В русском языке и литературе применяется большое количество средств выразительности. В статье рассматриваются особенности каждого из этих направлений и наглядные примеры.
Основные приемы и средства художественной выразительности
Если прочесть хотя бы небольшой отрывок из произведений классиков и даже современников, можно встретить большое количество литературных приемов, которые делают повествование более ярким и понятным читателю. Они применяются как совместно, так и по отдельности, но задействовать их нужно грамотно. Важно учитывать тот факт, что текст не должен быть пресыщен такими инструментами, в нем все-таки должен сохраняться и человеческий язык.
Тропы как вид средств выразительности
Такие приемы в литературе представляют собой употребление слов в их переносных значениях. Здесь чувствуется некий сарказм или ирония, тем не менее, опытный читатель может отличить эти инструменты от простой речи и сделать на них особый акцент в плане понимания того или иного произведения.
Тропы на практике представлены несколькими направлениями:
- Аллегория, или иносказание. Говоря конкретнее, имеет место быть иносказательное изображение какого-то отвлеченного понятия с применением определенного жизненного образа.
- Гипербола. Конкретно здесь речь ведется о преувеличении. Например, можно выделить такие фразы: глаза громадные, как прожекторы, шаровары шириною с Черное море.
- Гротеск. Это не что иное, как предельное преувеличение, за счет которого образ обретает поистине фантастический и в чем-то удивительный характер.
- Ирония. Тут говорится об осмеянии, которое включает своеобразную оценку осмеиваемого. В качестве признака иронии на практике выступает именно двойной смысл, где истина – не то, о чем говорится прямо, а полная противоположность.
- Литота. Это языковое средство художественной выразительности, которое в противовес феноменам, приведенным выше, основывается на преуменьшении.
- Метафора. Речь ведется о скрытом сравнении. Метафора – олицетворение эпитета. Вообще иногда все стихотворение может быть представлено на практике полноценным поэтическим образом.
- Метонимия. Это разновидность тропа, где имеет место быть сближение слов в плане смежности обозначаемых понятий. Изображение предмета или явления происходит посредством других слов или понятий. Так, например, в ряде ситуаций название профессии может быть озвучено как орудие деятельности. А название сосуда порой указывает не на что иное, как на его содержимое по факту. Человека порой судят по внешности или по каким-то конкретным чертам характера, а населенный пункт – по названию его жителей и так далее.
- Олицетворение. Это вариант изображения неодушевленных предметов, в рамках которого они обретают характеристики живых существ даром речи, способностью чувствовать и мыслить. Например, и резвая задумается радость. То есть по факту радость не может задуматься, да и быть резвой не может.
- Перифраз. При использовании этого тропа название предмета или человека меняется на указание на его характерные черты, которые только усиливают изобразительность речи. Например, когда говорится о льве, подразумевается царь зверей, а когда речь ведется об офисных сотрудниках, предполагается фраза белые воротнички.
- Синекдоха. Это разновидность метонимии, которая заключается в переносе значения одного предмета на другой предмет в соответствии с признаком количественного отношения. Так, например, это может быть часть вместо целого или целое в значении части.
- Эпитет. Здесь речь ведется об образном определении, а точнее о слове, которое определяет предмет и подчеркивает его те или иные свойства.
- Сравнение. Этот художественный прием в русском языке базируется на сопоставлении между явлением или понятием с другим явлением. Например, слова, что жгут, как пламя.
Тропы применяются вместе с другими средствами языковой выразительности. Например, с фигурами речи, когда слово вовсе необязательно подразумевается в переносном смысле. Помимо этого, могут задействоваться абсолютно все изобразительные возможности лексики. Ниже более детально рассмотрим некоторые виды тропов.
Эпитет
Эпитет выступает как образное определение, инструмент художественной выразительности, применяемый с целью создания художественного образа и описания литературного героя или конкретной обстановки.
Эпитеты – это те же имена прилагательные в своем необычном значении. Они практически указывают на ассоциации.
В языке зачастую одно и то же сложно может быть прилагательным в рамках прямого значения и эпитетом. Например, седая борода – борода старого человека, а седая ночь – глубокая ночь, что также символизирует старость. В свою очередь, седые облака – значит, белые. Основная задача эпитета заключается в формировании художественного образа и характеристике литературного героя.
Метафора
Метафора представляет собой перенос названия с одного и предмета или явления на другой при их сходстве между собой. Метафора представляет собой наиболее распространенный литературный троп. Она появляется на фоне сравнения, сопоставления нового предмета с теми, что уже известны, а также выделения совокупных признаков.
Для возникновения метафоры требуется поиск точек соприкосновения двух предметов или явлений. Например, руки как золото, озеро как зеркало. Именно по этой причине метафору нередко принято считать скрытым сравнением, где имеет место быть отображение постоянных и временных, а также преходящих и случайных характеристик предметов. Но если сопоставлять со сравнением, метафора выражает устоявшиеся характеристики предметов.
Олицетворение
Это средство подразумевает перенос человеческих качеств непосредственно на неодушевленные предметы или какие-то отвлеченные понятия. Из фольклора олицетворения перекочевали в художественную литературу. Особого внимания рассматриваемое средство заслуживает при знакомстве с пейзажной лирикой. Например, М. Горький при написании рассказа использует следующие олицетворения: море смеялось, вздрагивало, улыбалось.
Сравнение
При сравнении по определенному признаку происходит выявление сходств между двумя предметами, причем они могут быть явными или же неожиданными. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!» (М. Цветаева). За счет применения таких оборотов восприятие речи становится многоплановым и вызывает интерес у слушателей или читателей, к тому же появляется возможность глубокого проникновения в суть высказывания.
Сравнение создается разными способами, основные из них – слова «как», «словно», формой творительного падежа, сравнительной степени прилагательного или наречия, а также лексически, то есть с применением слов «подобный», «похожий».
Гипербола
При использовании этого тропа происходит чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предметов и явлений. Вообще рассматриваемый термин имеет греческое происхождение. Самые распространенные примеры применения гиперболы: море цветов, сто раз говорила.
Читатель, который имеет определенный опыт, практически сразу улавливает преувеличение в литературе и может распознать тот факт, что смысл немного приукрашен. Читатель без опыта при чтении произведений талантливых писателей может и не заметить гиперболу.
Использование тропов в литературе
Применение тропов обеспечивает следующие возможности:
- украшение речи;
- упрощение ее понимания;
- возможность писателя быть на одной волне с читателем, говорить на его языке;
- разнообразить жанр.
Литературные средства выразительности многочисленны, и для понимания тех или иных инструментов стоит различать их между собой.