Николай Васильевич Гоголь называл своего героя дырой на всем человечестве. Ближе познакомившись с этим персонажем, и осознав, какую он роль играет в произведении, читатель понимает авторскую характеристику. Помещик, его нравственный портрет, деградация жизни не оставляют людей равнодушными. Кратко описанный анализ образа Плюшкина в поэме «Мертвые души» поможет ученикам при подготовке презентации или для написания сочинения на уроке литературы в 9 классе.
Краткая характеристика
Плюшкина автор описывает уже в солидном возрасте. Это вылитый главный персонаж из повести Бальзака «Гобсек». О характере помещика в молодости и причинах формирования определенных качеств Гоголь ничего не сообщает, потому читателям и литераторам ничего не остается помимо того, как принимать описанные черты как должное, сильно не вдаваясь в подробности.
Вкратце можно описать его личностные качества следующим образом:
- Это очень жадная личность, его скупость можно определить лишь по одной цитате: «У Плюшкина крестьяне помирают как мухи…». Это относится не только к крепостным, но и к ближним родственникам и даже непосредственно к этому герою.
- Плюшкин — богатейший человек, однако живет так, как будто у него есть только то, что надето на нем.
Этого мнения о герое придерживается не только Чичиков, который посетил помещика, но и все окружающие люди. Собакевич очень негативно отозвался о Плюшкине и даже не пытался скрывать раздражение, его цитатная характеристика персонажа звучит так: «Даже не советую дорогу знать к этой собаке! Извинительней пойти куда-то в непристойное место, нежели к нему».
Помещик предвзято относился к офицерам — он утверждал, что все это бесчестные люди, которые проигрывают деньги за играми в карты и живут благодаря лжи и лицемерию. Чем старей, тем более подозрительней и неугомонней становился этот человек: везде пытался найти обман и подвох, что сильно осложняло общение с ним.
Все его существование бессмысленно — большинство действий он выполняет лишь «потому, что так нужно», у него нет каких-либо целей в жизни, вследствие этого она все больше напоминает просто ожидание смерти.
Он очень негостеприимный человек, никогда не подаст угощения, ему не нравится общаться с остальными людьми, а все, кто приходят, раздражают его, даже если к нему приезжают по деловым вопросам. Это отношение он не пытается скрыть и в лицо говорит об этом посетившего его имение Чичикову, как бы делая вывод о том, что он совершенно не рад визиту.
Описание внешности
Этот герой имеет необычно отталкивающий внешний вид. Это обусловлено не его физическими данными, как, к примеру, у Собакевича. Когда Чичиков в первый раз увидел помещика, то продолжительное время находился в недоумении после того, что наблюдал, поскольку «этого он еще не видывал»:
- по внешности этот человек был похож на нечто среднее между женщиной и мужчиной;
- Плюшкин был очень худощавым;
- на его лице не было каких-то отличительных элементов, поскольку оно настолько же тощее, как и тело;
- очень сильно выделялся подбородок, который был острым и завернутым так, что периодически требовалось его вытирать, поскольку при разговоре герой оплевывал эту часть тела;
- брови высоко располагались на лице, а маленькие глаза напоминали загнанных зверьков.
Брился помещик нечасто. Его одежда также была не в лучшем виде. Для начала она не соответствовала гендерному типу — по ней трудно было узнать женская она или мужская. Состояние этих одеяний просто ужасное — они напоминали однотонные грязные лохмотья.
В общем, его костюм трудно разделить на какие-то части — это один кусок отрепья.
Никакими стараниями невозможно было докопаться, из чего сшит его халат. Рукава так сильно засалились, что были похожи на юфть, которая используется для изготовления сапог. Сзади вместо двух находилось четыре полы. На шее повязано что-то такое, что нельзя разобрать, подвязка ли, чулок ли, или набрюшник, но совершенно не галстук.
Семейные отношения
Плюшкин является одним из образов, о семье которого читатель знает больше всего (о прошлом остальных героев можно лишь догадываться из намеков писателя). Вероятней всего, этот персонаж никогда не был гуманным и жизнерадостным, однако семейная жизнь сильно преобразила его.
Наверное, супруга этого героя имела на помещика огромное влияние и могла контролировать его. Но это положение дел продолжалось недолго — после ее кончины отрицательные качества характера очень быстро стали развиваться, Плюшкин полностью превратился в негативного человека. После гибели супруги у помещика осталось три ребенка — две дочери и один сын.
Младшая дочь скончалась еще в детском возрасте. С остальными детьми взаимоотношения не сложились — через время оба ребенка уехали из усадьбы. Александра вышла замуж без согласия отца, а сын отправился на войну. С последним у помещика потеряны все связи, вероятно, он уже давно погиб.
С дочкой Александрой он иногда общается, но назвать это полноценными отношениями нельзя — герой негостеприимно и с пренебрежением принимает девушку со своими внуками, хоть простил ее за совершенный неблагочестивый поступок. В общем, «и без того неглубокие человеческие чувства мелели каждую минуту, и ежедневно что-то терялось в этой изношенной развалине» и Плюшкин остался одиноким не только в огромном доме, но и в жизни.
Имение и дом
С учетом этого краткого описания внешнего вида и характера героя, ожидать великолепно обустроенной усадьбы сложно. Помещику было жалко стройматериала для ремонта сооружений и постройки домов для крепостных, потому все строения напоминали унылые развалины.
В общем же имение у него было довольно большим — в деревне проживало большое количество крестьян, но нормальной их жизнь сложно назвать. Когда супруга помещика была жива, то его хозяйство процветало — крепостные усердно трудились и приносили большую прибыль. После ее кончины все приостановилось — крестьяне привычно выращивают разные культуры, но они не продаются, а просто гниют на складах.
Дом помещика находится в таком же печальном состоянии, как и остальные строения. Когда-то его жилище было красивым и светлым. В него нередко приезжали гости, но спустя определенное время оно стало пустым и ветхим.
Дряхлым инвалидом выглядел этот странный замок, непомерно длинный. Где-то он был в один этаж, где-то в два. На потемневшей крыше торчали несколько бельведеров, один напротив другого, они уже пошатнулись и были лишены краски.
Краткое описание дома:
- Он уже давно не ремонтировался — негативные погодные влияния, а также время сильно разрушили его, ухудшив состояние.
- Все окна были заколочены, освещение попадало лишь через два проема — в спальню и кабинет помещика.
- Состояние в самом доме практически не отличалось от внешнего вида — из-за потемок у Чичикова не получилось внимательно разглядеть все детали, но общее впечатление являлось не радужным — он был больше похож на нежилое здание.
- В кабинете все время присутствовал беспорядок, вещи лежали вместе с мусором. Старая одежда, даже если она неисправна и вряд ли подлежит ремонту, все равно не выкидывалась, а складировалась по углам этого помещения.
Значение сада в произведении
Было только одно жизнерадостное место в усадьбе этого помещика — это сад. Он находился за домом, символизируя при этом мощь и величие природы. Как и за какими-либо вещами в усадьбе, за садом никто не наблюдал, и он со временем пришел в практически полное запустение. Однако все же выглядел довольно величественно.
Неправильными трепетолистными куполами и зелеными облаками находились на небесном горизонте соединенные верхушки деревьев, которые разрослись на свободе. Белый огромный березовый ствол, сломленной грозой, поднимался над этой зеленой гущей и круглился на воздухе, напоминая сверкающую мраморную колонну. Косой остроконечный излом, оканчивавшийся сверху капителей, темнел на его белоснежном фоне, как черная птица.
Взаимоотношения с крепостными
У помещика было больше всего крестьян, в отличие от соседних имений, приблизительно одна тысяча. Но у него очень негативное отношение к крепостным, вне зависимости от их качества работы. Он уверен, что крестьяне все время крадут у него, потому он довольно придирчиво относится к своим сбережениям.
Плюшкин так сильно запугал крепостных, что те боятся что-то взять без его спроса, даже если это вещи, которые требуются для жизни. На складах у помещика пропадает огромное количество провизии, а затем просто выкидывается, но брать даже чуть испорченные продукты крепостным было запрещено.
Пшено и хлеб гнили, клади превращались в навоз, мука в подвалах стала камнем, до материй был страшно дотронуться, поскольку они становились пылью.
Дома обычных людей напоминали развалины, сложно было себе представить, как крестьяне в них жили. Из-за ужасного состояния жилья и нехватки еды они часто болели: «В тюрьме заключенные лучше живут… Как мухи мрут…». Некоторые из крепостных сбегали от хозяина, пытаясь найти лучшую судьбу. В списке «мертвых душ» помещика находилось 200 человек, это сильно превышало численность, в отличие от других дворян.
Личность Плюшкина довольно отталкивающая и очень непритязательная. С учетом фрагментарных воспоминаний, в юности он являлся отличным помещиком и вполне сносным барином. Но кончина супруги его абсолютно изменила — постепенно все его положительные качества пропали, изменившись на негативные.