В творчестве русских классиков немало произведений, пронизанных тонким колоритом Востока. Одно из них — поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», анализ которой потребуется ребятам в десятом классе. Экзотические мотивы в стихотворении созданы автором посредством пейзажей и интерьеров, роскошных образов хана и его наложниц. Краткое знакомство с текстом и его литературная оценка облегчат подготовку к школьному уроку, сочинению либо презентации.
Предпосылки для написания произведения
История создания «Бахчисарайского фонтана» связана с южной ссылкой молодого поэта. В сентябре 1820 года перед поездкой в Кишинев он гостил у четы Раевских в Бахчисарае. Ранее Пушкин слышал об архитектурном наследии Крымского ханства. Дошли до него и легенды о любви одного из ханов, и о памятнике, увековечившем это сильное чувство. Зная, что ему выпал редкий шанс, поэт решил осмотреть место своими глазами.
Он пробыл у Фонтана слёз недолго, поскольку неважно себя чувствовал и был огорчен плачевным состоянием дворца. Однако успел отдать должное архитектурному наследию и навсегда запечатлел его в своей памяти. Написать поэму Александра Сергеевича вдохновил рассказ Софьи Потоцкой (в замужестве Киселевой), от которой он узнал подробности любви Гирея и прекрасной наложницы. В предании, которое передавалось в семье молодой женщины, была история о дальней родственнице Марии, якобы плененной крымским ханом и погибшей в стенах гарема.
Работа над произведением шла в период с 1821 по 1823 год. Поэт несколько раз перечитывал текст и вносил правки, и окончательная версия была опубликована в 1824 году. За произведение поэт получил первый в своей жизни гонорар — 3000 рублей, что сопоставимо с современной суммой в 30 тысяч долларов. Центральная тема поэмы — моральные проблемы. Автор раскрывает вопросы страданий от неразделенной любви, затрагивает проблематику жизни и смерти, верности родине и своим убеждениям.
Софья Станиславовна известна как муза Пушкина. Ее матерью была знаменитая куртизанка, пережившая в молодости много приключений, которые легли в основу семейных преданий. Проверить их достоверность было невозможно, поэтому правдивость истории о пленении Марии была под большим вопросом. Об этом Пушкин задумался позже, когда литературный труд был написан. Он сомневался в том, стоит ли представлять произведение публике, и решился на этот шаг только при поддержке Вяземского.
В предисловии к произведению литературный критик отметил, что предание является достоянием поэзии. То есть в тексте не стоит искать точного совпадения с историческими событиями, здесь создана своя реальность. Предисловие помогло предотвратить возможные упреки в адрес поэта о том, что он исказил историю.
Персонажи и краткое содержание поэмы
История о страстях во дворце крымских ханов поразила читателей свободой композиции. Пушкин объяснял отсутствие плана тем, что он суеверно перекладывал на стихи цитаты из рассказов и сообщений молодой женщины. Это соответствовало существующей моде на ориентализм и пришлось по душе читателям. В оригинале произведения десятиклассники знакомятся с такими персонажами и их характеристиками:
- Крымский хан Гирей (Кырым из рода Гиреев). Исторический персонаж, правивший с 1758 по 1764 годы. Во время его властвования во дворце появились Фонтан слёз и другие скульптуры. Наиболее известен мавзолей Диляры-бекеч, которая была последней любовью хана. Характер властного правителя смягчился под влиянием чувства, вспыхнувшего по отношению к юной наложнице. По другой версии, Диляра-бекеч была матерью Гирея. Ни один из вариантов не доказан, поскольку документальных свидетельств не сохранилось.
- Мария. Польская невольница в гареме. Ей не нужна роскошь и любовь хана. Только свобода может сделать ее счастливой. Марию можно считать прототипом Диляры в произведении, воплощенном фантазией Пушкина. Историки до сих пор спорят, какой на самом деле была наложница, которую хан прославил в веках. Ей приписывают греческое и грузинское происхождение, однако после выхода поэмы Пушкина многие уверены, что она была полячкой.
- Зарема. Любимая жена Гирея. Свободно чувствует себя в гареме и устанавливает свои порядки. Красивая и самолюбивая женщина хочет посвятить жизнь хану и не желает видеть рядом с собой соперниц.
- Фонтан слёз. Неодушевленный персонаж, который не раз брали за основу рисунков художники, а композиторы прославляли в своих музыкальных произведениях. В «камне, который плачет», будто сливаются слезы погибшей Марии и воды морской пучины, поглотившей Зарему.
Завязка сюжета
В роскошном дворце всемогущий хан Крым-Гирей забыл о покое и развлечениях. Все его думы заняты прекрасной полячкой, привезенной из дальнего победного похода. Он идет в гарем, где слышит песни наложниц. Они восхваляют красоту Заремы — женщины, пользующейся его особым расположением. Однако красавица-грузинка не улыбается. Она задумчива и озадачена, ведь хан разлюбил ее, отдав предпочтение юной и чистой Марии. Девушка совсем недавно стала жить в гареме и еще не забыла о счастливой жизни на воле, о беззаботных годах в достатке и неге, о женихах, которые хотели добиться ее руки.
Дочь польского шляхтича стала пленницей Гирея после того, как ханское войско нанесло урон ее родным краям, разрушило дом, а всех красавиц угнало в плен. Девушка стала драгоценным подарком правителю. Однако такая жизнь ей не мила. В неволе она тоскует, жжет лампаду и все время проводит в молитвах.
Гирей страдает и ходит возле ее комнаты, однако не решается нарушить девичье одиночество. Он надеется, что сердце пленницы смягчится и будет можно получить от нее ласку.
Встреча наложницы и пленницы
Повествование прерывается и продолжается ночью, в покоях Марии. Зарема тайно проходит в комнату юной девы, где видит образы христианских святых. На несколько секунд она вспоминает свою родину, но затем ее взгляд падает на спящую соперницу. Она становится на колени и умоляет Марию вернуть ей любовь хана. Девушка уверяет ревнивую одалиску, что никогда не полюбит повелителя и мечтает лишь о том, чтобы поскорее отправиться на небо.
В ответ Зарема тоже откровенничает. Рассказывает о том, что уже забыла, как оказалась во дворце. О том, что неволя не стала ей в тягость, а любовь Гирея грела ее душу. Однако все разрушило появление Марии. Но грузинка предупредила, что ради своего счастья она ни перед чем не остановится. Закончив монолог, бывшая фаворитка хана ушла. В одиночестве Марии ничего не остается, как оплакивать участь, которая кажется ей незавидной. Она не хочет повторить судьбу Заремы.
Финал истории
Польская пленница не задержалась долго в гареме. Она зачахла от тоски в неволе, словно птица в клетке или сорванный нежный цветок. Или же была искусно отравлена, о чем Пушкин умалчивает. Однако гибель девушки не стала спасительной для Заремы. В ночь, когда Мария покинула этот мир, грузинка была брошена в морскую пучину.
Хан решил забыться в новых военных походах. Однако это ему не удалось, и по возвращении в Бахчисарай он приказал сделать фонтан в память о своем неразделенном чувстве. Девы Тавриды, узнавшие о печальной истории, назвали творение иранского зодчего Омера «Фонтаном слёз». Прекрасны строки, которыми автор выражает свои чувства в отношении скульптуры и истории ее появления:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Зарема, Мария и Гирей
Текст поэмы можно представить как загадочную романтическую фреску с рядом недомолвок. Ее драматизм усилен подчеркнутой неясностью судеб героев. В центре повествования три персонажа: хан Гирей, его пленница Мария и наложница Зарема. Анализ поэмы «Бахчисарайский фонтан» позволяет понять, что автор представляет правителя не деспотичным и жестоким, а чувствующим и мыслящим человеком. Безответное чувство к пленнице изменило его, послужило причиной внутреннего перерождения.
Кульминацией повествования становится встреча Заремы с соперницей. Вначале грузинка руководствуется только ревностью, однако позже к этому чувству примешиваются более глубокие эмоции. В комнате Марии страстная грузинка вспомнила свой родной дом и счастье молодых лет. В гареме это все было забыто, казалось сном. Однако воспоминания вернулись с былой силой. Даже если бы наложница смогла завоевать расположение повелителя, она не стала бы прежней.
Встреча с Заремой изменила и Марию. Девушка трепетно хранила память о прошлом, возведя стену между былым и настоящим. Общение с наложницей позволило ей четко представить все, что ждет в будущем. Осознав необратимость момента, она не смогла принять перемен. Пришло предчувствие скорого ухода из жизни, и в нем она видела избавление.
Зарему также ждала незавидная участь — она была брошена в море. Почему был выбран такой вид казни, читатель может только догадываться. Возможно, всему виной решение подозрительного евнуха, который слышал разговор молодых женщин и мог по-своему его истолковать.
Основная характеристика
Перед анализом «Бахчисарайского фонтана» Пушкина следует ознакомиться с содержанием поэмы. Оно не оставит равнодушным и позволит погрузиться в сладостный мир Востока. Краткая оценка прочитанного включает несколько пунктов:
- Год написания. 1821−1824.
- История. Произведение написано в годы южной ссылки поэта, после посещения Ханского дворца в Бахчисарае и знакомства с прекрасной легендой об одной из его достопримечательностей — Фонтане слёз.
- Тема. Затрагиваются вопросы бескорыстной любви, которая делает человека лучше, жизни и смерти, жгучей ревности, ненависти, одиночества.
- Жанр. Байроническая поэма — романтическое течение в континентальной европейской литературе в XIX веке.
- Направление. Романтизм. Об этом свидетельствуют особенности создаваемых образов, восточные мотивы, описание гаремного быта и природы. Реализуется идея «исключительного героя в исключительных обстоятельствах» (княжна попала в плен в чужую страну с другими традициями и культурой).
- Размер и рифмовка. Четырехстопный стихотворный ямб. Чередуются перекрестная, парная и кольцевая рифмы. В отдельных отрывках рифмуются три строчки вместо двух. Этот прием приближает речь к разговорной.
- Композиция. Особенности продиктованы жанром произведения. Сюжет раскрывается последовательно. Особую роль в реализации идейного звучания и передачи внутреннего состояния персонажей играют несюжетные элементы. Благодаря системе опорных звуков «скв — лк — вл — к — кс — к — с — лс — вл — к — вл — к» поэма читается как музыка.
- Тропы. Эпитеты — грозный хан, очи томно-голубые, лилейное чело, яснее дня, задумчивый властитель.
Сравнения, используемые молодым Пушкиным в произведении, точные и емкие. Женщин из гарема, гуляющих «легкими роями», он сравнивает с аравийскими цветами в теплице. Улыбку прекрасной полячки — с лунным светом, а ее саму — с ангелом. Капли воды в Фонтане слёз по Пушкину — слёзы матери по погибшему на войне сыну.
Главные выводы
«Бахчисарайский фонтан» — одно из самых романтичных и трагичных произведений в русской литературе. В нем хорошо просматривается фрагментарность композиции, отсутствие хронологической последовательности, конфликт ярких и сильных личностей. Насыщенная драматичностью и остротой переживаний, поэма читается на одном дыхании. Пушкин создал два женских характера, которые являются прямо противоположными:
- мягкая, добрая, высокодуховная Мария;
- страстная и решительная Зарема.
Дерзкая наложница — наиболее яркий персонаж произведения. Ее образ уравновешивает восточный темперамент Гирея и европейское спокойствие полячки, которая не желает воспользоваться шансом возвыситься и мечтает только о «царствии небесном».
Женщинам противопоставляется строгий и властный Гирей, сердце которого растопило нежное и возвышенное чувство любви. Он же является воплощением грубой силы, которая мечтает завладеть юной девушкой, сломить ее характер. Правителю не хватило мудрости и такта, чтобы понять, что он и Мария не созданы друг для друга. Лучшим выходом было отпустить девушку, не принуждать ее к жизни в неволе. Однако законы Востока и эгоизм правителя привели к трагедии.
Поэма отобразила не только разные человеческие натуры, но и несколько типов культур, прославила старинный Бахчисарай и Крым как курорт. По мотивам произведения были поставлены оперы, балет, сняты кинофильмы. Их сюжет дублирует историю, воплощенную автором в стихах.