Анализ произведения «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльда Сочинения

Оскар Уайльд — один из ярких представителей английской классической литературы девятнадцатого века. Наиболее резонансным творением автора является роман «Портрет Дориана Грея». Анализ произведения поможет разобраться, почему после издания оно считалось спорным, порицалось критиками и высшим обществом викторианской Англии, но, несмотря ни на что, смогло получить признание народа.

История написания и первые публикации

Портрет Дориана Грея

Образ главного героя, молодого Дориана Грея, настолько захватил Оскара Уайльда, что он написал четырнадцать глав своего романа в короткий срок, в первые три недели июля 1890 года. Публикация романа не обошлась без скандала. Чопорная английская публика не желала признавать в главном герое отражение эпохи. Но от обычных читателей книга получила хорошие отзывы, отлично продавалась и приносила автору неплохой доход.

В начале 1891 года Уайльд переиздал свое сочинение, написав к нему особое предисловие. Его строки стали своеобразной декларацией эстетизма, пропагандирующего преобладание прекрасной формы над содержанием. В роман было добавлено шесть глав, содержащих новые детали повествования.

Существует несколько мнений, касающихся точного определения жанра «Портрета Дориана Грея». Его называют:

  • философским романом;
  • романом воспитания;
  • аллегорической повестью.

Композиция и список персонажей

Согласно композиционным принципам, книгу можно разделить на пять основных частей. Встреча трех центральных героев происходит в экспозиции романа. Завязкой является сцена, в которой художник дарит натурщику его портрет. Звучит монолог Грея о молодости и старении. Далее происходит развитие действия, занимающее бо́льшую часть произведения до момента кульминации — смерти Бэзила. Развязка романа совпадает с его концовкой, главный герой умирает.

В сюжет произведения заложено два конфликта. Основной конфликт происходит между Греем и реальностью, к которой он отказывается принадлежать, заявляя, что не желает стареть и хочет навечно сохранить свою красоту и молодость.

Побочные конфликты возникают между героями и причудливо переплетаются друг с другом.

В романе упоминается множество персонажей. Но активную роль в развитии его сюжета играют всего пять человек:

Бэзил Холлуорд

  • Главный герой романа — двадцатилетний молодой человек Дориан Грей. Характеристика его довольно скудна. Известно, что он обладает прекрасной внешностью и двойственным характером. Романтизм и тяга к прекрасному сочетаются в нем с порочностью и способностью пойти на преступление. В начале произведения ему 20 лет, в конце около 40.
  • Бэзил Холлуорд — художник, который создал злосчастный портрет главного героя. В начале романа восхищается красотой и молодостью Грея. В конце книги Холлуорда ужасает то, во что превратился его идеал.
  • Лорд Генри Уоттон — циничный антагонист художника и покровитель Грея. Проповедует гедонизм, ведет порицаемый образ жизни и склоняет своего протеже к пороку.
  • Сибилла Вэйн — актриса, возлюбленная Грея, с которой у него был непродолжительный роман. Ушла из жизни по собственной воле.
  • Джеймс Вэйн — брат Сибиллы, обуреваемый местью. Погибает, так и не наказав Грея.

Краткое содержание

В первой главе романа происходит встреча трех персонажей: Уоттона, Холлуорда и Грея. Молодой натурщик приходит в восторг от портрета, написанного художником, и произносит пламенную речь. Монолог пронизан восхищением собственной красотой. Кроме того, Грей печалится, что с течением времени он будет стареть и дряхлеть, а его портрет останется молодым и прекрасным.

Пожилой лорд, обладающий скверной репутацией циника и распутника, прислушивается к речи Грея и усмехается. Между Уоттоном и Греем завязывается странная дружба. Вскорости Грей влюбляется в очаровательную Сибиллу Вэйн, актрису, знаменитую ролью Джульетты. Девушка отвечает ему взаимностью, но теряет голову от любви. Она перестает выступать на сцене, и Дориан быстро теряет к ней интерес. Сибилла убивает себя.

Главный герой

Дориан проводит все свое время в компании порочного лорда Генри. Он ведет праздный образ жизни и предается многочисленным грехам. Несмотря ни на что, Грей сохраняет свою молодость и безупречный внешний вид. Однако его портрет, написанный в день знакомства со старым лордом, претерпевает ужасающие изменения.

За двадцать лет, предшествующие началу второй части романа, внутреннее мироощущение Грея полностью меняется. Он становится полной копией своего порочного учителя. Внешне он по-прежнему молод и хорош собой, однако на его портрет невозможно смотреть без отвращения.

Случайная встреча Грея с Холлуордом заканчивается трагически. Художник пытается вразумить старого друга, но Дориан приходит в ярость и убивает его.

Избавившись от тела, он продолжает жить как ни в чем не бывало. Однако судьба вновь преподносит ему серьезную проблему. Происходит встреча с братом давно погибшей Сибиллы Вэйн. Джеймс хочет отомстить Дориану за нелепую смерть сестры. К счастью Грея, ему удается избежать расправы из-за случайной трагедии, произошедшей с Вэйном.

Внезапное спасение Дориана не приносит облегчения, а лишь тяготит его. Старик, смеющийся над ним с его собственного портрета, вызывает сильнейшее омерзение. Грей совершает отчаянный акт, закалывая изображение ножом. На следующий день в доме находят тело обезображенного старика с раной в груди, глядящего пустыми глазами на портрет прекрасного молодого человека.

Мотивы и основная мысль романа

Основная мысль провокационного произведения заключается в создании реалистичного описания жизни лицемерного высшего общества, показательно соблюдающего внешние правила приличия. Антигерои Уайльда живут, старательно пряча свою порочность под масками благочестивых людей. Однако помыслы их ужасны, а души черны.

В смысловое ядро романа включены следующие концепты:

  • красота и отвращение;
  • ответственность и безнаказанность;
  • истинное и ложное;
  • порок и благочестие;
  • духовное и дьявольское.

Мотивы и основная мысль романа

Проблематика философско-эстетического романа, написанного Оскаром Уайльдом, многогранна, она сочетает несколько важных для автора тем и мотивов. Очевидной проблемой является тема отношений искусства и реальной жизни. Согласно Уайльду, чистое, искреннее искусство всегда побеждает лживую и изворотливую человеческую натуру.

Второй проблемой романа является гедонизм его героев. Последователи гедонизма считают, что единственной терминальной ценностью для человека является удовольствие. Поэтому пути его получения возводятся в абсолют. Однако жизнь без морали способна привести к краху, что автор и демонстрирует на примере образа Дориана Грея.

Очередной важный мотив, который заботит Уайльда, — судьба художника. Он раскрывается в сюжетной линии Бэзила Холлуорда. Автор подчеркивает истинную силу искусства, способного обнажать суть вещей, скрытых от нечуткого к правде человеческого взора.

Тема отчаяния, появляющаяся в итоговых главах произведения, отражает закономерный итог жизни главного героя, осознавшего тщетность собственного существования. Путь, который был избран Греем, привел к отчаянию и к чувству полного одиночества. Это стало причиной его сумасшествия и смерти.

Источники вдохновения Уайльда

Основным направлением творчества, к которому принадлежат работы Оскара Уайльда, является модернизм. Однако ему присущи и черты декаданса. Создавая гениальное произведение, автор протестовал против порочной жизни британского общества, лишь на словах отличающегося чопорностью.

Кратко говоря, он стремился обнажить пороки и продемонстрировать тайные страсти, кипящие среди лицемерной английской знати.

Источники вдохновения автора

В главном герое романа можно найти черты культовых литературных персонажей, живущих в мрачных произведениях других авторов. Чаще всего Дориана Грея сравнивают с Фаустом из одноименной трагедии Гете (1774), а лорда Генри — с Мефистофелем. Это сравнение оправдано мистической атмосферой романа и тем, что Фауст, как и Грей, получает от своего искусителя вечную молодость в обмен на душу.

Литературные параллели прослеживаются и с такими произведениями, как:

  • «Мельмот Скиталец» (1813) Ч. Р. Метьюрина;
  • «Шагреневая кожа» (1831) О. де Бальзака;
  • «Наоборот» (1884) Ж. К. Гюисманса.

Считается, что именно после прочтения романа Метьюрина Уайльд задумал написать свою книгу. Сравнение произведений оправдано присутствием общих деталей. В частности, образа стареющего портрета, полотнище которого отражает внешние проявления грехов вечно молодого героя.

Произведение Гоголя Портрет

Советский лингвист В. В. Виноградов, изучавший как русскую, так и зарубежную литературу, нашел некоторое сходство книги Уайльда с повестью Н. В. Гоголя, называющейся «Портрет» (1833). Оба произведения имеют сходный смысл, они наполнены мистицизмом и обличают пороки времени. Однако связь героя и портрета в книгах описана по-разному, и проблематика их отношений отличается.

Создавая портрет молодого прожигателя жизни, Оскар Уайльд намеренно не озвучил все подробности порочной жизни Грея. Он стремился придумать такого персонажа, в отражении которого плохой человек мог бы увидеть себя, найти в нем собственные грехи. Возможно, именно поэтому книга столь сильно шокировала викторианскую публику и вызвала серьезнейший резонанс.

К сожалению, бессмертное произведение Оскара Уайльда редко проходят в школе в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе. Однако его прочтение не будет лишним, ведь оно заставит задуматься над действительно серьезными вещами и, возможно, убережет от напрасных ошибок.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector