Сложно найти художественное произведение советских авторов, более остро ставящее вопрос отношений в человеческом общежитии, чем рассказ Платонова «Юшка». Характеристика главных героев преподносится как предельно четкая и завершенная. Чтобы добиться этого, автор использует свойственные исключительно для него языковые обороты и яркие, как вспышка, образы второстепенных персонажей.
За чертою добра и зла
Центральной фигурой в истории является не старый, но очень больной человек, которого большинство окружающих воспринимают ущербным как физически, так и умственно. Имени, полученного при рождении, Ефим Дмитриевич, никто не знал, но все называли его Юшка. Герои рассказа, заполняющие второй план, объединены автором в единую фоновую среду, куда, как лакмусовая бумажка, погружен ничем не примечательный, но непохожий на всех человек.
Юшка непонятен большинству людей маленького городка, где все друг друга знают:
- Дети и подростки дразнят его, добиваются ответа — «правда он или нет», кидают в лицо «комья земли».
- Взрослые пристают с провокационными вопросами, обвиняют в том, что он думает что-то тайное.
- Хозяйская дочь, проявляя некоторое сочувствие, недоумевает — «зачем он живет».
Более всего, в этом маленьком человечке обществу непонятно отсутствие ответной агрессии. В глазах людей это является доказательством виновности Юшки в их несчастьях и бедах.
Его кротость ожесточает взрослых, а дети радуются безнаказанности жестокого развлечения.
Человек с любовью в сердце
Автор изображает Юшку, как человека, которому не только не свойственно зло, но и стоящего выше того, что в обычном понимании представляется добром. Его душа полна любви ко всему живому, и он твердо уверен, что «народ любит» его.
Даже побои, которым часто и безо всякой причины подвергался герой, не могли изменить его отношения к миру. Такое поведение людей Юшка считал любовью «слепого сердца», оправдывая зло, которое они творят «без понятия».
Юшка с детства «страдал грудью» и от длительной и тяжелой болезни «на вид оплошал». Он выглядит стариком в свои сорок лет. Портретный образ героя дополняет другая цитата — «плохо видел глазами и в руках у него мало было силы».
Целый год он работал помощником у кузнеца, за что имел «хлеб, щи и кашу» и семь рублей шестьдесят копеек в месяц деньгами. Денег Юшка не тратил ни на чай, ни на одежду. «Пил воду», а одежду носил «без смены».
Каждое лето, Юшка на месяц куда-то уходил, то ли в деревню, то ли «в самоё Москву», что в точности «никому не было известно». Сам он говорил по-разному, а люди считали, что где-то у блаженного живет:
- вдовая сестра;
- племянница;
- «любимая дочь».
«Уйдя далеко» за город, Юшка ощущал полное единение с окружающей природой. Его больная грудь исцелялась на время ароматами полей и лесов, а сам он уже не скрывал любви к «живым существам»:
- «целовал цветы»;
- «гладил кору» деревьев;
- слушал птиц и «веселые звуки» кузнечиков.
Уже после трагической смерти героя выяснилось, что ходил он в Москву, где жила девочка-сирота, которую Юшка поместил сначала в приемную семью, а потом в пансион, после которого девушка поступила в университет. Все это время он оплачивал ее содержание и нужды.
Плод доброты
Девушка выучилась на врача. «Всем теплом сердца» любила она своего благодетеля и хотела помочь ему в болезни. Узнав о смерти Ефима Дмитриевича, девушка-врач остается в городке и трудится в «больнице для чахоточных».
Всю свою жизнь посвятила она лечению туберкулезных больных.
И состарившись, не оставляла она своей работы:
- «лечила и утешала»;
- «утоляла страдание»;
- «отдаляла смерть».
Своей деятельной любовью к ближним она заслужила всеобщее уважение и возвеличила память о человеке «кормившем ее с детства», отказывающим себе во всем, чтобы она не знала недостатка.
Люди, давно забывшие «блажного», которого когда-то сами «забраковали», называли добрую женщину не иначе как «дочерью доброго Юшки».
Все остальные
Общество, в котором жил герой, по описанию Андрея Платонова представляется единым организмом, а потому претендует на персонализацию и общую характеристику. Жители городка, с которыми Юшка сталкивался каждый день, не были воплощением зла. Напротив, это были вполне обычные люди со своими горестями и радостями.
Безобидный, но непостижимый для их понимания, человек автоматически занимал место громоотвода. Каждый мог выплеснуть на него свое недовольство и негодование жизнью и обстоятельствами, освобождаясь от скопившегося негатива и получая временное облегчение.
С другой стороны, безропотное и униженное состояние Юшки позволяло окружающим утешиться сравнением, повысить и укрепить самооценку. Никто не ставил его в один ряд с собой.
«Веселый прохожий» случайно убивает Юшку только за то, что последний посмел выразить мнение, что он «всему свету нужен» не менее, чем какой другой человек.
Проблема на все времена
Всегда и везде, сколько существует человеческая цивилизация, были и будут люди, живущие любовью и дарящие ее окружающим. Будут и те, кто посмеется над ними, а при возможности и причинит боль, но не ради наслаждения чужим страданием, а в надежде увидеть, как слетает пелена добра и возгорается ненависть.
Так устроен человек, что благочестие ближнего воспринимается им, как укор собственной совести. Одних это побуждает изменить образ жизни и приложить усилие для того, чтобы стать лучше.
Другие пытаются сломить и растоптать носителя любви и доброты. Третьи продолжают нести чистый свет, без которого немыслима настоящая человеческая жизнь.