История создания романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» Герой нашего времени

Литературные критики отметили, что М. Ю. Лермонтов романом «Герой нашего времени» представил читателю целую эпоху в виде социально-психологического портрета. Поместив главного героя в гущу событий Российской империи тридцатых годов ХІХ века, писатель раскрыл все стороны незаурядной личности через его трагичную судьбу. Сама же история создания романа «Герой нашего времени», разбитая по времени на 3 части, вызвала и вызывает особый интерес у литературоведов.

Идея произведения

Первый творческий период, связанный с историей создания «Героя нашего времени», относится к 1836 году. В это время ещё довольно юный поэт Миша Лермонтов поставил цель утверждения в прозе. И задумывается о создании сочинения, в котором главный герой — молодой дворянин — проходит через перипетии жизни того времени. Неся множество душевных противоречий, центральный персонаж, по мнению автора, должен стать зеркальным отражением представителей молодого дворянского сословия того времени.

Пушкинская поэма «Евгений Онегин»

Огромное влияние, по мнению исследователей творчества М. Ю. Лермонтова, на замысел романа «Герой нашего времени» оказал пушкинская поэма «Евгений Онегин», став источником вдохновения при написании. Как и А. С. Пушкин, Лермонтов показывает в главном герое отражение духа противоречий того времени. О сходстве лермонтовского романа и «Евгения Онегина» говорят и фамилии центральных персонажей:

  • Онегин — от названия реки Онега;
  • Печорин — соответственно, от Печоры.

Но в плавный ритм работы над романом вмешалось трагическое событие 10 февраля 1837 года (дата смерти А. С. Пушкина). Очень сильно переживая по поводу ухода из жизни своего кумира, Лермонтов всю горечь и боль выливает в стихотворении «Смерть поэта».

Это произведение, по мнению цензуры, носило политический характер. И Михаила Юрьевича ссылают на Кавказ, где он и продолжит через некоторое время работать над рукописью.

Сюжет и действующие лица

Во время кавказского этапа жизни поэт попадает в круговорот событий, наполненных разного рода приключениями. Его окружают новые лица, появились эмоции, которые он не мог испытывать, находясь в столице империи. Эти впечатления и стали новым толчком вдохновения для возобновления работы над произведением, о написании которого он задумался ещё в Петербурге.

Образ Печорина

В кавказской ссылке М. Ю. Лермонтов окончательно определяется с образом Печорина. И он уже представляет своего героя не как скучающего молодого дворянина, не обременённого конкретными делами и заботами, а в образе офицера, занятого служением Родине и страдающего от внутренних разочарований.

Здесь же, на Кавказе, происходит и определение с остальными персонажами романа «Герой нашего времени». В сочинении появляются:

  • влюблённая в Печорина русская княжна Мэри;
  • черкешенка Бэла, также испытывающая нежные чувства к герою;
  • горцы-контрабандисты;
  • представители светского общества того времени.

При этом автор стремится написать персонажей своего романа так, чтобы они представали в образах, максимально отражающих обычных живых людей, проявляющих чувства, имеющих желания и страдающих от пороков. По замыслу писателя человек, читающий произведение, должен в каком-нибудь из героев увидеть самого себя будто со стороны.

Написание и издание

Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова в своих сообщениях отмечают, что непосредственно вся история написания «Героя нашего времени» происходила на протяжении 1838 − 1841 годов. И хотя научные работники ведут споры о хронологии написания частей этого романа, общепринятой считается последовательность:

Повесть «Бэла»

  1. «Тамань».
  2. «Фаталист».
  3. «Максим Максимыч».
  4. «Бэла».

Опубликование составных частей будущего целого произведения не согласовывалось с хронологией их написания. Первой читатель увидел в виде печатного текста часть, озаглавленной как «Бэла» (первоначально «Из записок офицера на Кавказе»). Маленькое повествование привлекло внимание известного критика того времени В. С. Белинского, который кратко отметил, что Лермонтов стал создателем нового жанра прозы о Кавказе. Он также противопоставил стилистику лермонтовского произведения стилю и жанру «Записок Марлинского» (автор — сосланный служить на Кавказ декабрист А. А. Бестужев).

В виде повести поэт отдаёт на публикацию «Фаталиста» уже в 1839 году. Произведение имело большой успех у современников Лермонтова. Пугающая и полная загадок история, основанная на реальных событиях, смогла произвести неизгладимое впечатление на читателей того времени.

«Тамань» читатель увидел в 1840 году. При этом исследователи творчества поэта считают, что события, описанные здесь, в некотором роде автобиографичны. Он по служебным делам в 1838 году приехал на Тамань, где и был местными контрабандистами принят за офицера полиции.

После успешного принятия читателями и критиками уже напечатанных повестей Михаил Юрьевич решается в том же 1840 году на издание цельного романа, добавив часть под названием «Максим Максимыч». В ней автор предоставляет описание портрета Печорина и знакомит читателей с его дневником, дающим ключ к пониманию того, кто такой главный герой романа.

«Максим Максимыч»

История написания М. Ю. Лермонтовым «Героя нашего времени» вызывает споры у литературоведов по сей день. И одним из предметов, их вызывающих, является прототип Печорина. Одни считают, что это известный в своё время дуэлянт и красавец А. П. Шувалов. Другие видят в главном герое непосредственно М. Ю. Лермонтова. Но все сходятся во мнении, что «Герой нашего времени» является великим произведением, показавшем человечеству огромный пласт культуры и российской жизни первой половині ХІХ века.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector