Описание Плюшкина: внешний вид, черты характера

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя Мертвые души

Все основные герои поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя по-своему важны для сюжета и неповторимы; к каждому из них видно отношение автора. Из всех ярко очерченных лиц поэмы особо запоминается внешний вид Плюшкина. Описание его, может быть, и не является более подробным, чем других помещиков, но впечатление остается более сильное из-за особого отношения к герою самого автора.

Глазами Чичикова

Первое описание Плюшкина главный герой поэмы слышит от Собакевича. Он отзывается о соседе как о «мошеннике», затем не удерживается привести и другие эпитеты: «скряга» и «собака». Суть обвинения со стороны Собакевича состоит в том, что сосед обедает хуже, чем его пастух. Но внимание Чичикова с самого начала не задерживается на характере Плюшкина; его больше интересует известие об умирающих у него крестьянах.

Следующее описание Плюшкина в поэме «Мертвые души» вложено в уста мужика. Употребленное им словцо веселит Чичикова, но само выражение, видимо, занимает его больше, чем тот, к кому оно относится. Вместе с главным героем читатель обращает внимание на опущенное в целях соблюдения приличия слово, рассуждает о силе русской речи, забывая о самом человеке.

Первая встреча Чичикова с Плюшкиным

При первой встрече Чичикову предстает по внешнему виду ключница. Не зная, кто перед ним, он занят вопросом: ключница это или ключник? Особенности внешности его мало интересуют. Даже услышав, что это сам помещик, и видя на нем ветхий халат, он пытается определить, из какого материала сделана одежда, а не почему хозяин ходит в старье. Оглядывая груды собранного в комнатах хлама, он не думает о том, как барин дошел до такого скряжничества, а подбирает слова, которыми все это назвать, чтобы удобнее завязать беседу.

Чичиков замечает те внешние черты, которые как-то проявляются по ходу совершения купли-продажи. Если бы автору не был интересен характер Плюшкина как человека, то текст поэмы содержал бы образ типичного скряги, может быть и любопытный, но не оставляющий ничего в душе читателя. Именно так смотрит на него Чичиков; и вот какие штрихи портрета Плюшкина предстают его взгляду.

  • Лицо характеризовалось всего двумя словами: «ничего особенного». Худощавый старик с выступающим подбородком и острыми глазками.
  • Глаза вытаращивались, когда их обладатель удивлялся. Когда он начинал смекать какую-либо выгоду, губы начинали жевать (так как зубов не было).
  • Если лицо из деревянного на мгновение становилось оживленным, из носа мог показаться табак.
  • Движения, несмотря на возраст, были быстрые и уверенные. Даже когда он, обмакнув перо в чернильницу, начал выводить буквы, и ему пришлось сдерживать руку, это было не от старческой слабости, а для экономии места на бумаге.
  • Была свободной и речь, особенно когда нужно было отчитать кого-то из крестьян. Говорить мог много, но только по делу: например, если он предупреждал мальчишку от воровства, то не забывал сказать, что будет следить за ним, и что следить будет из конкретного места.
  • Вообще, в словах виден был ясный ум, в делах — воля, направленная на получение выгоды. Однако, когда вдруг свалилась на него удача, которую надо было не упустить, дрожь в руках показала, что воля его порабощена страстью.

Характерно, что Чичиков после отъезда от Плюшкина ни разу не вспомнил его. Ни разу он не дал никакой характеристики ни его внешности, ни характеру. Только при расставании у него промелькнула отвлеченно-безразличная мысль: «странный старичишка».

С точки зрения автора

Автор не только сообщает о чертах Плюшкина, которые не довелось наблюдать Чичикову. Он говорит о свойствах его характера. Он относится к своему герою не как к выдуманному; Гоголь сам удивляется, каким является Плюшкин по натуре. Вот каким видит его автор.

Страсть Плюшкина

  • В глазах Плюшкина светится не просто природная живость, но острый ум, которым он обладал и в молодости.
  • Активные движения — не просто характерная черта его натуры; смекалкой и расторопностью он сумел за свою жизнь скопить немало добра.
  • За одиночеством его стоит, во-первых, то, что у него есть дочь и сын (если он жив), а во-вторых, то, что какое-то время назад его дом был полон людей и лишь с течением времени опустел.
  • Характер скряги, который наблюдает в нем автор, развился тоже постепенно, под давлением обстоятельств его жизни. Но это не оправдывает его в глазах Гоголя.
  • Автор прилагает к Плюшкину характеризующие его эпитеты: «изношенная развалина», «прореха на человечестве», «бес, а не человек».
  • Общее впечатление автора от взгляда на личность Плюшкина раскрывается в двух словах: «бесчувственность и пошлость».

В главе, изображающей Плюшкина и картинки из его жизни, более, чем в других фрагментах поэмы, присутствует автор. Здесь он чаще оставляет своих героев и говорит напрямую с читателем.

Писатель Гоголь

Он поясняет, зачем был создан образ Плюшкина: с помощью художественной выразительности автор показывает читателю имеющиеся в каждом человеке высокие и низкие черты. Он приоткрывает ничтожность, в которую может низойти человек, и хочет, чтобы читатель не остался бесчувственным и безучастным к увиденному, подобно Чичикову.

Автор предлагает читателю сравнение: жизнь заметна в Плюшкине настолько же, насколько она видна в показавшемся над поверхностью воды утопающем. Он предупреждает: бесчувственное отношение к лучшим человеческим чертам может окончательно утопить их.

Характер Плюшкина

С первых слов, произнесенных героем, становится явной его нетерпеливость. Ему недосуг выслушивать до конца обращенную к нему фразу, он обрывает собеседника своим кратким ответом. Можно было бы подумать, что он суровый нелюдим, которому неприятен сам разговор с другим человеком. Но нет, если беседа не пустая, он проявляет к ней интерес.

Характер Плюшкина

Он совсем не прочь повздорить с мужиком о том, нужное ли количество оброка тот принес, не пропил ли чего-нибудь в кабаке? Он готов долго отчитывать кого-нибудь из прислуги, заподозренного в воровстве, рассказывая, какие муки ждут провинившегося в аду. Может быть, тогда он веселый балагур, которому всегда не хватает одного — общения? Нет, от крестьян он и не ждет какого-либо ответа, а Чичикова выпроваживает, как только дело сделано и предмет беседы исчерпан.

Плюшкин готов говорить столько, сколько нужно, а нетерпеливость проявляет для сокращения формальностей. Он привык зорко следить за делами: в хозяйстве что-то требует его вмешательства — он вмешивается, гость приехал, предлагающий выгодную сделку, — он делает все, чтобы получить из обстоятельств максимум пользы. Но если деловой посетитель и сам захочет остаться с прибылью, хозяин будет так долго настаивать на своих условиях, что заставит его развернуться и уехать, осыпая скрягу проклятиями.

Черты страшной скупости развились в его характере постепенно. Раньше, когда он был молодой и дом его был наполнен жизнью, о нем отзывались как о размеренном, обстоятельном, знающем жизнь человеке, бережливом хозяине, у которого можно много чему поучиться.

К старости же он растерял всё; даже автор, глядя на своего героя, удивляется, сколько отобрала у него старость: могила, говорит он, оставляет хотя бы человеческое имя своей жертве, у Плюшкина же и того нет.

Мелочность Плюшкина

Что же у него осталось? Осталась мелочность: он готов отделить от четвертушки бумаги восьмушку, если бы пальцы могли мельче писать. Осталась жестокость: он не вернет бабе единственное в ее хозяйстве ведро, забытое на колодце, если она не схватит его за руку. Осталась бранчливость: другой речи, кроме брани, крестьяне от него не слышат.

И все же, сказать, что характер Плюшкина — это скупость и брань, наверное, будет недостаточно. Даже самому автору хочется для уточнения его характера привести какие-нибудь сравнения. То он сравнивает его с утопающим, борющимся со стихией; то — с его противоположностью — барином-кутилой, прожигающим жизнь. Характер у героя есть, но осталось его столько же, сколько осталось силы в руках у тонущего в воде. Если выплывет, значит, характер тот был не столь уж плох.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector