Проблематика и темы романа Толстого «Война и мир»

Проблемы в романе война и мир Война и мир

«Война и мир» был опубликован в виде сериализованного романа в 1869 году. Известный своим охватом и обширными амбициями, он объединяет исторические факты с выдуманными персонажами, а философию — с вымыслом. По этим причинам роман изначально сбил с толку многих критиков, хоть он и нашел славу при жизни автора, а его устойчивая репутация почти повсеместна. Проблематика романа «Война и мир» заслуживает отдельного рассмотрения.

Основные проблемы произведения

Прежде чем написать «Войну и мир», Толстой намеревался создать отчет об освобождении революционеров-декабристов после 25-летнего тюремного заключения. Писатель обнаружил, что для каждой истории, которую он хотел рассказать, ему нужно было вернуться назад, чтобы контекстуализировать действие. Таким образом, Толстой решил начать сюжет книги с 1805 года, когда Россия впервые осознала, что она должна бросить вызов военной экспансии Наполеона.

Список тем и проблем, раскрытых в романе:

Война и мир проблематика романа

  1. Альтернативная религия и оккультизм.
  2. Всепрощение.
  3. Патриотизм.
  4. Брак по любви и брак и по расчету.
  5. Пацифизм.
  6. Культ личности.
  7. Сплетни.
  8. История.

Толстой в романе смог поднять множество проблем и ошибок, актуальных и для современного общества.

Альтернативная религия и оккультизм

Альтернативные религиозные практики появляются во всем романе, в основном в качестве реакции на социальные потрясения. Мария Болконская принимает странствующих людей Божьих и даже рассматривает возможность присоединения к ним.

Война и мир проблематика

Пьер присоединяется к масонам. Хотя они не являются религиозной группой, они включают религиозные учения в свою философию, и многие из их странных ритуалов имеют религиозную основу. Карагин посылает княгине Марии мистическую книгу, которая была популярна в то время в Москве.

В каждом из этих случаев персонажи быстро подавляют угрозу установленному порядку. Мария не может отказаться от своей семьи, Пьер в конце концов находит удовлетворение за пределами масонов. Тем не менее, альтернативная религия всегда скрывается на заднем плане романа, предлагая радикальный выход из пугающего мира.

Эта проблема также указывает время от времени (особенно в случае Пьера) на отчаяние, желание найти реализацию в мире, где установленное христианство не всегда дает положительные результаты. Последний урок романа — о том, что простая вера в Бога — это путь к осуществлению, — сам по себе является индивидуальным ответом миру и может обсуждаться как альтернатива более ритуализированной церкви.

Всепрощение в романе

Прощение необходимо для нравственного развития каждого из главных героев:

Пьер безухов

  • князь Андрей прощает Наташу за ее неосторожность;
  • Пьер прощает Долохова и воздерживается от убийства на дуэли;
  • Наташа прощает Анатолия Курагина, когда она молится в церкви;
  • Мария прощает своего отца за его старческую жестокость.

На самом деле многие персонажи остаются второстепенными и статичными именно из-за своей неспособности простить. Графиня Ростова разрушена горем и негодованием после смерти Петра, и князь Николай Болконский никогда не прощает свою дочь за целую литанию бед, реальных и воображаемых.

Губительный патриотизм

Война дает Толстому возможность исследовать хорошие и плохие стороны патриотизма. В трогательной сцене ближе к концу книги царь Александр готов умереть, чтобы сохранить хоть какой-то клочок достоинства и безопасность своего народа. Однако царь также отвечает за приказ преследовать бегущих французов — патриотическое решение, которое является тактически несостоятельным и стоит его народу больше жизней.

Кроме того, Николай Ростов иллюстрирует более проблемные аспекты патриотизма. Он слишком одержим эмоциями во время политических дебатов с Пьером, склонен прославлять насилие, а когда он видит царя, то не способен мыслить критически. Толстой, кажется, считает, что патриотизм в духе самопожертвования благороден, но патриотизм ради романтики и славы ведет только к насилию и смерти.

Проблематика романа война и мир

Брак по любви и по расчету

Персонажи в сложных финансовых ситуациях, такие как Ростова, Елена Курагина и Борис Друбецкой, пробуют жениться ради денег, но у них не получается.

Хотя читатель не видит изнутри браки Бориса, Николая и Элен, в разной степени все они несчастливы в своих браках. Напротив, Пьер и Наташа, наконец, находят счастье вместе, когда перестают пытаться жениться на деньгах или статусе, а вместо этого вступают в брак по любви. Даже абстрактная концепция брака за деньги влияет на то, как герои Толстого ведут свои отношения.

Человеческий пацифизм

Одним из самых сильных скрытых сообщений в «Войне и мире» является жгучее обвинение в насилии и бойне войны. Толстой утверждает, что война вызвана неконтролируемыми историческими силами и поэтому неизбежна. Тем не менее он до сих пор создает ужасающее описание страданий в битве. Хотя ни один персонаж не выступает за мир — за исключением Пьера, чьи сентиментальные аргументы Толстой пишет со степенью скептицизма, — это один из самых заметных подводных камней в книге, которая в остальном очень ясно говорит о своих политических посланиях.

Культ личности

Как в русской, так и во французской армиях Толстой демонстрирует, как присутствие лидера может вдохновить людей — но также и привести их к ненужному насилию.

Наполеон война и мир

Это связано с его теорией истории, в которой великие люди имеют ограниченное влияние на события.

Наполеон и царь Александр велики, поскольку они влияют на своих людей. Тем не менее этот эффект является значительным. Не нужно заглядывать дальше, чем Николай Ростов, чтобы понять, какое влияние оказывает культ личности, окружающий царя. Подобный культ развивается вокруг генерала Кутузова — поляризующей фигуры, которая внушает любовь и верность сторонникам.

Сплетни и слухи

Большая часть действия романа управляется слухами и сплетнями. Действительно, это основной способ распространения информации в Петербурге и Москве. Пьер ошибочно слышит, что князь Андрей и Анатоль Курагин умерли в Бородино, и он узнает о смерти своей жены (или ее намерении вступить в повторный брак), когда проходит несколько недель после этого. Эта неспособность сплетен вовремя добраться до него заставляет его преследовать свой глупый план покушения на Наполеона, когда иначе он не смог бы этого сделать. Этот выбор приводит к его заключению и духовному обновлению.

Тем не менее сплетни также облегчают романы между многими персонажами, включая Николая и Марью, Пьера и Наташу. Обе пары романа обретают уверенность от сплетен в начале своих отношений.

Роман война и мир

Тема истории

История — неявная проблема романа с самого начала. В романе переплетаются реальные и вымышленные персонажи, и автор явно озабочен тем, как крупные исторические события влияют на жизнь отдельных людей. Однако позже Толстой проясняет свои философские намерения, когда начинает описывать свои теории через авторские междометия.

Он отрицает заблуждение о том, что история создается «великими» людьми, вместо этого полагая, что история — это результат бесконечного количества минут и решений, принятых множеством мужчин и женщин. Таким образом, это сродни судьбе, поскольку никто не может остановить это. Мысли Толстого об истории вызывают вопрос о ценности и силе индивидуальной свободы воли — вопрос, который он продолжает решать в течение всего романа как в явной, так и в неявной форме.

Практическая часть

Для лучшего понимания тем, которые решился затронуть автор, следует рассмотреть краткий список вопросов к роману:

Война и мир роман

  1. Как сюжет романа иллюстрирует взгляды Толстого на мораль?
  2. Как Толстой изображает Наполеона Бонапарта?
  3. Нравственное развитие Пьера в течение романа.
  4. Считает ли Толстой, что у людей есть свобода воли?
  5. Проанализировать цитату Андрея Болконского: «Если бы каждый воевал только по своим убеждениям, войны бы не было».

Примеры ответов на вопросы к произведению могут быть следующие.

Вопрос о морали. Толстой восхищается благочестивыми, аскетичными людьми, такими как княгиня Мария Болконская, но он также предлагает людям стремиться к мирскому счастью. Кажется, он подразумевает, что это моральный императив, а не просто индивидуальный приоритет. Моральное развитие Марии состоит не в том, чтобы стать более набожной, а в том, чтобы примирить благочестие и альтруизм со здоровой семейной жизнью.

Соня же никогда не учится балансировать свои потребности с нуждами окружающих. Из-за этого она сталкивается с несчастной, пустой жизнью в конце романа. А Пьер и Андрей постоянно борются против конфликта между духовной и материальной жизнью (окончательное счастье Пьера, как и Марии, приходит от обретения духовного счастья в материальном мире, от которого они никогда не смогут полностью отказаться).

Вопрос о свободе воли. Хотя Лев Николаевич утверждает, что история предопределена, он все еще верит в индивидуальную свободную волю. Он примиряет эти противоречивые точки зрения, объясняя, что ход истории определяется бесконечно маленьким свободным выбором. Он добавляет, что Бог соединяет ход истории со свободной волей, и пока человек верит в Бога, противоречие между ними не является значительной интеллектуальной проблемой.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector