Понятие массивов в Паскале (информатика 9-й класс)

Ввод массива Информатика

Одна из важных тем, изучаемых по информатике в 9 классе — массивы в Паскале. Эта структура данных является основой многих алгоритмов и есть в каждом языке программирования. Навыки работы с ней важны для решения задач различной сложности, поэтому новичкам следует овладеть как минимум практическими навыками.

Статические массивы

Массив в информатике — структура, которая включает в себя некоторое количество элементов одного вида. Они особенно полезны в цикличной работе с однотипными данными. Массивы можно классифицировать двумя способами: по типу организации памяти и по размерности. Для статических массивов пространство выделяется на этапе компиляции, для динамических — во время работы программы. Как правило, рассматриваются одномерные и двумерные массивы.

Базовые понятия

Массивы в паскале (информатика 9 класс)

«Чайникам» лучше начать со статических одномерных. Объявление массива в блоке var содержит такие компоненты:

  1. Имя переменной.
  2. Служебное слово array (дословно «набор»).
  3. Начальный и конечный индексы в квадратных скобках, разделитель — 2 точки.
  4. Тип данных начиная с of.

Запись типа «var mass: array[0.10] of integer» можно прочесть как «массив имени mass с 11 элементами целочисленного типа». В общем случае диапазон начинают с 0 и заканчивают числом, которое будет превышать максимальную необходимость в количестве элементов. Заданный промежуток может начинаться с 1 или любого другого числа, если это предпочтительнее для восприятия или удобнее для конкретной задачи.

Для чего необходимо описание массива

В случае статического массива к описанию необходимо относиться внимательно, так как при недостаточном выделении памяти возникнет ошибка выполнения, связанная с выходом за диапазон. Она встречается даже в простейшей задаче заполнения массива с клавиатуры и его последующей печати. Обращение к конкретному элементу на примере mass будет выглядеть как mass[x], где x — любая переменная или число (целочисленного типа).

Именно в таком виде его можно передать для печати или считывания в соответствующую стандартную функцию. Задачу упростит цикл for относительно переменной x, с диапазоном в соответствии с описанным ранее. Он может быть дополнительно ограничен (например, введённым пользователем числом), но при этом не должен выходи́ть за границы выделенной памяти.

Прочие нюансы

Иногда нужно хранить некоторый объём однотипных данных, которые не вводятся пользователем — например, алфавит гласных для подсчёта их количества в слове. В таких случаях переменная считается константной, а описывается она как «const vowels: array[0.5] of char = (‘e’, ‘y’, ‘u’, ‘i’, ‘o’, ‘a’)». Интересная особенность языка Pascal — возможность использования букв (знаков) в качестве индексов. Например, «var alpha_count: array[a.z] of integer» — хороший вариант для хранения количества вхождений каждой буквы в тексте.

Массив паскаль

Двумерный массив объявить не сложнее, чем одномерный: «var table: array[1.10,1.10] of integer». Его можно визуально представить как таблицу из 10 строк и 10 столбцов, содержащую целые числа в ячейках. Так как для доступа (table[y, x]) необходимы 2 параметра, для поиска используются вложенные циклы for. Они организуются так, чтобы в строке последовательно рассматривались все элементы (для y перебирались все возможные x по очереди).

Динамический тип

Эта разновидность не входит в программу 9 класса, но полезна для самостоятельного изучения. Динамические массивы во многом удобнее, но их следует использовать лишь после знакомства со статическим типом. Определение динамики отличается лишь отсутствием квадратных скобок для обозначения диапазона. Важно понимать, что эта структура присутствует не во всех версиях Pascal, но она есть в ABCPascal. NET, используемом в школах. Для выделения памяти во время выполнения могут применяться 2 способа:

Что такое массив в информатике

  1. Операция new. Имени присваивается запись «new type[x]», где вместо type пишется тип данных, а x — необходимое количество элементов.
  2. Процедура SetLength. Её работа осуществляется по двум передаваемым параметрам — имени и количеству.

В остальном этот класс похож на статический. Важно знать, что динамический массив подразумевает под собой ссылку на ячейку в памяти компьютера. При прямом присваивании двух разных имён они будут указывать на один и тот же объект, изменение которого затронет оба набора.

Для записи элементов в другую ячейку памяти следует использовать процедуру Copy: «second_array := Copy (first_array)». Копирование полезно при необходимости увеличить размер массива. Так как процедуры для добавления памяти не существует, придётся пользоваться методами инициализации, а это приведёт к потере ранее записанных данных. Однако все элементы можно просто записать во временный массив, а после повторного выделения физического пространства перенести обратно.

Типовые задачи

Решение простых задач поможет новичкам запомнить изученный материал. Можно выделить несколько часто встречающихся вариантов и их решений:

Заполнение массива

  1. Создание набора случайных чисел. Заполнять массив следует аналогично вводу с клавиатуры, но процедурой random (max), где max — верхняя граница допустимого для генерации целого числа. Требуется предварительная инициализация датчика случайных чисел (randomize).
  2. Ряд Фибоначчи. Перед циклом производится инициализация первых двух элементов единицами. Вычисление каждого последующего числа представляет собой сумму двух предыдущих элементов: «f[x] := f[x-1] + f[x-2]».
  3. Суммы нескольких стоя́щих рядом чисел. Решать следует одним циклом for с важной особенностью: перебор оканчивается на индексе, отстающем от конца на размер вычисляемого набора. Если группа слишком большая, вместо написания длинной формулы можно использовать внутренний цикл, начинающийся с текущего элемента.

Другие примеры

Минимум или максимум. Верно будет назначить первый элемент пиковым, а далее сравнить его со всеми остальными. Для хранения минимума (максимума) используется отдельная переменная, которая переписывается при нахождении нового пика.

Доступ к элементу массива осуществляется по его

Поиск значения. Последовательный перевод со сравнением может заполнить всё окно консоли сообщениями о найденном элементе, если выполнять задачу аналогично предыдущим. Следует ввести «флаг» — логическую переменную, инициализированную False («ложь»). Ей присваивается True («правда») при совпадении значений. Лишь после полного перебора, в зависимости от флага, выводится сообщение о присутствии или отсутствии элемента.

Можно сократить время выполнения программы, воспользовавшись оператором break для преждевременного выхода, но это не соответствует структурной парадигме программирования. Аналогичного результата можно добиться циклом while с правильно составленным условием.

Циклический сдвиг или обратный порядок. По условию требуется не создавать новый массив (это эффективно с точки зрения потребления оперативной памяти), поэтому для обмена используется временная переменная.

Паскаль информатика

Формирование нового массива по поиску. При статической типизации второй набор должен быть такого же размера. Для корректного взаимодействия с индексами требуется переменная-счётчик — при нахождении элемента она отображает его индекс, а при завершении алгоритма показывает размер второго массива.

А также часто встречаются задания, связанные с сортировкой. Есть несколько методов — пузырьковый, быстрый, выборочный и другие. Вместо чтений какой-либо литературы, лучше посмотреть видеоурок, ведь анимированное перемещение элементов — гораздо более понятное объяснение этих алгоритмов.

Паскаль из-за строгой типизации и логичного синтаксиса хорошо подходит для обучения новичков. А массивы — очень удобная структура данных, которую часто придётся использовать в программировании, поэтому эту тему важно изучить наиболее по́лно.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

− 4 = 1

Adblock
detector