Комплексный анализ эпизода «Сон Обломова»

Сон обломова Обломов

«Сон Обломова» — вставная глава в романе, названная Гончаровым «увертюрой» и представляющая собой воспоминания о родном доме, состоящие из ряда светлых эпизодов его раннего детства и отрочества в родной деревне Обломовке, а также о годах учёбы в Верхлёво и зарождении дружбы со Штольцем. Анализ эпизода сна является ключом к пониманию характера главного героя.

Идеальный мир детства

Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.

Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:

Анализ главы сон обломова

  1. Замкнутый мир: в деревне всегда тихо, природа спит, никто из других деревень и сёл сюда почти не приезжает, никто не покидает пространства Обломовки.
  2. Соблюдение годового цикла, «космическое время» в эпизоде, жизнь в деревне словно идёт по кругу: каждый год похож на предыдущий, люди не болеют и не умирают, продолжительность жизни очень высокая.
  3. Мир добрый, благостный: жители отличаются спокойным и добродушным нравом, отношения между соседями хорошие, никакие «сильные страсти» людям несвойственны, главной заботой является приготовление вкусных блюд.
  4. Мир Обломовки полон традиций и ритуалов: здесь соблюдаются обычаи и традиции (главный герой назван по имени своего отца), отмечаются праздники, жители очень суеверны (если погасла свеча, нужно ждать гостей).

Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.

Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.

Повторением Обломовки для героя становится Выборгская сторона, в доме Агафьи Матвеевны он может снова окунуться в идиллический мир, где всегда пахнет вкусной едой и ничего не требуется решать.

Что такое обломовщина

Рассказывая о детстве героя с помощью его сна, Гончаров помогает читателям проанализировать истоки текущего образа жизни Обломова и прямо отвечает, что погубило героя: виной всему «обломовщина».

 сон обломова анализ

Если критик Н. А. Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» сосредоточил своё внимание на социальном явлении, свойственном крепостнической России 19 века («Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить»), то Гончарова «обломовщина» волнует на более широком уровне — это явление, свойственное каждому русскому, а отчасти — любому человеку без привязки ко времени и пространству.

Чтобы понять, что именно вкладывает автор в слово «обломовщина», важно посмотреть, каким эпизодом завершается «Сон Обломова». Маленького Илью, убежавшего из дома поиграть в снежки, ловят, закутывают в одеяло, поят чаем с малиной и 3 дня держат дома, когда ему полезно только одно: «опять играть в снежки». Но потребностям Ильи никто не придаёт значения.

Обломова с детства берегли от трудностей жизни, пугали его «страшным оврагом», запрещали бегать и исследовать мир, взамен рассказывая причудливые сказки на ночь. В результате Илья вырос инфантильным мечтателем, который боится жизни.

Обломов подобен всем другим жителям Обломовки, причём не только дворянам, привыкшим, что к их услугам всегда «триста Захаров». Сам Захар недалеко ушёл от своего хозяина по укладу жизни и привычкам. Общий жизненный застой, тяготение к традиционному укладу сделали Обломова пассивным и бездеятельным.

 сон обломова сочинение

Равно как в детстве Обломова, полученное письмо не могли прочитать 4 дня, а затем отложили в сторону, чтобы никогда на него не ответить, так повзрослевший Илья Ильич не может заставить себя написать письмо управляющему, чтобы решить проблемы в деревне, до последнего предпочитает затягивать с переездом.

Неотъемлемая часть Ильи Ильича — восточный халат, символ обломовской лени, которая поглощает героя целиком. Он кутается в одежду, как в детстве кутался в одеяло, создающее иллюзию защиты от ужасного «внешнего мира».

Однако халат символизирует и положительные черты Обломова: широту его натуры, душевную мягкость, восточное созерцательное мышление.

Внутренний конфликт героя

У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.

Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.

Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.

 анализ сна обломова

Взаимоотношения персонажей являются темой отдельного урока, на котором проводится сопоставительный анализ, составляется таблица с характеристикой героев, выявляется система их жизненных ценностей. Кратко сформулировать их можно так: несмотря на кардинальные различия в характерах, герои любят и уважают друг друга. Обломов восхищается деловой хваткой и энергичностью Штольца, а тот ценит нравственность и порядочность Обломова.

В своём сне Обломов видит картины своих школьных лет: он то и дело пропускает занятия, иногда неделями подряд, потому что в доме всегда найдётся повод не пускать ребёнка на учёбу: то на дорогах грязно, то Илюша простыл, то праздники впереди. На занятиях он тоже ленится, плохо ведёт конспекты уроков, витает в облаках.

Повзрослевший Обломов равнодушен к труду, беспомощен в делах и привык откладывать всё на потом.

При этом учёба в пансионе наложила свой отпечаток на восприятие героя: Обломов имеет представление, как можно жить иначе и видит перед глазами пример делового человека Штольца, однако последовать таким путём не может.

Черты лишнего человека

Обломова часто относят к типу «лишнего человека» в русской литературе (с ним школьники знакомятся в 9 классе при изучении «Горе от ума», по этой теме пишут экзаменационные сочинения), но это верно лишь отчасти:

 сочинение на тему сон обломова

  1. «Лишний человек» — тип разочарованного, уставшего душой.
  2. Это личность, находящаяся в разрыве с обществом, конфликтующая с социальной средой.
  3. «Лишний человек» не может жить так, как остальные, не знает, куда приложить свои силы.

Обломов много рассуждает, но ничего не делает, однако «лишний человек» бездеятелен поневоле: он лишен возможности действовать, поскольку в сложившейся обстановке не может направить силы в необходимое русло, реализовать потенциал.

Обломов ничего не делает, потому что привык так жить, его безынициативность и бездеятельность — отчасти выбор, отчасти отрицательный результат воспитания в Обломовке.

Обломов рассеян, нерешителен и несамостоятелен. В отличие от «лишних людей» он не пытается найти внутренним силам реализацию: не ввязывается в авантюры, не видит смысла в кутеже, не ищет признания на каком-то поприще.

» Я сам копаю себе могилу и оплакиваю себя… Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…», — цитата показывает, что герою свойственно разочарование в себе. Неспособный изменить жизнь, он предпочёл рефлексировать.

 анализ сна обломова с цитатами

Обломов оторван от света, не желает иметь с ним каких-либо контактов. Илья Ильич скучает, принимая посетителей, он ощущает превосходство над ними: «Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня».

Но обособленность героя связана с тем, что реальный мир не похож на пространство, где томится его душа. Идеал Ильи — мир, где все живут в любви и довольстве, идиллическая Обломовка, охватившая весь мир.

Гончаров описывает 3 трагедии:

  1. Трагедия лишнего человека — невозможность реализации для личности, живущей в неподходящую эпоху.
  2. Трагедия обломовцев — уход эпохи, разорение деревни, невозможность старого уклада.
  3. Трагедия Ильи Ильича — жизнь человека, живущего в мире собственных идеалов, цепляющегося за давно ушедшее прошлое.

Таким образом, анализ главы «Сон Обломова» помогает понять, почему главный герой не смог реализоваться.

Это идейно-художественный центр романа, который позволил автору исследовать душу своего персонажа, раскрыть «мир обломовщины», наложившей трагический отпечаток на судьбу героя.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector