Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Лирические отступления в поэме мертвые души Мертвые души

Чичиков, Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин — эти герои хорошо известны всем, кто прочел великую прозаическую поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Каждый из персонажей представляет реалистическую картину, целую таблицу человеческих пороков. Тем важнее роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души», с помощью которых чувствуется постоянное присутствие автора с его размышлениями и познается его отношение к происходящим событиям.

Рассуждения писателя-философа

В каждой главе бессмертного произведения можно найти лирическое отступление, уводящее от сюжета. Темы таких литературных «пауз» разнообразны:

Роль лирических отступлений в поэме мертвые души

  • О толстых и тонких в «Мертвых душах».
  • О тонкостях обращения.
  • О метком русском слове.
  • О юности и впечатлениях.
  • О Руси.
  • О быстрой езде и птице-тройке.
  • О дороге.
  • О людях известных.
  • О трудностях в изображении характеров.
  • О веселом и печальном.
  • О людях, умеющих испортить жизнь.
  • Об однообразии жизни.
  • О читателях.
  • Об именах и личностях.
  • О дураках и заблуждениях.
  • О страстях.

Все их кратко можно разделить на типы: посвященные размышлениям и наполненные любовью к России, связанные авторскими личными переживаниями и размышления о сущности человеческой, о народных особенностях, о разных группах людей и русской жизни.

Лирические отступления

В лирическом отступлении в «Мертвых душах» о русской земле, автор быстро и точно переносит читателя на широкие, дивные сердцу российские просторы. И хотя на них живется бедно, неприютно, невесело, «но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе (к земле)?». Этот отрывок поистине можно считать основным прозаическим восхвалением Руси, самой прекрасной земли. Только такие просторы могли родить богатырей и великих людей.

В лирическом отступлении о дороге Гоголь правильно подметил, что на Руси она вызывает чувство «странное, и манящее, и несущее, и чудесное». Она прекрасна и в ясный день, и темной ночью. Дорога одновременно и спаситель: она помогает собраться с мыслями, оценить себя со стороны, получить новые впечатления, прочувствовать величие Руси и ее просторов.

Лирические отступления в мертвых душах

«И какой же русский не любит быстрой езды?» — наверное, нет такого человека, которому не знакома эта крылатая излюбленная цитата, вступление к главе XI поэмы. Продолжая тему дорог, писатель восторгается Русью, сравнивает ее с «необгонимой» птицей-тройкой. Свободолюбивое государство летит навстречу счастливому будущему, и ему уступают дорогу.

Гордость и чувство восхищения выражает писатель в отрывке о русской речи. Она меткая, бойкая и живая, ни один язык так точно и ясно не сможет описать, рассказать, выразить. Животрепещущие слова идут «из-под самого сердца». И как Русь покоряет своей глубиной, так и русское слово самобытно и уникально.

Интересен и важен лирический отрывок-отступление о русском общении. Гоголь, показывая сравнительную характеристику общения русского помещика и иностранца, еще раз подчеркивает величие и значение национальной речи. И вместе с тем с юмором описывает, как меняется разговорный стиль и манера поведения в зависимости от собеседника, вернее, от его богатства и положения. С подчиненными выглядит «орлом, выступает плавно, мерно», с начальником — «куропаткой такой спешит».

О людях, характерах и жизни

Лирическое отступление «О толстых и тонких» нельзя считать просто разделением людей по степени полноты. Это сатирическое изображение общественного строя. Толстые чиновники всегда занимают высокие должности, потому что их внешность представительна. Тоненькие порхают по жизни, как бабочки, посредственные и не имеющие ничего в душе, кроме наружного лоска. Не знания и способности управляют обществом, а «представительность и солидность» толстого чиновника.

Мертвые души лирические отступления

Характер и личность каждого человека строго индивидуальны. Об этом рассказывает писатель в отрывке «О трудности в изображении характеров». Гражданина с нетипичными чертами легко описать, он проще запоминается. А для людей, не бросающихся в глаза, описание портрета вызывает трудности из-за их «неуловимых особенностей».

В однообразной и скучной жизни всегда есть место радостным событиям. Лирическими размышлениями об однообразии жизни Гоголь пытается сказать, что нельзя пропустить такие моменты, иначе жизнь пройдет мимо, как «дивный экипаж».

Роль лирики в произведении

Роль лирики в «Мертвых душах» огромна и важна для произведения. Лирические отступления нужны, чтобы:

  • более точно раскрыть характеры героев поэмы;
  • перенести читателя из суровой и страшной действительности, описываемой в поэме, на вольные просторы Руси;
  • проиллюстрировать отношение автора к людям и действительности.

Мертвые души

Самостоятельные рассказы «Повесть о капитане Копейкине», «Киф Мокиевич и Мокий Кифович», «Крестьяне села Вшивая спесь» также являются лирической паузой писателя. Они интересны тем, что читать их можно совершенно отдельно от произведения, ведь у каждого из них свой сюжет, своя история.

Роман «Мертвые души» — история о пороках, характерах и человеческой душе. Смысл разнообразных лирических сочинений Н. В. Гоголя в том, что они помогают раскрыть авторское отношение к этим проблемам где-то с иронией, а где-то и с сатирой.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector