Кратко об особенностях искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Египта История

Самобытное и полное уникальных особенностей развитие Древнего Египта обусловлено его географическим положением. Окружающие страну на западе и востоке пустыни столетиями защищали ее от возможных нашествий и влияния иноземцев. Этим и объясняется необычность искусства Древнего Египта. Кратко с ним знакомит школьников учебник истории, однако для написания реферата потребуется более детальное изучение темы.

Виды и жанры искусства

Важное место в искусстве древних египтян отводилось Нилу. Это связано с тем, что река играла ключевую роль в жизни государства. Ее разливы влияли на возможность заниматься сельским хозяйством, урожайность и, как следствие, уровень благосостояния. Уходя обратно в русло, воды Нила оставляли на земле слой плодородного ила, способствовавшего процветанию земледелия. Этот факт оказал большое влияние на культуру, мифологию, искусство и религию древнеегипетского государства.

Важное место в искусстве древних египтян отводилось Нилу

Нил фигурировал и как источник жизни (ведь именно от него зависело плодородие земли), и как своеобразная граница между миром живых и царством мёртвых (ведь на одном из берегов реки строились города с жилищами для живых людей, а на другом, в засушливой местности, располагались кладбища и некрополи).

Большое значение в искусстве Древнего Египта придавалось культу Солнца. Изображения светила в изобилии присутствуют на многочисленных фресках. И даже абсолютный монарх — фараон — считался сыном Солнца.

Принципы древнеегипетского искусства начали складываться ещё во времена Раннего Царства (3000—2800 лет до нашей эры). Они и стали фундаментом культуры государства на тысячелетия вперёд. Сформировался даже своеобразный рейтинг — иерархия видов искусства.

Маштабы и пирамиды

Заметную роль в культуре Древнего Египта сыграла архитектура, связанная с ритуальными и погребальными мероприятиями. Во многом причиной известности этого культурного направления являются поражающие воображение размеры объектов, которые возводили древние египтяне. Явно господствующим принципом в этой области была монументальность, которая символизировала величие фараона и незыблемость государственного строя.

Главенствующей формой ритуальной архитектуры было строение в форме усечённой пирамиды. Такое сооружение называлось мастаба. Она представляет собой гробницу, имеющую погребальное помещение, расположенное глубоко под землёй. Позднее, с наступлением периода Древнего Царства, появилась другая, более известная архитектурная форма.

Пирамида Имхотепа в Саккаре

Самое первое архитектурное сооружение пирамидальной формы было построено зодчим по имени Имхотеп в Саккаре. Пирамида была предназначена для фараона Джосера, являвшегося основателем династии. Сооружение состояло из 6 мастаб, поставленных друг на друга, размеры которых уменьшались по направлению снизу вверх.

От традиционной мастабы пирамиду Джосера отличала особенность: её элементы были сложены из каменных блоков — тёсаного известняка. Основанием здания является прямоугольник, имеющий размер 140х118 м, а высота пирамиды — около 60 м. В истории архитектуры Древнего Египта эта пирамида стала самым первым гигантским архитектурным сооружением.

По назначению пирамида Джосера представляет собой огромный комплекс ритуальных заупокойных сооружений. В нее входит целый ряд помещений:

  • гробницы;
  • святилища;
  • молельни;
  • заупокойный храм.

Снаружи весь комплекс был обнесён двухкилометровой стеной, а внутри пирамиды располагалась погребальная камера, содержавшая, как саркофаг фараона. Имелись и другие помещения, соединённые между собой коридорами, напоминающими лабиринт.

Возведение самой первой пирамиды и положило начало появлению в Саккаре масштабного некрополя. На протяжении царствования 3, 4, 5 и 6 династий египетские правители возводили там пирамиды, а приближённая к ним знать — величественные мастабы.

По мере укрепления позиций знати и социальных верхов мастабы постепенно превращались настоящие ритуальные дворцы, имеющие множество помещений, предназначенных для совершения различных обрядов. При взгляде со значительного расстояния скопление таких ритуальных сооружений выглядит своеобразным и необычным архитектурным ансамблем.

С течением времени конфигурация пирамидальной архитектурной формы несколько видоизменялась и совершенствовалось.

Это выражалось в приобретении сооружениями следующих особенностей:

  • стены выравнивались;
  • грани становились более чёткими.

Геометрическая точность пирамид

В результате строения приобретали всё большую геометрическую точность. Крупнейшие пирамиды Древнего Египта были возведены во времена правления 4 династии фараонами Хефреном, Хеопсом и Микерином. Они были построены на западном берегу Нила в Гизе. Эти сооружения имеют квадратное основание, их грани представляют собой равнобедренные треугольники.

В верхней части граней пирамиды Хефрена сохранилась облицовка в виде отполированных до идеально гладкого состояния плит белого известняка. Это позволило учёным сделать предположение, что когда-то все эти сооружения были облицованы подобным образом.

Наиболее масштабным представителем древнеегипетской архитектуры является пирамида Хеопса. Сооружение поистине грандиозное: сторона основания составляет 230 м, высота — 147 м. Пирамида была построена из огромных блоков золотистого известняка, которые имели массу от 2 до 30 тонн, уложенных таким образом, что зазор между ними не превышает половины миллиметра. На месте эти каменные глыбы удерживает их же собственная масса. По свидетельствам Геродота, строительство этого сооружения длилось 30 лет. Вход в погребальное сооружение располагается на северной стороне пирамиды.

Скульптуры людей

Скульптуры людей

Этому виду искусства принадлежала одна из ведущих ролей в культуре Древнего Египта. Объяснялось это необходимостью обязательного наличия статуй при проведении религиозных ритуалов. Изображавшей усопшего статуе отводилась функция вместилища его души. Её присутствие в гробнице была строго обязательным, поскольку она обеспечивала покойному вечную жизнь. Предполагалось, что душа умершего, входя в статую, могла наблюдать за различными церемониями и участвовать в обрядах, которые этого требовали.

Статуи сооружались с учётом определенных правил скульптурного изобразительного искусства.

Они, будучи однажды установленными, не изменялись в течение довольно продолжительного времени:

  • независимо от размера, скульптура была предназначена для созерцания только с лицевой (фронтальной) стороны;
  • чётко выражена симметрия относительно центральной оси.

Скульптуры в Древнем Египте

Изготовление скульптуры традиционно начиналось с высечения из камня призмы геометрически правильной формы. На лицевой стороне делалась разметка, элементы которой соответствовали будущему образу. Для скульптурного изображения представителей знати и персон, имеющих божественный статус, действовали определённое каноны. Такие статуи должны были олицетворять величие, торжественность и монументальность.

Знатные люди и правители должны были изображаться исключительно в положении сидя или стоя. У статуи, изображавшей сидящего правителя, туловище должно было составлять с бёдрами прямой угол, а руки покоиться в скрещенном состоянии на груди или сложенными на бёдрах. Ноги изображались стоящими на полу, босые ступни располагались параллельно друг другу. Статуя должна быть симметричной относительно центральной оси.

У фараона, изображённого стоя, туловище полностью выпрямлено и симметрично. Руки вытянуты вдоль корпуса, кисти сжаты в кулаки. Нередко одну ступню располагали впереди другой, будто правитель делает шаг вперёд.

Найденные исследователями древнеегипетские скульптуры отличаются реалистичностью. В частности, обнаруженная в одной из гробниц Саккары статуя писца весьма достоверно передаёт позу сосредоточенного человека, сидящего над развёрнутым на коленях свитком папируса и занесённым над ним пером.

Настенные изображения

Этот жанр древнеегипетского искусства тоже во многом связан с погребальной ритуальной темой. Рельефы и росписи на стенах усыпальниц были своего рода повторением, дубликатом окружающей действительности. Здесь изображались сцены быта, повседневной жизни усопшего. Это считалось залогом того, что и в загробном мире покойный будет располагать всем тем, что окружало его при жизни.

Живопись Египта совершенно лишена художественного интереса и не воспроизводит окружающий мир ради его красоты. Ей придавалось чисто утилитарное значение. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта ограничивается изображением сцен из повседневной жизни:

Настенные изображения охоты в Египте

  • охоты;
  • рыбалки;
  • погребальных шествий;
  • совершения ритуальных культов;
  • сельскохозяйственных работ;
  • строительство различных объектов.

Некоторые рисунки изображают загробные пиршества, какими их представляли древние египтяне. Кроме того, усыпальницы в обязательном порядке снабжались большим количеством портретов хозяина гробницы, то есть самого усопшего.

Изображение людей подчинялось определённым правилам:

  1. Рисунок не должен передавать ни эмоций, ни действий, особенно если речь идёт о людях, занимающих высокое социальное положение. При изображении людей, имеющих более низкий социальный статус, допускались отхождения от этих норм.
  2. От социального статуса зависели размеры человека при его изображении. По рисунку всегда можно было сказать, кто здесь главный. Правители, вельможи и хозяева крупных поместий изображались более крупными. Доходило до того, что слуги, подчинённые или рабы по сравнению с хозяином изображались совсем маленькими, могли ростом доходить до колен хозяина, словно дети.

Музыка и театр

Музыка в древнеегипетском царстве тоже присутствовала, однако в основном в качестве аккомпанемента к песням. Внимание сосредотачивалось на певце, музыканты лишь аккомпанировали ему. Однако в период правления 18 династии музыка стала оформляться в самостоятельный вид искусства. Использовался целый ряд музыкальных инструментов:

Музыка в древнеегипетском царстве

  1. Арфа. Родиной этого музыкального инструмента считается Египет. Обычно на арфе играли женщины, аккомпанирующие мужчинам-певцам.
  2. Флейта.
  3. Систр — основной музыкальный инструмент при исполнении духовной музыки.
  4. Мената — ещё один инструмент для исполнения музыкальных произведений, имеющих духовную тему. В сочетании с систром ее звучание имитировало шорох зарослей папируса при порывах ветра.
  5. Тамбурин — ударный музыкальный инструмент.

Доклад о видах и жанрах древнеегипетского искусства не будет полным, если не упомянуть в нём о зачатках драматического театрального действа. Примечательно, что театр в Египте представлен не был, но именно здесь зародился прообраз театрального искусства. Им послужили своеобразные фестивали, которые начинают упоминаться в письменной истории с 2600 года до нашей эры.

Действие заключалось в том, что из храмов выносили скульптуры богов. Процессия обходила весь город и возвращалась в храм. Празднества продолжались несколько дней, в течение которых на площадях разыгрывались различные сцены на мифологические темы.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector