Судьба провинившегося солдата осталась читателю неизвестной. Во время испытания он был сильно искалечен. Действо навсегда осталось в памяти Ивана и отбило желание пойти на военную службу.
Жанр, направление, композиция
Произведение — яркий пример того, как за несколько часов можно разочароваться в человеке и поменять свое мировоззрение. Проводя анализ «После бала», следует отметить, что Толстой написал его в жанре рассказа, к которому испытывал особый интерес в зрелом периоде творчества. Условно его можно поделить на две части (до праздника и после), которые связаны между собой и определили дальнейшую судьбу героев произведения:
- Вначале автор рассказывает красивую историю о том, как главный герой полюбил Варю, и как восхищается ее заботливым отцом.
- После бала его отношение к семье меняется под влиянием увиденной экзекуции над солдатом-татарином.
Рассказ написан в направлении реализм. При ограниченном количестве персонажей в нем затрагивается единственная проблема, описывающая случай из жизни. Композиция произведения носит название «рассказ в рассказе»:
- Первоначально автор знакомит читателя с Иваном Васильевичем, который рассказывает историю из прошлого (1840-е годы).
- Далее описывает кульминацию (всеобщее избиение провинившегося солдата) и подчеркивает свое разочарование от истории, память о которой не исчезла со временем.
Эффект контраста, который помогает ощутить драматичность событий, носит название композиционной антитезы. Она представлена сценами до и после танцевального вечера, где наглядно показана жизнь высокопоставленных чиновников в будничной ситуации и во время праздников. Благодаря особенностям композиции автор донес основную мысль без использования обильных описаний ситуации и лишних сюжетных поворотов.
Контраст событий усилен экспозицией рассказа. Первоначально читатель не подозревает о радикальном изменении ситуации в жизни персонажей. Его главный герой исполнен пылких романтических чувств по отношению к Варваре. Он надеется на взаимность и продолжение отношений. Тем более что ее отец благосклонен к Ивану, разрешает ему потанцевать с дочкой, которую уже пригласил другой кавалер.
Далее настроение героя меняется, и на читателя обрушивается жестокая реальность, которая уничтожила все светлые чувства в душе Ивана.
Конфликт в произведении
Несмотря на небольшой объем, произведение раскрывает проблемы нравственности, которые всегда стояли для Льва Николаевича на первом месте. Он побуждает читателей задуматься о том, что такое для них честность, порядочность, справедливость. На протяжении многих лет эти вопросы являются основными для общества. Автор срывает маски и показывает бесправное положение солдат в николаевской России: служба длиной четверть века, бесполезная муштра, полное бесправие, наказание провинившихся всем строем.
Основой конфликта в рассказе стала чувствительность Ивана и двойственная натура полковника. Его внешность располагает к себе — статный красивый мужчина с военной выправкой, приятным голосом, безупречными манерами. Когда нужно, он с легкостью мог заслужить расположение любого, показать себя с хорошей стороны. Так случилось и во время бального вечера.
Однако благодушие персонажа наутро сменилось гневом. Любящий отец Вари предстал таким, каков он есть по своей сути — жестоким начальником, который распоряжается чужими судьбами. Он приказал избить солдата до полусмерти и наблюдал за исполнением приговора. Увидев, что один из участников строя прилагал меньше усилий, он начал бить его рукой в перчатке и наставлять, чтобы тот прикладывал больше усилий.
Жестокость полковника ужасает Ивана. Будучи влюбленным в Варю, он также хочет любить и ее отца. Тем более что между ними складывается взаимопонимание.
Увидев отношение Петра Владиславовича к подчиненным, он глубоко разочарован. Рушится гармония созданного им мирка, и герой предпочитает не любить Варю никак, чем любить частично, отделяя от отца. Он не в силах изменить мир, но не хочет принимать участие в распространении зла, с которым теперь олицетворяет полковника.
Основная мысль
На примере главного героя повести Лев Николаевич Толстой показывает, что доброта и человечность не теряются даже в самое жестокое время. Это качества, присущие сильным личностям, они не могут выродиться или исчезнуть. Переоценка ценностей заняла у Ивана всего одну ночь. Возникшие сомнения относительно своего выбора уступили место твердой уверенности в том, что добро и справедливость превыше всего. Он не смог помочь несчастному солдату, но для себя решил держаться подальше от жестоких людей, которые допускают произвол и самосуд. Для молодого человека это был серьезный шаг на пути становления цельной личности.
Проблемы, затрагиваемые автором рассказа касаются возведенного в ранг закона жестокого обращения с солдатами в эпоху правления Николая I. Режим избиения палками заслуживает осуждения. Однако автора беспокоит другая мысль, выраженная рассказчиком произведения. Он признался, что в молодости не смог расценить жестокое обращение с солдатом как дурной поступок. Представители высшего общества спокойно относились к подобным вещам.
В России для богачей было место празднику, балам, искрящимся пузырькам шампанского, тонким кружевным платьям для дам и заморским фракам для джентльменов. В этом мире роскоши и веселья необходимость физической расправы над неугодными признавалась и приветствовалась. Не было среди отъевшейся «элиты» жалости к простым бесправным людям, и осуждение ими экзекуций в обществе выглядело бы странно. В другой России нищие и бедняки терпели издевательства таких полковников, не в силах отстоять свое право на достойную жизнь.
Краткий разбор
Изучение основных моментов произведения позволяет школьникам составить характеристику героев и подготовить сообщение к уроку литературы. Прочтение полного текста не занимает много времени и также хорошо помогает усвоить материал. Кратко анализ рассказа «После бала» для конспекта в 8-м классе:
- Год написания — 1903.
- История создания. В основе произведения — история из жизни, рассказанная автору братом. Будучи влюбленным в дочь своего военачальника, он собирался связать с девушкой жизнь. Однако передумал, став свидетелем кровавого эпизода, к которому был причастен ее отец.
- Жанр — рассказ.
- Направление — реализм.
- Основная идея. Описание событий, происходивших в России в одну из самых суровых эпох правления Николая I. Автор изобразил разделение страны на два типа людей — богатых и бедных. Контраст между разными мирами поражает читателей. Автор не видел Россию единой и целой, поскольку стороны относились друг к другу враждебно.
- Композиция. Построена на антитезе, суть которой заключается в противопоставлении роскоши танцевального вечера и публичного наказания простого солдата.
- Эпитеты. Бал прекрасный, музыканты знаменитые, неприятная визгливая мелодия.
- Состояние Ивана после бала: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью», — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Рассказ не дает ответов на вопросы, как остановить зло и произвол со стороны представителей более высоких сословий. Однако он подсказывает, что необязательно в нем участвовать. Возможно, эта позиция сродни равнодушию, но во многих ситуациях у людей нет иного выбора.