Анализ стихотворения Афанасия Фета «Еще весны душистой нега»

Стихотворение Афанасия Фета «Еще весны душистой нега» Анализ стихотворений

Лирика Афанасия Фета наполнена чувствами и эмоциями. По мнению поэта, творчество существует, чтобы воспевать красоту природы, окружающего мира и любви. Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега» показывает мастерство автора в жанре. Произведение пронизано трепетом и нежностью по отношению к природе. Чтобы понять, что именно хотел донести автор, следует изучить историю создания.

История создания

Для Афанасия Афанасьевича еще со студенческих лет существовало 3 главные ценности: природа, любовь и поэзия. Фет считал, что только эти темы следует поднимать в творчестве, а на все остальные он сам для себя поставил табу. Природу автор всегда описывал посредством личного восприятия. Для него было важно зафиксировать в ней все, даже самые незначительные перемены. Фет в своем творчестве не просто описывал пейзажи, что относились к какому-то определенному времени года, а старался запечатлеть более короткие промежуточные состояния природы.

Природа вот-вот проснется от зимней спячки

Так и в этом стихотворении Афанасий Афанасьевич описывает природу, что вот-вот проснется от зимней спячки. Он постарался зафиксировать тот короткий момент, когда весна еще полностью не наступила, но уже ощущается, что холода скоро уйдут. Существенных изменений в природе при этом не наступает — снег все также лежит и все вокруг замерзшее, но подсознательно человек чувствует, что скоро потеплеет. А от этого и душа его начинает радоваться.

«Ещё весны душистой нега» поэт написал в 1954 году. Несколькими месяцами позже его и другие свои стихотворения Фет отдал в печать литературному журналу «Современник». На момент публикации Афанасий уже успел стать знаменитым и заработать себе доброе имя.

Автор был участником литературного сообщества журнала и сблизился с Тургеневым и Некрасовым. Но несмотря на его дружественные отношения с великими поэтами, их творчество практически не повлияло на Фета и его мировосприятие. Стиль поэта был новаторским, уникальным.

Основная тема

Основная тема стихотворения — природа в пограничном состоянии между зимой и весной.

Лирический герой наблюдает за природой и находит ее живой. Свои мысли он выражает в строках стихотворения. И хоть видно, что холод еще не отступил, но по людям уже заметно — близятся теплые деньки. Поэт говорит о поздней зиме, и потому он решил охарактеризовать ее, добавив в описание теплоты, весеннего оттенка. Автор делает акцент на таких особенностях, как покрасневшая липа и начинающем желтеть березняке.

Главная мысль — ощущая изменения в природе, человек понимает их постепенность, что они не могут наступить в один момент.

Афанасий Афанасьевич Фет

Образ весны раскрывается довольно своеобразно. Афанасий Афанасьевич отрицает ее приход, хоть и описывает явления, которые явно указывают на ее приближение. Впервые весна упоминается в момент отрицания, а затем в заключительных пяти строках. Автор воспевает не слишком поэтичные вещи — кусты смородины, румянец на щеках у девушки. Но за счет этих деталей он дает понять, что приближается не какая-то абстрактная весна, а русская.

Образ зари также появляется в стихотворении. Она символизирует тепло солнца. Уже на рассвете природа отличается своей чистотой и нежностью, она совершенно не такая, как ночью. Связь зари и весны неразрывна. Наступление нового дня, все равно что приход весны. Творческим личностям это время года дает возможность прикоснуться к прекрасному и переродиться.

Композиция и жанр

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Фета считали мастером в этом направлении, а его творчество стало примером для многих русских поэтов.

Автор обратился к одному из своих любимых жанровых направлений — элегии. Произведения в этом стиле по настроению отличаются легкой грустью, которой переполнен лирический герой. Он поддался меланхолии и рассуждает об окружающей природе. В последних строках лирический герой заметно воодушевляется, становится виден его душевный подъем и надежда, что скоро все будет иначе, ведь наступит весна. При этом поэт не пытается восклицать, все понятно исключительно благодаря сюжету и удачно подобранным словам.

Стихотворный размер — четырех- и пятистопный ямб. Стих был написан при помощи мужской и женской рифмы.

Сюжет стихотворения — прекрасные, живописные картины, что приходят на смену друг другу. При этом поэт объединил словно 2 из них в одну:

  • в первой зимней части нет и следа весны, а лишь предчувствия лирического героя.
  • во второй части развития сюжета появляется женщина, которая стоя во дворе, видит журавлей и осознает, что скоро придет весна.

Композиция выстраивается так, чтобы показать синтез природы и человека, их близость и родство, что появилось за счет многолетних наблюдений.

Средства выразительности

Для придания стихотворению яркости и уникальности поэт задействовал ряд художественных приемов. К примеру, Фет часто использовал слово «еще», чтобы придать произведению параллелизма и обратить внимание к его основной мысли. Помимо этого, поэт текст полон традиционных тропов:

Стих «Еще весны душистой нега»

  1. Метафоры — «зарей гремит телега», «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть» .
  2. Эпитеты — «душистая», «сизый», «пролетные», «живая», «степная»;
  3. Олицетворения — «солнце греет», «краснеет липа», «березняк желтеет».

В тексте также была использована антитеза, противопоставление третьей строфы первым двум.

Проанализировав стихотворение, можно уверенно сказать, что Фет — это настоящий художник природы. Ему под силу было запечатлеть ее самые незначительные, но такие прекрасные изменения. Это небольшое стихотворение дает возможность самому все прочувствовать и пропустить через себя все те эмоции, что наступают в преддверии весны, когда дышать становится легче и вся природа начинает постепенно пробуждаться от трех месяцев спячки.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector