Гоголь в произведении «Мёртвые души» показывает удивительного персонажа, обладающего необычайной расторопностью и прозорливостью. Его идея изображена как нечто неестественное и удивительное, но больший интерес представляют различия в реакции помещиков на предложение Чичикова.
История становления скупщиком
Главный герой родился в довольно бедной дворянской семье. Отец был сильно болен, но при этом довольно строг с сыном. Своё детство Чичиков провёл в постоянных нудных уроках и не имел ни единого друга. Вскоре отец перевёз его в город к старушке-родственнице, чтобы тот начал ходить в городское училище. При прощании с сыном он дал ему несколько рекомендаций для успешной жизни:
- угождай учителям и начальникам;
- с товарищами особо не дружи;
- общайся только с теми, кто способен принести тебе какую-то пользу;
- никого не угощай, а лучше делай так, чтобы тебя всегда угощали;
- копи сбережения.
Все эти наставления Павел тщательно запомнил и принялся выполнять: стал экономить на себе, угождать во всём преподавателям и совершать различные спекуляции. В итоге окончил училище примерным юношей и с некоторыми сбережениями. В это время умер его отец, оставив крохотное наследство. Теперь Чичиков ставит для себя лишь одну цель — построить жизнь в довольствах: обустроенный дом, завидные экипажи, вкусные обеды.
Для достижения заветной мечты герою приходится работать в различных сферах:
- служба в казённой палате;
- заведующий отделом (повытчик);
- член комиссии для построения казённого капитального строения;
- служба в таможне;
- коллежский советник;
- поверенный.
Из этого списка видно, что Чичикову приходилось нелегко по жизни, хоть он и был весьма приятен в поступках и общении, и очень бойко подходил к деловым делам. Часто он достигал высокой должности, но как только начинал обустраиваться, то происходили какие-то несчастья, и он терял практически всё. Однако несмотря на все невзгоды Павел начинал всё заново.
Так, на последнем месте он получает поручение: помочь при заложении в опекунский совет нескольких сотен крестьян. Имение было запущено и разорено управлением приказчика, падежом скота, неурожаями и эпидемиями. К тому же сам хозяин ставил в приоритете обустройство московского дома, на что и тратились практически все средства. В итоге имение разорилось, а денег не оставалось даже на еду. Заклад имений тогда казался чем-то непонятным и пугающим, поэтому помощь поверенного была просто необходима.
Найдя подход к нужным людям, Чичиков начал выяснять интересующий вопрос: как быть с крестьянами, которые уже умерли? Оказалось, что поскольку эти крестьяне по-прежнему значатся в документах переписи (ревизских сказках) и за них платятся налоги (подати), то нет разницы мёртвые они или живые. Ведь выходило так, что за перерыв между переписями одни крестьяне умирали, в то же время рождались другие.
Именно на этой системе и решил разбогатеть Чичиков, ведь в опекунский совет принимали общее число душ, не разбирая, кто из них беглый или мёртвый. Так рождается план:
- купить за низкую цену землю, поскольку без неё нельзя приобрести или заложить крестьян;
- найти подходящих помещиков, которые запустили свои имения и обладали бы в достаточном количестве «товаром»;
- сблизиться с продавцами, чтобы как можно меньше уплатить, а лучше построить диалог так, чтобы они сами были рады отдать или продать души.
Во исполнение этого плана Чичиков и начинает своё путешествие по маленьким городкам и провинциям, где и встречается с некоторыми помещиками — это Плюшкин, Коробочка, Ноздрев, Манилов и Собакевич. То, как отреагировал на просьбу каждый из них, и является их наилучшей характеристикой.
Первое приобретение
Манилов стал одним из первых среди выбранных Павлом Ивановичем продавцов. Этого персонажа автор изображает как человека мечтательного, но ничего не доводящего до конца. Он только мечтает провести подземный ход или выстроить каменный мост через пруд, при этом абсолютно не занимается хозяйством и полностью доверяет приказчику. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: то мебели, то сервиза. А в комнате второй год лежала книга с закладкой на 14-й странице.
Отношение Манилова к предложению Чичикова имеет двоякую характеристику. Поначалу помещик удивился до такой степени, что разинул рот и выронил чубук с трубкой. В первые минуты Манилов пытался высмотреть в лице собеседника, что-то указывающее на шутку, потом подумал не сумасшедший ли его гость. Но убедившись, что ни один из вариантов не подходит, он просто растерялся, и не понимая, почему Чичикову нужен такой товар, уточнил законна ли предлагаемая сделка.
После убеждения Чичикова, что сделка имеет все законные основания, он абсолютно успокоился и даже более того — решил подарить души бесплатно и расходы по оформлению купли отнести на свой счёт.
Вскоре после отъезда гостя Манилов ещё раз обдумывал совершённую сделку, но так и не мог понять ничего, кроме того, что доставил Чичикову огромное удовольствие своим согласием. А потом он, как обычно, предался мечтанием о будущей жизни.
Встреча с Коробочкой
С этой бережливой старушкой Чичиков встретился совершенно случайно и поначалу даже не планировал покупать у неё крестьян. С ней он общался с большей свободой, чем с предыдущим продавцом и без каких-либо церемоний. Однако отношение Коробочки к предложению Чичикова совершенно удивило и заставило приложить немало усилий, чтобы скупка удалась.
Старушка понимала, что дело вроде и выгодное, да только слишком новое и небывалое, а потому начала переживать как бы не продешевить. Коробочка даже отказывает поначалу Чичикову, говоря, что подождёт, пока купцы понаедут и она приценится, за сколько лучше продавать такой товар. К тому же она уже и сомневаться начинает, вдруг в хозяйстве пригодится.
После долгих убеждений, уже потеряв терпение, Чичикову удаётся купить «мёртвые души». Однако даже после продажи Коробочка думает, как ещё получить побольше денег, сделать постоянным покупателем всего, что у неё есть и решает угостить гостя наилучшим образом.
После отъезда гостя помещица всё не могла успокоиться, и даже потеряла сон, настолько она переживала, не продешевила ли. Промучившись три дня, она собралась и поехала в город, узнавать почём сейчас продаются «мёртвые души».
Неудавшаяся сделка
Этот персонаж изображён драчуном и известным скандалистом, который не имеет моральных принципов. Имея двух прекрасных детей, он предпочитает проводить время с волчонком и собаками. Остальное хозяйство также не интересует Ноздрева и свободное время он проводит в охоте и на ярмарках. На этих ярмарках он проводит время в пьянках и играх в карты, где теряет остатки денег.
Ноздрев совершенно спокойно воспринимает предложение Чичикова. Кроме того, он решает с выгодой провести время, предложив гостю сыграть на бесплатное приобретение «мёртвых душ». Однако Ноздрев отъявленный жулик, что замечает его соперник. В итоге безобидная игра сводится к драке Чичикова с Ноздревым, из которой главный герой чудом сбега́ет без покупки.
Как и Коробочка, этот персонаж способствовал раскрытию аферы Чичикова всему обществу.
Торги у Собакевича
Неотёсанный, неуклюжий и грубый помещик Собакевич, однако, оказался далеко не глуп и сразу раскрыл замысел Чичикова. Собакевич не только не удивился такому предложению, но и даже начал торги за «мёртвые души», предлагая цены как за живых крестьян. Кроме того, он заявляет, что его души намного лучше и качественнее, чем у других продавцов.
Такое рвение видно также и по хозяйству: всё сделано грубо, неладно, но зато крепко и надёжно. Мужики живут без излишеств, однако избы у них сделаны как следует.
Удачная покупка
Самым последним продавцом оказался Плюшкин. Когда-то его хозяйство процветало, а сам он слыл уважаемым помещиком. Имел прекрасную семью. Однако после смерти жены его характер кардинально меняется, и он превращается в скупердяя и скрягу.
Этим и объясняется отношение Плюшкина к предложению Чичикова, ведь эта сделка сулила только доходы. Дело настолько обрадовало старика, что тот готов был даже угостить своего гостя чаем и заплесневелым пряником, хранимым для самых важных торжеств.
Через героев Гоголь раскрывает вечные проблемы — бездуховность, желание наживы и аморальность общества. Поэма показывает, что любому человеку свойственна тяга к «быстрым и лёгким» деньгам. Но автор показывает, что такой путь неправильный и необходимо жить по законам страны и совести. Только при соблюдении такого простого правила человек будет обладать своей «живой» душой.