Пьеса «Горе от ума»: анализ и характеристика главных героев

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — не просто самое известное его произведение, но первая в русской литературе «комедия политическая». Несмотря на то что написана она была еще в 1825 году, сюжет и поднятые в пьесе проблемы остаются актуальны по сей день, персонажи — узнаваемы, и вне сцены по-прежнему находятся им реальные прототипы; а характеристика главных героев пьесы «Горе от ума» — неизменная тема для школьных сочинений.

Стороны конфликта

Действующие лица комедии могут показаться набором забавных гипербол — что «активная жизненная позиция» Чацкого, что солдафонская прямота Скалозуба, что фамусовский консерватизм. В угоду этим чертам были опущены любые другие их качества. Но картонность персонажей лишь придает яркости самой идее противостояния «новых» идей со «старыми», обостряя их вечно назревающий и никогда не разрешающийся спор.

Главный герой

Александр Андреевич Чацкий — то самое «горе». Передовой человек своего времени, он подавлен одновременно собственным интеллектом и косностью окружающих его людей. Его роль, со слов самого Грибоедова, «страдательная»: «они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие».

Александр Андреевич Чацкий

Как свойственно человеку, едва открывшему для себя новые стороны жизни, он пытается нести новообретенный свет дальше, не глядя, куда и кому несет эт и знания — и натыкается на глухую стену непонимания, глупости и ханжества.

Без разбора он обличает всех, до кого может дотянуться, и иронизирует над всем, что слышит и видит:

  • Служить бы рад — прислуживаться тошно.
  • Зачем же мнения чужие только святы?
  • Да истребит Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья…

Для каждого из героев «Горя от ума» у него есть характеристика — и весьма нелестная.

Резкость Чацкого, граничащая с хамством, и демонстративный отказ от пустых, патриархальных и мещанских идеалов московского дворянства отталкивают от него даже тех, кто мог бы его услышать. В итоге оскорбившись и оскорбив всех, до кого смог дотянуться, Чацкий сам себя изгоняет из не понимающего его общества.

Фамусов — благодетель и противник

Его воспитатель и бывший опекун, Павел Афанасьевич Фамусов, в какой-то мере выступает Чацкому антагонистом. Он — характерный представитель московского дворянства, человек, не лишенный доброты и человечности, но старомодный и, если уместно это выражение, узколобый. Чувствуя себя идеально устроенной частью той социальной системы, что есть, он защищает ее и перед дочерью, и перед кипящим нигилизмом Чацким:

 Павел Афанасьевич Фамусов

  • Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
  • Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Вернувшемуся из путешествия воспитаннику он рад, как любому «своему» человеку — но ровно до момента, пока тот не путает его гостиную с трибуной и не начинает нести в народ неудобные и откровенно опасные, с точки зрения Фамусова, мысли.

Несмотря на былую привязанность между ними, Фамусов рьяно оберегает свой безмятежный и мирный мирок, пусть и пронизанный коррупцией, ложью и непотизмом, поскольку только так он может сохранить свое положение в московском обществе и обеспечить будущее себе и единственной дочери.

Софья, декоративная фигура

Дочка Фамусова — образованная и по-своему неглупая девушка, но фактически заложница того общества и образа жизни, что предопределен ее происхождением и воспитанием. Отдушиной ее становится привязанность (как оказалось — неразделенная) к Молчалину, что крутится рядом с ней из расчета занять теплое место под крылышком Фамусова. Несмотря на то что Чацкий, утешая себя, воображает будто Софья «в грош его не ставит», она львицей бросается защищать того перед самим Чацким и даже перед собственным отцом.

Поколения девятиклассников в своих сочинениях и литературных (предположим) анализах приписывают ей ветреность и привычку играть с людьми, но так ли это?

Дочка Фамусова Софья

В отличие даже от Чацкого, Софья — глубоко трагичный персонаж. С рождения и до смерти ей отводится роль или инструмента для достижения собственных целей, или украшения с функцией «слушать и соглашаться» для Чацкого, наотрез отказывающегося понимать, что его якобы нежные чувства к Софье не делают ее в чем-то ему обязанной.

Все ее будущее — роль или «домашнего ангела», или светской дамы, до конца дней своих плетущей интриги в среде таких же украшений гостиной. Она чувствует это, но в итоге ее бессильный гнев падает на Чацкого, что в своих обличениях не заходит дальше болтовни. В сердцах она пускает слух о его безумии, что расходится будто лавине, подгоняя действие к финалу.

Лиза — трагедия субретки

«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» — жизненный девиз этого персонажа. Лиза практична, добросовестно относится к своему делу и всегда прикрывает свою хозяйку в надежде спокойно отслужить при ней свой век.

Несмотря на то что она попеременно подвергается домогательствам то двуличного Молчалина, то притворяющегося порядочным Фамусова, девушка аккуратно и даже изящно уходит от их навязчивого внимания, не вынося сора из избы и сохраняя свою репутацию и девичью честь. До поры до времени именно на ней, мягко сохраняющей статус-кво по отношению к хозяевам и между ними, держатся тайны всех троих.

Но стараниями Чацкого все рушится в один миг, и хуже всех приходится именно Лизе — бывшую горничную ссылают простой работницей в деревню.

Молчалин, что блаженствует на свете

Алексей Молчалин — второй угол выдуманного Чацким любовного треугольника, секретарь Фамусова и его протеже. Уроженец провинциального города, перебрался в Москву не столько за счет ума и организаторских талантов, сколько с помощью умения вовремя замолчать и вовремя — заговорить, расположив к себе более влиятельных лиц. Кажущийся необычайно послушным и добродетельным, он тем не менее умело обхаживает Софью в расчете и дальше греться под крылышком ее отца, который ему в открытую благоволит.

Алексей Молчалин

До поры до времени все складывается благополучно. Умение найти контакт практически с любым собеседником позволяет Молчалину занять неплохое положение в доме Фамусова и открывает перед ним не одну дверь, а прожженный цинизм позволяет пользоваться всем, чем могут наградить его очарованные его ласковостью персонажи.

Тем не менее в итоге Молчалина подводит неуемная страсть к горничной Софьи. До поры до времени Лиза спускала его грубоватые ухаживания на тормозах из опаски навлечь на себя хозяйский гнев, и зря: Софья с тем же жаром, с каким вступалась за него перед Чацким, прогоняет прочь именно виновника. Но поднятый шум привлекает к эпицентру действий и Фамусова…

Персонажи второго плана

Если характеры и мотивацию основных персонажей еще можно разглядеть со всех сторон, то второстепенным Грибоедов дает не так много «экранного времени», чтобы раскрыться полноценно. Поэтому остаются им только самые яркие, выдающиеся черты характера — по одному на человека — подчеркивающие и обрамляющие образы главных героев, каждый со своей стороны.

Скалозуб — карьеризм и солдафонство

Вершина существования полковника Скалозуба — генеральский чин. Профессиональный военный и, где-то за кадром, бравый офицер, он ко всему подходит с точки зрения тактики и цели. До поры до времени это дает свои плоды — за сравнительно короткий срок он получает несколько повышений, из младших офицерских чинов дойдя до золотых погон и высокого звания, получает несколько военных наград (впрочем, в отличие от чинов, нигде не сказано, что они не были заслужены).

С точки зрения Фамусова, щеголеватый карьерист Скалозуб — отличная партия для Софьи, но сама она не хочет даже смотреть на будущего генерала. Скалозуб, будучи в теории не прочь связать с ней жизнь, рассматривает Софью скорее как очередную ступеньку на карьерной лестнице.

Репетилов — лень и бестолковость

Репетилов — лень и бестолковость

Старый приятель Чацкого, самый раздражающий персонаж пьесы. Чаще всего Репетилов предстает как человек «подстраивающийся», готовый унизиться ради чужого снисхождения. Это так лишь отчасти. Репетилов, проигравший в карты имение, завсегдатай балов и тайных обществ и равнодушный отец и муж — на самом деле отчаянный лентяй, то самое тело, что стремится остаться в покое, оттого готов на любые унижения, лишь бы его перестали шевелить.

Горич — лживость и миролюбие

Еще один приятель главного героя, в прошлом — бравый военный, местечковый герой, ныне — послушный «муж-мальчик, муж-слуга», любимой супругой низведенный до положения послушного ребенка. В попытках сохранить в доме мирную обстановку, он медленно и печально увядает в ее шелковой хватке.

Загорецкий — удобная репутация

Загорецкий — одновременно лжец, мошенник и карточный шулер, но всегда остается на плаву и не изгоняется из общества лишь потому, что, по слухам связан со службой политического сыска. Никто даже не пытается выяснить, так ли это, но слухи позволяют поднять репутацию Загорецкого так, что испортить ее не могут даже весь очевидный список его грехов.

Хлестова — былая роскошь

Хлестова свояченица Фамусова

Свояченица Фамусова — одинокая, но богатая и довольно влиятельная старуха. Ее дом полон, со слов Чацкого, приживалок, воспитанниц и котов, что позволяет ей не тосковать в одиночестве и бесполезности. Хвастается, как экзотической вещицей, чернокожей служанкой.

Косное, печальное, пронизанное сплетнями собрание, где Чацкий при всех недостатках выглядит непризнанным светочем, фонариком во мраке, за которым могут потянуться те, кто еще не отравлен мещанством и пошлостью — таким изобразил Грибоедов дворянство старой Москвы. И ими не ограничился.

Присутствующие незримо

Внесценические персонажи, хоть и не показываются зрителю на глаза, нередко играют в сюжете ключевую роль. Иногда они даже бывают причиной разворачивающихся событий, иногда — яркой деталью, иллюстрирующей нравы описанного времени и мировоззрение задействованных персонажей. Эти — появляясь лишь в виде кратких упоминаний или героев «поучительных» притч — яркое и очевидное описание характера действующих лиц, их идеалов и взгляда на мир:

Максим Петрович

  • Татьяна Юрьевна. Знает о существовании Чацкого, но тот не был с ней знаком. Она богата и влиятельна — со слов Молчалина, который при всех его недостатках знает, кто может его подсадить на карьерной лестнице, и эта женщина как раз из таких.
  • Максим Петрович. Дядюшка Фамусова, образец для подражания, обернувший взлетом буквальное падение. Несколько раз растянувшись на полу (один раз — случайно, дважды — нарочно) под благосклонный смех императрицы, он обеспечил себе стремительное продвижение в карьере и обществе.
  • Мадам Розье. Гувернантка Софьи. Идеальная, с точки зрения Фамусова, женщина, единственным недостатком которой была излишняя алчность: она перешла к другому нанимателю «за лишние пятьсот рублев». Узколобие Фамусова не позволяет ему задуматься, что 500 рублей в то время — это две годовых зарплаты гувернантки, которая с большой вероятностью скоро не сможет работать и должна как следует обеспечить себе старость.

Персонажи Грибоедова, при всей преувеличенности и подчеркнутой нелепости их характеров и поведения, были прекрасным отражением московского общества начала XIX века. Каждая строчка пьесы пронизана ненавистью и презрением к обществу, где процветают Фамусовы и Молчалины, и надеждой, что идеал Чацкого не останется сломлен их численным превосходством.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector