Основные причины раскола церкви на Руси в 17 веке

Раскол церкви на Руси в 17 веке История

Дискуссии о неизбежности реформы церковного уклада начались в 1640-х. Тогда в Москве организовали «кружок ревнителей благочестия». Союзный совет духовенства, который входил в эту группу, боролся за однообразие церковных текстов и верховных главнокомандующих богослужения. Так возникли предпосылки раскола церкви на Руси в 17 веке.

Причины раскола

В союзном совете духовенства не было единства в решении проблемы об избрании модели, служившей образцом. Поэтому, люди разделились на две части: предлагавшие древние русские церковные книги и греческие образцы.

В итоге победили те, кто был за византийские каноны. Объяснить это можно следующим:

Смутное время

  • противоречие византийского уклада в русском служении Богу.
  • добавление коррективов в литургические законы. Посредством этого и произошёл церковный распад.
  • урегулирование политической обстановки внутри страны. Только недавно прошло Смутное время, а народные возмущения пока не утихали. Упрочение однотипности законов церковного уклада являлось для руководства первостепенным инструментом в обретении народного единения.
  • устремление Российской державы укрепить международное положение в потоке православных стран.

В правительстве стало модным выражение «Москва — это Третий Рим», которое было высказано еще в 15 веке старцем Филофеем. В истории много примеров. Например, по прошествии церковного раскола в 1054 году Константинополь стал главной духовной державой Православной церкви. Филофей считал, что после падения Византии столица России являлось местом истиной веры. Государю России в качестве доказательства такого положения Москвы было важно содействие церкви греческой. В итоге понадобилось привести церковную службу в неделимость с греческими правилами.

Площадь польской Украины к 1654 году примкнула к России. На присоединившихся территориях литургия велась по греческой модели, вследствие чего унификация законов богослужения помогла бы проведению реформ, связанных с соединением Малороссии с Россией.

Раскол при Алексее Михайловиче

Царствование Алексея Михайловича

Периодом церковного раскола на Руси принято считать 1645−1676 годы, ознаменованные царствованием Алексея Михайловича. Он являлся правителем деятельным, вникал в любые вопросы, направленные на развитие России. Он считал себя человеком истинно верующим и много времени посвящал религиозным учениям.

Распад церкви на Руси произошёл отчасти из-за патриарха Никона (1605−1681). Вследствие родительского принуждения он стал священником и добился успехов на этом поприще. В 1643 году он довольствовался высоким духовным саном игумена Кожеозёрского монастыря.

К 1646 году Никон, будучи в столице, исполнял монастырские обязанности. Там же он познакомился с юным царём Алексеем Романовым. Молодому государю настолько понравился игумен, что тот предложил стать ему придворным и величал архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Вследствие такой милости правителя в будущем Никон удостоился сана Новгородского митрополита. Это позволило ему провести ряд реформ.

По указанию правителя в 1651 году Никон снова отправился в столицу. Тогда его воздействие на царя стало ещё могущественнее. Государь полностью доверял патриарху, а тот принимал активное участие в разрешении множества проблем державы.

В 1652 году Никон получил главенство на патриаршеском престоле, как только отошёл на тот свет патриарх Иосиф. Тогда и началась разработка церковной реформы.

Суть распада и его последствия

Редакция абсолютно всех религиозных писаний, которые должны были соответствовать греческим канонам — главное, на что обратил своё внимание новый патриарх. Церковный распад начался в 1653 году, когда богослужебные законы начали меняться. Тогда же и начинается борьба Никона и его союзников со сторонниками старого уклада.

Кратко о реформах Никона:

Двуперстное знамя

  • Двуперстное знамя поменять на троеперстное. Противники такой реформы были ошеломлены. Это оценивалось как оскорбительное поведение по отношению к самому Богу, ведь таким образом получалась некрасивая картина из нескольких пальцев;
  • В слове «Иисус» писать 2 буквы «и»;
  • Уменьшение количества просфор для литургии;
  • На время служения поклоны совершать лишь до пояса;
  • Передвижение при крёстном ходе против солнца, а не наоборот;
  • Произношение слова «Аллилуйя» три раза, а не два.

Религиозный распад в Российской державе сопровождался отстранением большей части верующих и противников церковных преобразований от православия.

Неграмотная политика церковных и светских правителей — вот суть церковного раскола в 17 веке. Он отрицательно отразился на взаимодействиях церкви и власти, так как методы Никоновских реформ были жёсткими. Так, по установлению царя в 1660 году духовное правительство понизило чином Никона, согнав того с места патриарха. Затем у него отняли священнический сан и отправили в Ферапонтов Белозёрский монастырь. После отстранения Никона от правления церковные реформы не завершились.

В 1666 году в Церковном Соборе были официально провозглашены другие обряды и новые книги, которые была обязана принять вся Православная Церковь. Также по его указаниям противники сего мероприятия были отлучены от веры и назывались еретиками.

Влияние на умы людей

Церковный раскол

Церковный раскол — народная драма середины 17 века. Русские разделились на приверженцев новой Православной Церкви и старообрядцев.

Духовное единство исчезло. Появляется первая вражда на религиозной почве. Установилась чёткая граница социальной разобщённости среди жителей.

Во главе встаёт царская власть над церковной. Положение России среди других стран укрепляется. Старообрядцы стали родоначальниками искусства. Они разработали множество духовных центров, иконопись, сохранили традиции Древней Руси в книгописании и церковном пении.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector