Раскрытие в «Горе от ума» жанрового своеобразия пьесы Грибоедова

«Горе от ума» Грибоедова Горе от ума

Грибоедов создает уникальные произведения, где поднимает большое количество проблем. Каждое сочинение автора несет определенный урок читателям. В «Горе от ума» жанровое своеобразие пьесы раскрывается в виде многочисленных элементов. Это творение сначала подается читателю, как классическая комедия с уже привычными героями. Однако при более детальном анализе сюжета становится сложнее установить принадлежность к какому-либо направлению в литературе.

Звучащие слова, как характеристика героев

В «Горе от ума» Грибоедов вводит целый список персонажей, наделяя практически всех их говорящей фамилией:

  • Александр Чацкий;
  • Лизанька;
  • Павел Фамусов;
  • Тугоуховский;
  • Наталья Горич;
  • Хлёстова;
  • Софья Фамусова;
  • Сергей Скалозуб;
  • Алексей Молчалин;
  • бабушка и внучка Хрюмины;
  • Репетилов;
  • Антон Загорецкий.

Идея использования говорящих фамилий, которые помогали бы читателю наиболее точно и явно оценить основные качества и пороки персонажей, проявляется довольно часто в произведениях многих авторов того времени. Грибоедов не является исключением. В комедии представлен целый ряд таких фамилий:

Фамусов в обществе

  1. «Фамусов» образован от латинского слова, означающего «молва».
  2. Тугоуховский, как можно догадаться, немного глух.
  3. Молчалин представляет собой человека, у которого нет своего мнения, вследствие чего постоянно молчит.
  4. Репетилов является персонажем, который постоянно повторяет чьи-либо действия или разговоры.
  5. Фамилия Чацкого довольно близка к «Чадский», что позволяет ассоциировать ее с пылкостью героя.
  6. Хлёстова же показала себя, как женщина, которой не чуждо употребить какое-либо хлёсткое слово.

Характеристики всех персонажей раскрываются в полной степени по ходу развития сюжета. В итоге читателю становится видно, насколько автор был прав, наделив практически каждого той или иной фамилией, которая не оставляет сомнений, кого она представляет и какой порок олицетворяет.

Главные действующие лица

Среди всех героев стоит выделить и более подробно описать главных персонажей. Весь сюжет произведения построен вокруг лишь 4 основных действующих лиц. Автор начинает пьесу с приезда Александра Чацкого, который с ранних лет был влюблен в Софью Фамусову и вернулся, чтобы жениться на ней.

Софья Фамусова

Девушка предстает читателю 17-летним юным дарованием, выросшим лишь под чутким руководством отца. В детстве искренне разделяла чувства Чацкого, но теперь пылко влюблена в отцовского секретаря.

Алексей Молчалин, живя в доме своего начальника и служа ему, подыгрывает Софье, изображая всеми доступными способами взаимность. Однако на самом деле юноша совершенно не испытывает к ней чувств и использует ее, чтобы удержаться на хорошей должности.

И сам глава семьи — Фамусов, для которого важным является только мнение окружающих о нем и его чин. Он крайне боится образованных и просвещенных людей, способных раскрыть в нем отрицательные качества и недостатки.

Остальные действующие лица в комедии относятся к второстепенным персонажам. Этих героев условно можно разделить на 2 группы: слуги и представители света. Вторые представляют собой отображение веяний, происходящих в обществе.

Автор показывает их как глупых, недалеких и консервативных людей. Именно диалоги и действия этих представителей общества и отличаются особой комедийностью.

Поднимаемые темы

Пьеса Грибоедова не только включает в себя большое количество элементов различных жанров, но в ней поднимаются и самые разнообразные темы. Рассматривая проблемы, которые затрагивает в своем творении Грибоедов, становится понятно, почему пьеса долгое время находилась под запретом цензуры.

Основными вопросами в комедии стали:

Жестокость помещиков

  • жестокость помещиков;
  • воспитание и образование представителей света;
  • бессмысленная и повсеместная бюрократия;
  • тяготы крепостного права;
  • желание во всем подражать французам;
  • старание заполучить наиболее высокий чин;
  • отношения и чувства между мужчинами и женщинами;
  • борьба между консерваторами и либералами.

Для раскрытия каждого вопроса автор подбирает своей индивидуальный подход, тем самым прибегая к использованию различных жанров, чтобы наглядно показать читателю весь свой замысел. Естественно, что при таком большом количестве поднимаемых в произведении тем, возникает проблема определить, к какому действительно стилю и направлению принадлежит пьеса.

Элементы драмы и трагедии

Большая часть произведений, написанных в XIX веке, автоматически признавалась комедией, если произведение не имело исключительно трагичный финал. По сути, так произошло и с «Горем от ума».

Фамусов с дочкой и Молчалиным

Сначала читатель действительно увидит традиционно комедийные схемы с участием Софии, Лизы, Фамусова, Чацкого и Молчалина. Однако автор создает персонажей не такими, какими они должны быть, следуя классическим канонам.

Юная девушка совершенно не является образцом, а на роль счастливого влюбленного был выбран герой, не отличающийся особо положительными качествами, а персонаж, который должен был внести свои новшества, оказался просто осмеян и признан сумасшедшим.

Неудивительно, что с участием таких героев любовный треугольник оказывается основан полностью на мнимых и лживых чувствах, из-за чего и разрушается в финале.

Однако в комедии наблюдаются и элементы трагедии, поскольку персонажам приходится выносить горестные переживания, приведшие их к созданию пустых союзов: София совершенно оскорблена и унижена своим возлюбленным. В это же время Чацкий разочарован в своей любви и страдает от неопределенности своего положения.

Черты трагедии подчеркиваются и при рассмотрении проблемы обрести свое личное счастье. Каждого из героев эта тема затрагивает, и он старается решить ее по-своему. Здесь читатель может заметить одно из главных противоречий произведения: истинные чувства не могут прижиться и существовать, в то время как герои строят все свои отношения на мнимых.

Сатира, лирика и фарс

Драматичные и трагедийные компоненты уже изменили понимание традиционной комедии в «Горе от ума». Кроме насмешки над событиями и действиями героев, читателю приходится сопереживать им, ведь надежды на счастье разрушены. Однако Грибоедов для передачи своего замысла использует и другие жанры, чем превращает свое творение в нечто уникальное, не существовавшее ранее.

Кроме любовной сюжетной линии, писатель довольно точно и ярко описывает и общественную жизнь путем использования сатиры. И передает он все описание через мысли одного из главных героев.

Чацкий вырос в доме Фамусова, но после путешествия, вернувшись, замечает, насколько это ограниченный мир, обладающий лишь отрицательными чертами:

  • преклонением перед всем иностранным, в особенности перед французским;
  • отрицанием образования и воспитания;
  • преимуществом родственных связей;
  • чинопочитанием;
  • следованием старинным обычаям.

Чацкий вырос в доме Фамусова

Именно расстройство любовных планов помогает ему встать на путь недовольства и противостояния окружающему общественному строю. Автор изображает Чацкого, как драматического героя, который лишь один способен увидеть все недостатки местного света и при этом к финалу его начинают считать сумасшедшим.

В результате несправедливого наговора со стороны своей возлюбленной, юноша начинает играть роль шута для публики, которую он осуждает.

Кроме того, в произведении ярко просматриваются черты фарсового водевиля. Такими элементами являются, к примеру:

  • падение Репетилова;
  • ложная глухота Тугоуховского;
  • показательная охота за женихами;
  • монолог Молчалина.

В атмосфере нескрываемого фарса показывается совершенная невозможность существования каких-либо истинных чувств и долгих счастливых отношений.

Стоит отметить наличие и лирических жанров — в пьесе наблюдаются элементы баллады, и даже гражданской лирики. К первому виду автор относится с некоторой иронией, показывая на примере Софьи, что такое может сочинить абсолютно любая романтично настроенная девушка. К тому же в комедии имеются черты басни и фольклора, которые проявляются в некоторой морализации и дидактичности.

Новаторское произведение

Грибоедов создал уникальное и неповторимое творение. Начинающееся как комедия, сочинение начинает приобретать «нотки» самых различных жанров, которые, казалось бы, никогда нельзя было бы представить в одном произведении. Однако благодаря великому мастерству писателя, комедия предстает перед читателем в виде единого целого.

В целом «Горе от ума» представляет собой сложное произведение с разнообразными темами, в котором просматриваются элементы всех разновидностей литературных жанров: комедии, драмы, водевиля, трагедии, басни, гражданской лирики и баллады. Все эти черты соединяются воедино в произведении и являют собой новый стиль написания творений.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

13 + = 15

Adblock
detector