Пушкин намеренно не прячет от почитателей образ автора в романе «Евгений Онегин». Такое повествование позволяет создать искреннюю и доверительную атмосферу. С первых строк он даёт понять, что рассказывает не о себе, а о друге, «добром» и «верном» приятеле. Образ Онегина вырисован настолько реалистично, что и в самом деле можно поверить в его существование. Даже художники братья Ружо написали картину, изображающую двух друзей на берегу Невы.
История знакомства с героем
По мере написания романа Пушкин уточняет, как и когда он познакомился с Евгением Онегиным, что их связывает. Раскрывая историю отношений, автор лишний раз уточняет, что герой истории — его друг, он старается «заметить разность» между собой и Онегиным. Их дружба началась задолго до того, как случились описанные в романе события, тогда ещё был жив отец Евгения.
Молодых людей объединяла их утомлённость жизнью с её светским ритмом: «Томила жизнь обоих нас; в обоих сердца жар угас». Их повседневность была похожа, и несмотря на разницу в возрасте (в начале действия романа герою было восемнадцать лет, на момент дуэли — двадцать шесть), они собирались отправиться в путешествие. К сожалению, смерть отца Евгения разрушила их планы, дороги друзей на некоторое время разошлись.
Удивляет тот факт, откуда автор так хорошо ознакомлен с тем, что происходило между героем и Татьяной. Например, как у него оказалось известное лирическое письмо, которое он с трепетом перечитывает и бережно хранит. Очевидно, он попал под влияние Татьяны, это особенно примечательно тем, что у героини есть реальный прототип — женщина с непростой судьбой.
Осведомлённость об отношениях Онегина и Лариной автор объясняет тем, что его кузен по фамилии Буянов был знаком с семьёй сестёр.
Неизвестно, по какой причине Пушкин включил в сюжет именно этого героя, так как Буянов — это несуществующий в реальности персонаж, придуманный ещё дядей поэта. Такая нестыковка позволяет усомниться в действительности происходивших событий.
О Пушкине в романе
Несмотря на то что роман о Евгении Онегине, образ автора явно присутствует. Из повествования читатель узнаёт много и о самом авторе. Порой вскользь, порой открыто он рассказывает о себе и своей жизни. Так, например, становится известен возраст Пушкина, писавшего роман: «Ужель мне скоро тридцать лет?»
Стиль жизни поэта соответствует тем представлениям о светском времяпрепровождении, существовавшим в ту эпоху. Кратко о своих увлечениях он пишет:
- «Я был от балов без ума»;
- «…на разные забавы я много жизни погубил!»
В романе «Евгений Онегин» образ Пушкина — это ценитель женской красоты, в частности, их ножек. Цитат из произведения можно подобрать множество. К примеру: «Ах! долго я забыть не мог две ножки…»
В этом отношении Пушкин и его герой очень схожие личности. Однако, со временем поэт стал тяготиться такой жизнью. Он сокрушался, что свои «счастливейшие» дни «провёл в бездействии, в тени». Остепенившись, позиция автора меняется, теперь он даёт советы подрастающим дочерям и их родителям, предостерегая их от таких ловеласов, которыми были и он сам, и Онегин.
Значение лирических отступлений
Присутствие в романе поэта позволяет ему давать всем героям свою авторскую характеристику для лучшего понимания их действий. Рассказ от лица знакомого человека добавляет сочинению правдоподобия.
Несмотря на то что в центре внимания — история Онегина, автор делает множество кратких отступлений:
- он рассказывает о себе, о том, каковы его творческие планы;
- размышляет о моде;
- вставляет несколько слов о природе и своей жизни в ссылке.
Примечательно, но именно в романе Пушкин честно признаётся, что устал от поэзии и его тянет к прозе: «Лета к суровой прозе клонят… шалунью рифму гонят».
Роль образа автора в произведении «Евгений Онегин» неоднозначна. С одной стороны, он как поэт, написал историю любви и ожидает реакции от критиков, их оценки: «И журналистам на съеденье плоды трудов моих отдам…» С другой стороны, являясь свидетелем описанных событий, он делится с читателями своими мыслями и воспоминаниями и поэтому по окончании повествования просто с ними прощается: «За сим расстанемся, прости».