Краткое содержание и анализ повести Гоголя «Портрет»

Повесть Гоголя «Портрет» Сочинения

Гоголь в своем произведении «Портрет» поднимает многогранную и глубокую тематику искусства, а также избранности и подлинности таланта. Кратко изложенный материал пригодится школьникам во время подготовки к написанию рецензии или сочинения на уроке русской литературы в 10 классе. Анализ повести «Портрет» Гоголя поможет лучше узнать основную идею, а также подробно рассмотреть приемы, благодаря которым Николай Васильевич сумел передать главную мысль своего произведения.

История написания

Замысел написания произведения «Портрет» появился у Гоголя в 1832 г. Первый вариант повести был издан в сборнике «Арабески» в 1836 г. Через время, уже после создания «Мертвых душ» и поездки за рубеж, в 1841 г. Николай Васильевич подвергает свой текст значительным изменениям.

В третьем номере журнала «Современник» обновленное произведение вышло в свет. Здесь писатель изменил ритмику изложения, диалоги, эпитеты, а фамилия главного героя теперь стала «Чартков», а не «Чертков», что вызывало ассоциации с чертом. Это творческая история написания повести «Портрет».

Мотив изображения, который обладал магической силой, навеял писателю модный в то время роман Метьюрина «Мельмот Скиталец». Помимо этого, образ скупого ростовщика также объединяет эти две повести. В образе жадного дельца, чей портрет перевернул жизнь основного персонажа, можно услышать отклики мифа об Агасфере — «Вечном жиде», который не смог обрести вечный покой.

Жанр и композиция

Жанр фантастического реализма, который задается писателем, не сильно проявляется в этой повести. В ней отсутствуют призраки, живые носы или другие очеловечившиеся вещи, однако находится некая магическая сила ростовщика, деньги которого приносят остальным лишь беды.

Портрет, написанный перед смертью скупердяя,

Портрет, написанный перед смертью скупердяя, продолжил ужасную миссию изображенного на нем человека. Однако всем наводящим страх явлениям, которые происходили с Чартковым после покупки картины, писатель дал логичное объяснение: это был сон. Потому роль фантастики в повести не очень большая.

Произведение во второй части получило элементы детектива. Гоголь поясняет, откуда взялись деньги, находка которых вначале показалась магической. Помимо этого, черты детективной истории имеет и непосредственно судьба полотна: оно волшебным образом пропадает во время проведения аукциона.

Описание характеров капризных заказчиков Чарткова, его наивное влечение к безвкусной роскоши — все это приемы комизма, которые воплощены в книге. Потому жанр произведения соотносится с сатирой.

Повесть имеет два раздела, при этом в каждом из них есть свои особенности композиции. Первая часть написана в классическом стиле:

  • экспозиция (быт обычного нищего живописца);
  • завязка (приобретение картины);
  • кульминация (помутнение рассудка главного героя);
  • финал (смерть художника).

Второй раздел является неким эпилогом или авторским комментарием к описанной повести. Особенности композиции произведения заключается в том, что писатель применяет прием «история в истории». Сын живописца, который написал зловещую картину, приходит на аукцион и заявляет о его правах на этот портрет. Он поведал о сложной жизни своего отца, судьбе жадного ростовщика и магических свойствах полотна. Обрамляет его рассказ торг на аукционе и исчезновение непосредственно предмета спора.

Смысл названия

Картина — это краеугольный камень всего произведения

Если проводить краткий анализ «Портрета» Гоголя, можно увидеть, что идейный смысл кроется непосредственно в названии. Писатель не зря так назвал свое творение. Именно картина — это краеугольный камень всего произведения, она позволяет увеличить жанровый диапазон от повести до детективной истории, при этом полностью изменяет жизнь основного персонажа. Она наполнена и особым идейным смыслом: именно портрет олицетворяет порочность и жадность людей. Эта картина поставила вопрос об искусстве и его подлинности.

Помимо этого, это название заставляет человека подумать над проблемами, которые описывает Гоголь. Если бы писатель назвал свою повесть «Алчность» или «Смерть художника», то это бы не дало такого символического значения, а мистическое полотно осталось бы лишь произведением искусства. Название же «Портрет» сосредотачивает внимание читателя именно на этой картине, заставляет постоянно держать ее в голове, а после увидеть, что здесь больше, чем просто нарисованное лицо.

Краткое содержание

Действие начинается в Петербурге. Молодому живописцу Чарткову срочно требуются деньги, но на последние гроши он приобретает в магазине на Щукином дворе портрет престарелого человека, глаза которого «глядят, как живые». После этого в его жизни начались необычные перемены.

В одну ночь ему снится, что старик оживает и просовывает мешок с золотом. С утра в рамке портрета Чартков находит золотые червонцы. Он переезжает в лучшую квартиру, покупает все требуемые для рисования предметы, он надеется посвятить себя творчеству, развив собственный талант. Но все выходит совершенно иначе.

Главный герой становится популярным живописцем

Главный герой становится популярным живописцем, а его главной деятельностью теперь является написание портретов на заказ. В один из дней он видит работу своего друга, пробудившую в Чарткове прошлый интерес к настоящему искусству, но рука его не слушается, кисть делает только заученные мазки. Он приходит в ярость, приобретает лучшие картины и просто уничтожает их. Через время герой умирает. Таков смысл повести — материальное благополучие губит в людях творческую натуру.

На аукционе, когда происходит распродажа его имущества, один молодой человек заявляет права на картину. Он рассказал историю написания, что сам он является сыном автора этого портрета, но неожиданно полотно мистическим образом пропадает.

Описание персонажей

Можно сказать, что у обеих частей отдельный главный персонаж. В первом разделе — это Чартков, во втором — описание ростовщика. Но Гоголь показывает характеристику и других образов:

Чартков беззаботный и талантливый молодой человек

  1. Чартков. Беззаботный и талантливый молодой человек, ему 22 года, он проходит путь от одаренного, но нищего художника, который служит искусству, до знаменитого, но бездарного портретиста, заботящегося только о деньгах. Купленная картина пробудила в нем худшие качества характера: слабость духа, жадность и тщеславие. Это маленький человек, у него недостаточно сил для развития таланта. Он стал жертвой холодного и серого Петербурга.
  2. Образ портрета. Картина имела гипнотическое воздействие, наводила страх на людей. Особенно автор описывает глаза старика, следящие за жертвой под любым ракурсом. В них и состоит мистическая сила, которая освобождает темные силы души.
  3. Старик. Ненавидимый многими ростовщик, который умер до начала повествования. Это властный, лукавый и умный персонаж. Деньги, которые он давал, приносили только горе. Олицетворяет собой все пороки и злость людей.
  4. Санкт-Петербург. Город жадных и нечестных людей, в котором все живут за счет обмана. Здесь всем требуются лишь деньги, потому каждый горожанин может продать себя за признание общества и финансовое благополучие.
  5. Автор портрета. Талантливый художник, порядочный семьянин, набожный человек, свою жизнь посвятил искусству. Дал согласие написать портрет лишь для того, чтобы затем нарисовать библейского героя. Когда он понял мистическое действие портрета, тут же бросил работу, невзирая на деньги. После долго проживал в монастыре, где искупал молитвами грех. Лишь так у него получилось вернуть чистоту кисти.

Основная тематика

Это довольно маленькое произведение по объему затрагивает большое количество тем, которые касаются разных сфер жизни человека. Особенно они близки людям, которые имеют отношение к искусству:

Художник Чартков

  1. Богатство — главная тема. В этом случае оно описывается, как способ стать счастливым. Вроде бы, вот немного червонцев, и все будет хорошо: кредиторы оставят в покое, можно купить все требуемое для написания картин. Но все вышло по-другому. Помимо удовлетворения потребностей, деньги имеют обратную сторону медали: порождение малодушия, зависти и жадности.
  2. Добро и зло. Эта тематика раскрывается через богатство и искусство. Действительно, требуется некоторая сумма, чтобы художник смог заниматься любимым делом и развивать дар. Но на примере главного героя читатель видит, что изначальные благие намерения совершенствоваться могут привести к гибели, в первую очередь, человеческой души. Писатель показал, что люди могут все преодолеть, лишь бы они были сильными. Чартков же был слаб духом, поэтому и сгинул.
  3. Искусство. Писатель демонстрирует двух художников. Один пытается изучить шедевры других мастеров, но не против получить популярность и более простым способом. Второй работает над собой, над собственными страстями и пожеланиями. Для него творчество — часть религии и философии. Он почувствовал ответственность перед искусством и убежден, что люди должны доказать свое право заниматься этим.

Раскрытие проблем

Проблематика в произведении также значима для понимания книги. Она показывает читателю общество России XIX столетия глазами писателя:

Гоголь пишет повесть «Портрет»

  1. Нищета. Такая проблема стоит перед многими персонажами повести. Бедность не дает возможности Чарткову заниматься искусством, из-за невысокого положения один из героев во второй главе не может жениться на любимой девушке. Но нищета в этом случае — проблема как финансовая, так и духовная. Золото сводит всех с ума, делает завистливым и жадным. Как считает писатель, малодушные богатые люди не могут справиться с деньгами, они полностью разрушают человека.
  2. Тщеславие. Автор показал в произведении, что неожиданно разбогатевший главный герой со временем пришел к тщеславию. Вначале он сделал вид, что не узнал своего наставника, затем согласился терпеть капризы заказчиков из-за денег и популярности.
  3. Искусство. В произведении писатель предлагает живописцу несколько путей развития: рисовать картины ради денег либо заняться самосовершенствованием без каких-либо претензий на богатство. У художника сложный выбор: для развития требуются деньги на краски, холсты и другое, но долгая работа и бесславие не принесут материального благополучия. Существует вариант быстро разбогатеть, но написание картин не подразумевает развитие мастерства. Решая, что делать, нужно не забывать одно: если человек, который следует дороге мастера-инока, когда-то ошибется, он еще может спастись, однако идущий по легкому пути уже не избавится от «заученных форм».

В этом произведении Гоголь по способу и стилю соотнесения реального и фантастического максимально приблизился к Гофману.

В повести любая необычная вещь объясняется рационально, а все герои близки к обществу Петербурга того времени. Эта убедительность сделала «Портрет» актуальным и для современников писателя, и для будущих потомков.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector