Образ дороги в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» Мертвые души

Странствие по Руси — извечная тема российских писателей. Николай Васильевич Гоголь не стал исключением и создал яркий образ дороги в поэме «Мертвые души», ассоциирующийся с жизненным путем главного героя. Он выступает в роли отдельного персонажа, который постоянно меняется, вызывает страсть, наводит на размышления, правильное ли направление выбрал Чичиков.

Назначение образа

Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.

Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:

  • Ходьба либо езда по накатанному жизненному пути.
  • Выбор направления умышленно или же потому, что кто-то так сказал.
  • Самостоятельное движение или подталкивание кем-либо.
  • Неверное направление движения всей страны.
  • Ожидание счастливого либо несчастного конца дороги.

Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.

Видение дороги автором и Чичиковым

Видение дороги автором и Чичиковым

Писатель вместе с центральным героем поэмы «Мертвые души» путешествует по городским окрестностям неизвестного населенного пункта. Читая отрывки с упоминаниями о дороге и цитаты, создается впечатление, что Николай Васильевич прекрасно знаком с городом.

Несмотря на нелицеприятные пейзажи, автор вспоминает родные края. Ему кажется, что такие тернистые тропы — это пути, ведущие к славе, известности и признанию. Творчество Гоголя всегда считалось неоднозначным. Ему приходилось пройти через множество трудностей.

Чичиков — персонаж, любящий ездить по дорогам. Ему нравится быстрая езда, бездорожье, мягкие грунтовые тропы. При этом увиденные им пейзажи вызывают неприязнь. Местность выглядит разбросанной, бедной, покрытой ухабами.

Для Чичикова же дорога становится олицетворением его жизненного пути. Он путешествует по заброшенным тропинкам и городским закоулкам. Он движется навстречу грязи, шатким мостам, шлагбаумам. Это говорит о ложном направлении героя.

Путь главного героя

Писательский язык, обогащенный образами, сравнениями, помогает читателям понять мотив сравнения дороги с жизненным путем главного героя поэмы. Она характеризует движение Чичикова. Он едет по городу NN на бричке. В это время мужики-попутчики рассуждают о том, доедет ли гость к пункту назначения.

Чичиков едет по городу NN на бричке

Шаткая конструкция становится настоящим спасением героя от Ноздрева. В описании колеса композиционно становится образ замкнутого круга. Каждое движение поломанного устройства скрывает глубокий авторский смысл. Писатель умышленно задерживает Чичикова в городе, чтобы тот не пошел по кривой дорожке, отказался от плохой затеи, отказался от кощунства и сохранил человеческий облик.

Помещик становится заложником собственной судьбы (дороги). Он утрачивает отзывчивость. Остается лишь безрассудство, черствость, жадность, поэтому дорожные тропы предприимчивого афериста настолько беспорядочны, извилисты, тернисты, глухи.

Лирическое отступление

Нередко школьникам задают задание — написать на тему лирических отступлений в «Мертвых душах» сочинение. В таком случае следует упомянуть о нескольких из них, несущих значение отдельных, вполне полноценных произведений. Отступление от проблематики дороги является наиболее лиричным, раскрывающим образ пути. Авторские слова заставляют сердца читателей трепетать, представлять пейзажи максимально четко, слышать дорожные звуки:

  • прохватывающая дрожь;
  • лошадиный сап;
  • освещенное светилом небо;
  • блестящие крыши домов;
  • дома из бревен;
  • открывающиеся одинокие пустыри;
  • белоснежные строения;
  • красиво сияющий месяц;
  • мелькающие, развивающиеся на ветру платки и прочее.

Пишут сочинение «Мертвые души»

Каждое авторское слово рисует в уме образы. Гоголь наслаждается своим путешествием. Дорога становится для него товарищем и собеседником — милым, приятным, умеющим выслушивать, не отвлекающим, не мешающим, откровенным. Автор радуется тишине и одиночеству, освежающему холоду, завораживающей ночной темноте.

Эмоции писателя позволяют позабыть о том, какой путь выбрал русский помещик, приведший того к гибели души. Дорожные виды вдохновляют, спасают от переживаний, навевают приятные воспоминания, отвлекают от тяжелых мыслей. Для Николая Васильевича именно дорога стала причиной зарождения чудных замыслов и поэтических грез. Говоря кратко, автор пытается донести идею того, что каждый сам вправе выбирать свой путь, играть особую роль, вести определенный образ жизни.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector