Пьеса «Гроза»: представители «темного царства»

Произведение А. Н. Островского «Гроза» Гроза

Проблеме личности, страдающей под гнетом недостойных, низких людей, посвящено произведение А. Н. Островского «Гроза». В пьесе представители «темного царства» не только к Катерине относятся с грубостью и жестокостью, а весь город Калинов был отравлен влиянием потерявших стыд и совесть богачей. Кого из героев пьесы можно отнести к самодурам, разрушающим чужие жизни ради утверждения собственного превосходства, власти и силы?

Характеристика образа Кабанихи

Ярким представителем самодуров являлась Марфа Игнатьевна, богатая купчиха, ставшая вдовой и одна воспитавшая своих детей, сына Тихона и дочь Варвару. Это была невероятно деспотичная, властная женщина, любившая все держать под своим контролем, управлять поведением домашних. Задача Кабановой — всех заставить подчиниться и выполнять ее указания.

Для этого она медленно, ежедневно, методично старалась уничтожить любое проявление своеволия в семье, беспардонно вмешиваясь в семейную жизнь сына, навязывая домашним свое мнение, как единственно верное и правильное. Свою власть устанавливала с помощью тотальной тирании и унижений. Причем ее не смущало и не терзало то, что она буквально растаптывает родных людей.

Значение имени

А. Н. Островский активно использует в своем произведении прием говорящих фамилий, как бы подсказывая читателю и авторское отношение к герою и особенности характера созданного им образа. Поэтому и имя, и отчество купчихи не являются случайными. Автор выбрал такое сочетание намеренно, чтобы как можно ярче выразить негативные качества власть имущей:

Кабаниха в пьесе «Гроза»

  1. Во-первых, Марфа — хозяйка, госпожа, наставница (в переводе с древнееврейского языка). Имя характеризует Кабаниху как властную, сильную, настойчивую и решительную личность. Она любит руководить всеми и контролировать каждый шаг домашних, поручать множество дел им. Даже значение «наставница» принято во внимание автором. В пьесе Кабаниха всех учит жить по патриархальным укладам, предлагает сыну установить в его семье порядки Домостроя, правила которого считала абсолютно благоразумными.
  2. Во-вторых, имя Игнат в переводе с латинского языка обозначает «огненный». Эта стихия является разрушительной, обжигающей, приносящей немало бед людям. Отчество Кабанихи характеризует ее как уничтожающую все хорошее силу, она как бы устраивает пожар в собственной семье, не жалея никого, даже самых родных — своих детей. Героиня разрушает и убивает в человеке личность.
  3. В-третьих, символ кабана у древних народов выражает силу, наглость, агрессию, вседозволенность и эгоизм. Все эти качества присущи купчихе. Также особенно стоит отметить, что автор дает ей кличку — Кабаниха, указывая на ее невежество, низость и отсутствие человеческого облика.

Действительно, Марфа Игнатьевна не отличается воспитанностью, ведет себя довольно грубо, бестактно. Прикрываясь заботой о детях, она преследовала лишь свои корыстные цели.

Кабаниха манипулировала, унижала и подавляла близких

Кабаниха манипулировала, унижала и подавляла близких только ради того, чтобы самоутвердиться. Она считала, что старые, патриархальные порядки должно передать старшее поколение своим детям.

Вроде бы приличный возраст обычно ассоциируется с мудростью, но не в этом случае. Кабаниха извратила и изуродовала устоявшиеся понятия, старалась утвердить искаженные представления о семейной жизни как единственно верные. Она считала, что отношения между мужем и женой, родственниками должны строиться по определенной иерархии, где все подчиняются главному — старшему по возрасту. Более того, важную роль играет не взаимоуважение, а сила. Поэтому она так наседает на сына, чтобы тот держал жену в страхе.

Отношение к детям

 Кабаниха и ее сын

Кабаниха на людях очень строго придерживается роли заботливой матери, которая стремится сделать своих отпрысков счастливыми. Жестокость она научилась оправдывать благодетельной целью. Это лицемерие. Купчиха прекрасно понимает, почему вершит зло. Она эгоистична, думает только о себе. Кабаниха давно перестала играть роли матери, женщины, хозяйки, героиня превратилась в деспота, в диктатора, для которого все средства хороши. О чувствах других людей не задумывается, ей не жаль никого.

Такое разрушительное поведение матери не могло не сказаться на характерах детей. Они не сопротивлялись Кабанихе, смирились с ее тоталитарной системой, хоть внутри так и не приняли навязываемых позиций. Каким образом отравляющие действия матери повлияли на Тихона и Варвару?

Сын и дочь купчихи

Тихон вырос забитым, бесхарактерным и безвольным человеком. У него не было своего мнения, также не имел он силы перечить матери. Хоть от природы это был незлой человек. Не зря он получает имя Тихон. Его голоса в этой семье совсем не слышно. Всем управляет Кабаниха. Тихон не смог состояться как глава семьи, так как мать уничтожила в нем попытки своеволия.

Варвара не протестует против бесчинства родительницы, но вырабатывает принцип, которому соответствует такая ее цитата: «делаю, что хочу, лишь бы не узнал никто». Чтобы окончательно не раствориться под гнетом Кабанихи, она научилась выкручиваться, обманывать и скрывать. Варвара сильнее своего брата характером, но открыто не решается выступать против матери, понимая, что та будет психологически изощренно над ней издеваться. В финале драмы она сбегает, спасается с любимым от той среды, которая была ей чужда и неприятна.

Угроза власти

 Кабаниха и катерина

Если, так или иначе, Кабаниха детей своих подчинила, то Катерину считала лишней в семействе. Купчиха чувствовала, из-за девушки пошатнулись устои ее царства. Темные помыслы Марфы по отношению к невестке проявлялись в методичном унижении, в подавлении в супруге Тихона личностного начала. Кабаниха постоянно делала ей замечания, осуждала, призывая сына поддержать свою точку зрения. Она не только старалась поставить на колени Катерину, но и доставляла огромную боль Тихону, который все-таки любил жену и не желал ее унижать.

Кабаниха была возмущена еще тем, что:

  • невестка называет ее на «ты»;
  • не молчит;
  • открыто высказывает свое мнение.

Это непозволительное поведение, которое нужно исправить. Стоит сделать вывод, что Кабаниха является ярким представителем «темного царства». Персонаж олицетворяет собой:

  • зло;
  • лицемерие;
  • невежество;
  • жестокость.

Все ее качества являются отрицательными, разрушающими, далеки от благодетели. Ради установления своего авторитета Кабаниха готова пожертвовать счастьем своих детей, у нее нет жалости даже к самым близким. Она не заслуживает любви, ее ненавидят.

Савел Прокофьевич

Под стать Кабанихе другой представитель самодурства — Дикой, богатый купец, значимое лицо в городе Калинов. Это человек с черной душой, в нем нельзя найти ничего положительного, он невежественный. Нажитое богатство совершенно развратило его. Купец считал себя вершителем судеб, никого и ничего не боялся, самодур. Он уверен в своей правоте: раз у него много денег, значит, он здесь и главный, а все остальные должны неукоснительно подчиняться, терпеть его унижения. Также А. Н. Островский неслучайно подобрал этому персонажу имя, выделив его отрицательные качества:

Савел Прокофьевич

  1. Савел в переводе обозначает «подарок Бога». В данном случае автор применяет антитезу: ничего хорошего другим людям купец не сделал, наоборот, только вредил. Но, несомненно, в этом городе Дикой считал себя господином, властителем судеб. Не зря он угрожает Кулигину уничтожить его, прекрасно понимая, что наказания не понесет.
  2. Прокофий — «преуспевающий» (в переводе с греческого языка). Действительно, дела у него шли прекрасно. Это был очень богатый человек. Но свое состояние он нажил нечестно, допускал низкие поступки, лишь бы остаться в плюсе.
  3. Фамилия купца выражает его дикость, невежество, необразованность. Он не имеет широкого кругозора, ограничен, бестактен и невероятно груб.

Речь Дикого его прекрасно характеризует. В каждой реплике он бранится, ругается, допускает грубости и оскорбления. Манеры тоже не отличаются изяществом: воспитанные люди не плюют в собеседников. Такое поведение связано с тем, что Дикой считает себя абсолютным хозяином в городе, а других — низшим слоем. Простых людей можно унижать, обманывать, наживаться на них.

Невежество и необразованность обнаруживаются в разговоре Дикого с Кулигиным. Талантливый молодой человек цитирует строки из стихов Державина при общении с купцом. Дикой совершенно этого не понимает, думает, что ему грубят. Также купец не стремится улучшить жизнь окружающих, отказывается вкладывать деньги во что-то ради других. Тот же самый Кулигин рассказывал ему о перспективах громоотвода для получения электричества. Идею Дикой не оценил, только обругал изобретателя и начал угрожать расправой.

Единственный человек, с кем Дикой разговаривает нормально, — это Кабаниха, потому что они во многом похожи. Эти персонажи пьесы олицетворяют собой «темное царство».

Дикой и Кабаниха

Какие цели в жизни у них? Конечно же — накопление и приумножение богатства любыми путями, подчинение себе всех и вся.

Таким образом, Островский в своем сочинении смог полностью раскрыть персонажей «темного царства». Это деспотичные, эгоистичные, беспринципные самодуры, которые отравляют жизнь окружающих людей, совершают злые, низкие поступки. Они лишены положительных качеств. Ради достижения личных целей эти герои разрушают и калечат судьбы других людей, уверены в своей силе и власти. Хотя большая часть жителей города Калинов молчаливо сносят унижения от «темного царства», но все-таки есть и те, кто способен на протест против деспотии и бесчинства.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector