Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» — это яркий луч, направленный на человеческие пороки, представленные в лице Григория Печорина. Юная, невинная, дикая красота противопоставлена пресыщенному жизнью мужчине, который обрел в ней жертву своей опустошенной заскучавшей души.
Портрет героини
Характеристика образа Бэлы в «Герое нашего времени» раскрывается через описание от лица пожилого штабс-капитана Максима Максимыча. Рисуя национальную картинку горного народа, он рассказывает историю про прекрасную черкешенку, которая стоит в центре развивающихся событий. Бэла обладает самобытными особенностями:
- «…она была хороша: высокая, тоненькая…»
- «…азиатская красавица…»
- «…румянец разыгрался на щеках…»
- «…черные локоны…»
Гордая и преданная традициям своей семьи. Свободная и необузданная, что проявлялось в ее нраве:
- «…веселая, и все надо мной <> подшучивала…»
- «…я не раба его.»
- «…дьявол, а не женщина!..»
Бэла — молодая дочь татарского князя, на внешность ей не дать больше шестнадцати лет. Черноволосая, с проницательным взглядом «сверкающих, как два угля» глаз.
Свободная пленница
Максим Максимыч и Григорий Алексадрович получают приглашение от князя на свадьбу его старшей дочери. Там они впервые встречают Бэлу. Девушка сразу же выделяет Печорина из толпы, обращая к нему свою песню: «…стройны наши молодые джигиты<…>а русский офицер стройнее их<…> только не расти, не цвести ему в нашем саду». Мужчина ответил ей поклоном и уважительным жестом.
Между ними возникает взаимная симпатия. В глазах друг друга они диковинны, экзотичны. Бэла оказалась недостижимой целью, навязчивой мыслью. Уставший от мирских благ юноша решается на похищение и запускает цепочку ужасных событий. Ему удается выкрасть юную девушку с помощью ее собственного брата, юного и меркантильного Азамата. За его сестру он обещал украсть для юного джигита Карагёза, любимого коня разбойника Казбича. Каждый выполняет свою часть сделки.
Связанная, с чадрой на голове, дочь князя попадает в руки к офицеру. Азамат сбегает со своей добычей, а мстительный разбойник чинит расправу над его отцом.
Заточённая в крепости, как птица в клетке, Бэла отказывается подчиниться чужому желанию обладать ею. Сколько бы главный герой ни старался, она не принимает подарков, не отвечает на его привязанность, а лишь тоскливо затягивает родную песнь, бросает короткие ответы и плачет. Ее свободолюбивый нрав можно описать одной цитатой: «Я твоя пленница,<…>ты можешь меня принудить». Даже испытывая чувства к своему похитителю, она не смеет предать себя.
У Печорина были свои принципы, один из которых не мог позволить ему отступиться от желаемого: «…таков уж был человек: что задумает, подавай…». Его азарт не имел границ — для него это очередное захватывающее приключение. Он заключил пари со штабс-капитаном, что добьется ее за неделю: «…даю мое честное слово,<…> она будет моя…»
Чем больше черкешенка сопротивлялась его воле, тем изощреннее проявлял себя офицер.
Находясь взаперти долгое время, получая лучшие дары и испытывая постоянное давление со стороны увлеченного мужчины, девушка постепенно начала привыкать к нему: «она стала ласковее, доверчивее…» — но этого было недостаточно, чтобы растопить между ними лед. Гриша решается на решающий шаг, разыгрывая сцену своего уезда: «оставайся полной хозяйкой всего, вернись к отцу, — ты свободна». Он нашел слабое место в душе княжны и дал ей то, чего она хотела. Наивная, неопытная, она отказывается от неприступности, доверив себя в чужие руки.
Трагическая судьба
Четыре месяца княжна прожила в крепости — короткий срок любви. Приручив Бэлу, имея над ней полную власть, молодой человек начал постепенно остывать: «любовь дикарки немногим лучше знатной барыни; невежество и простосердечие одной надоедают». Бэла, чувствуя отверженность, погружается в уныние, страдает от отсутствия взаимности. На все вопросы отвечает кратко, молчит. Когда-то живая, цветущая красота, начинает увядать, меркнет блеск черных глаз.
Тоска и одиночество стали спутниками ее высокого чувства. Офицер все реже появляется дома, что дает разбойнику Казбичу отличный шанс совершить очередную расправу. Подкравшись к деве, он похищает ее. Слышны выстрелы, но пули не задели его. Капитан и Печорин устроили погоню, но тщетно. Лихая рука Казбича наносит Бэле смертельный удар.
Испуская дух, она мечтала вернуться домой, в горы, но сожалела об одном — что не встретится со своим возлюбленным «на том свете». Ей предложили креститься перед смертью, но княжна выбрала умереть с той верой, с какой родилась. Искренняя любовь, которой она отдалась всей душой, не вытеснила преданности своей национальности. Последний шаг в ее жизни был сделан стопой настоящей черкешенки, княжеской дочери, простодушной, чистой и верной.
Встреча с Печориным сыграла решающую роль в судьбе дикарки. Она подарила ей прекрасное чувство, которое впоследствии ее погубило. Для него это нравственное испытание, которое он не прошел. Совершил преступление, разрушил не одну жизнь и погубил ту, которой клялся в любви. Как могло сложиться будущее погибшей, не появись в ней равнодушие Печорина?
Характеристика Бэлы из «Героя нашего времени» показывает, насколько это показательное и трагическое сочинение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое положило начало циклу повестей и сполна раскрыло несовершенство натуры главного персонажа.