Образ Карла XII и Петра Первого в поэме Пушкина «Полтава»

Поэма Пушкина «Полтава» Сочинения

Исторические произведения всегда имеют острый сюжет, основанный на реальных событиях с ноткой авторских дополнений. Особую роль играют в поэме «Полтава» образы Петра Первого и Карла Двенадцатого. Анализ и характеристика второстепенных героев поможет проникнуться событиями того времени. Несмотря на сложность передачи личностей деятелей, писателю удалось выделить их основные противопоставляющиеся черты.

Образ Петра I

Выбирая сюжет с участием великих исторических деятелей, Пушкин взял на себя большую ответственность. Александр Сергеевич известен, как любитель и исследователь, интересующийся культурой и историей русского народа. Чтобы быть максимально точным в описании личностей правителей того времени, им было изучено немало документов, имеющихся тогда в открытом доступе, где содержалась информация о Петре Первом.

Известен неоспоримый факт, что писатель был фанатом самодержца. Он восхищался полководческими навыками правителя, поэтому образ Петра 1 в поэме «Полтава» весьма неординарен. Автор преподносит героя, как сверхчеловека, уверенного в себе. Он способен заряжать солдат верой в лучший исход событий, победу. Взгляд деятеля строгий, острый, а глаза сияющие.

Пушкин характеризует персонажа следующим образом:

Образ Петра 1 в поэме «Полтава»

  • человек с твердым характером;
  • талантливый стратег;
  • умелец по подготовке к бою;
  • великий управленец, имеющий множество заслуг.

Писатель не скрывает своей симпатии к исторической личности. Это проявляется в использовании красивых художественных средств, красноречивых слов.

Он словно «великан» гениален, упорен, несгибаем, успешен. Все это помогает герою привести страну к процветанию.

Характеристика героя

Александр Сергеевич создал яркий образ Петра 1 в «Полтаве». Цитаты, вырванные из контекста произведения, показывают величие правителя. Писатель с трепетом называет его «самодержавным великаном». О внешности, повадках, характерных чертах гениального человека создатель поэмы говорит следующее:

  • вдохновенный, звучный голос;
  • ужасающий лик;
  • сияющие глаза;
  • быстрые движения;
  • прекрасный облик «божьей грозы».

Могучий человек прекрасно держится в седле. Он известен своей добротой и доверчивостью, что приводит к предательству гетмана Мазепы. Изменник собирается перейти на сторону шведского короля.

Петр 1 на поле боя

Царь отказывается верить в донесение, написанное полковником Искрой и судьей Кочубеем. За это доносчики наказываются правителем. В это время Мазепа реализует свой коварный план. Это озлобляет царя, приводит его к негодованию. Он поражен предательством и казнью невинных людей, предупреждавших об измене гетмана. Справедливость он восстанавливает на поле боя в Полтаве, где шведские войска терпят поражение.

Карл XII в поэме «Полтава»

Образ героя базируется на сравнении Петра 1 и Карла 12 в «Полтаве». Шведский король во многом проигрывает своему оппоненту. Его сложно назвать грамотным стратегом и полководцем. На поле боя герой появляется в качалке, вместо того чтобы поднимать дух солдат на коне или пешим уверенным ходом. Пушкин создает в произведении следующий портрет персонажа:

Карл XII в поэме «Полтава»

  • бледный и недвижимый;
  • лишенный боевого настроения;
  • не имеющий огня и жажды победы;
  • не знает о высоких чувствах, духе патриотизма;
  • находится в поиске собственной выгоды;
  • захватчик-неудачник;
  • хитрый, кичливый, тщеславный человек;
  • славящийся своими былыми заслугами.

Аналогичными чертами обладает все окружение короля Швеции. Оно вялое, бездейственное.

Известный своими прежними военными заслугами, правитель будто сдается, не начав сражение. Он словно не понимает, нужна ли ему победа. Давний запал, договор с Мазепой против русского царя куда-то исчезает на поле боя.

Экспертная критика

Изображение великого исторического деятеля пришлось по душе далеко не всем. Если говорить кратко, образ Карла 12 в поэме «Полтава» был несколько переиначен (возможно, из-за привязанности автора именно к Петру I). Пушкин подает его как сильного, мудрого, гордого человека, отважного «мальчика», лишенного проницательности. Он упрямый, ветреный, недальновидный, неспособный оценивать силы врага. Это приводит к тому, что во время полтавского сражения ресурсы противника оказываются увеличенными (по сравнению с Нарвским боем). Карл XII проигрывает.

Булгарин же, прочитав творение Александра Сергеевича, крайне негодовал, что шведский король был подан в образе бойкого, отважного, воинственного бродяги. По словам эксперта, русский царь признавал успешность плана оппонента и его мудрость. Это выглядит, как авторская вольность.

М. А. Максимович же, напротив, поддержал стилистику подачи материала писателем. Пушкин сам отзывается об историческом деятеле положительно. А высказывания про «мальчика» звучат из уст Мазепы, который вполне мог так назвать своего партнера, так как он был 60-летним стариком.

Несмотря на это, большинство критиков придерживаются мнения, что образы исторических деятелей переданы довольно-таки точно. Проанализировав поступки, характеры, поведение героев, можно написать грамотное сочинение про поэму и историю Руси в произведении.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector