В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение, посвящённое одиночеству. Философская лирика поэта отличается мрачностью и пессимистичностью. Не стал исключением и стих «И скучно и грустно». Анализ стихотворения, созданного в период душевного кризиса, учащиеся выполняют в 9 классе, когда уже могут по достоинству оценить глубину авторского замысла.
История создания
Белинский называл Лермонтова поэтом «другой эпохи». Он имел в виду, что Михаил Юрьевич развивает и продолжает пушкинские традиции, однако в его творчестве присутствуют иные темы и мотивы. Поэт всегда ощущал себя чужим среди людей и страдал от одиночества, поэтому в его стихах преобладает пессимистичный настрой.
Темы, которые волновали М. Ю. Лермонтова:
- предназначение человека и его судьба;
- обречённость;
- смерть;
- любовь и измена;
- предательство и разочарование;
- изгнанничество, оторванность от общества.
Трагическое одиночество — один из частых мотивов в творчестве поэта. Стих «И скучно и грустно» был написан за год до того, как Михаил Лермонтов погиб на дуэли. От каждой строки веет разочарованием.
Автор как бы подводит итог прожитым годам и сожалеет, что не достиг всего, к чему стремился. Он не сумел сделать военную карьеру, а свои произведения считал недостаточно талантливыми. Когда создавалось это творение, поэт находился в унынии.
Жанр, размер и композиция
Короткий стих, похожий на романс, пронизан грустными нотами. Лирический герой как бы делится с читателем своими переживаниями. Он печально рассказывает о том, что разочаровался и в дружбе, и в любви, и в своих мечтах. Ничтожным автор называет всё то, чем живёт обычный человек:
- радость;
- муки;
- страсти;
- желанья;
- любовь.
Выполняя анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» по плану, можно определить, что его жанр — элегия. Литературное направление — романтизм. Лирический герой грустен и рассказывает о сокровенном, но он не жалуется, потому что слишком горд. Напротив, к своему несчастью он относится со скептицизмом.
Структура произведения представляет собой три части, каждая из которых раскрывает одну тему. Содержание четверостиший:
- Лирический герой рассказывает о своих чувствах и желаниях, делится с читателем ощущением грусти и одиночества.
- Рассказчик размышляет о любви и приходит к выводу, что это чувство, направленное на себя или другого человека, не сто́ит того, чтобы тратить на него своё время.
- Третье четверостишие посвящено страстям. Автор уверяет, что рассудок может их победить, а значит, они так же ничтожны, как желания и любовь. В двух заключительных строчках содержится вывод, и здесь же автор упоминает о своей холодности. Снисходительно глядя на жизнь, он называет её пустой и никчёмной.
В качестве стихотворного размера автор выбрал трёхстопный и четырёхстопный амфибрахий. Строки зарифмованы перекрёстной рифмовкой (АВАВ).
Образы, темы и проблематика
Главный образ в произведении — лирический герой. Автор изобразил себя, вложив в уста персонажа собственные слова. Рассказчик — молодой человек, который считает, что он уже достаточно пожил. Это типичный представитель образованной дворянкой прослойки. Вот как можно кратко охарактеризовать героя:
- умный;
- талантливый;
- насмешливый;
- разочаровавшийся в себе и жизни;
- ищущий;
- пресыщенный;
- высокомерный;
- горделивый;
- эгоистичный.
Рассказчик чувствует себя одинаково лишним среди людей любого социального слоя. Он далёк и от народа, и от родины. Этому человеку кажется, что его талант не оценён по достоинству, а иногда и собственные способности вызывают у него только усмешку.
Подобное отношение к жизни может показаться странным. Однако герой приводит веские доводы: сначала он называет жизненный аспект, а потом в лаконичных выражениях старается объяснить, почему он не стоит внимания. Получается, что чувства, устремления, надежды, радость — всё проходит, не оставляя в душе поэта и следа. Такая жизнь, по мнению автора, не имеет смысла, и с ним трудно не согласиться.
В сюжете можно выделить несколько основных тем:
- Одиночество. Герой разочаровался в друзьях и любимых женщинах. Отсюда убеждение, что страсти ничего не стоят. Любить временно не имеет смысла, а вечных чувств не бывает. Всё преходяще, и у героя не остаётся душевных сил на дальнейшую жизнь. То, что обычно мотивирует, для Лермонтова не имеет значения.
- Поиск смысла жизни. Очевидно, что рассказчик искал то, ради чего человек живёт. Он перебирает важные вещи одну за другой и понимает, что всё пустое. Бессмысленность бытия влечёт за собой тоску.
- Быстротечность лет. Автор очень молод, но понимает, что лучшие годы уже позади. Он сожалеет о том, что жизнь пролетела так быстро, как будто предчувствуя скорую гибель.
Настроение этого стиха — мрачное, грустное, с оттенком безнадёжности.
Идея и средства выразительности
Основная мысль, которую автор хочет донести до читателя, — отсутствие смысла жизни. Всё то, что люди ценят, уважают и культивируют, поэт называет ничтожным. Духовные ценности для него ничего не значат, так как он убедился в их недолговечности. Чувства проходят, мечты не сбываются, надежды терпят крах, а лучшие друзья предают или просто отворачиваются. Вся жизнь — скучная иллюзия, и человеческое существование не приносит пользы.
Многие критики проводили глубокий анализ «И скучно и грустно» Лермонтова. Белинский писал, что поэт осветил про́пасть человеческого духа так же хорошо, как это делали выдающиеся творцы более раннего периода. Человек, лишённый опоры, лучше других понимает: в какой-то момент всё, что считалось значимым, становится пустым.
Таким образом, в поэтических строках Лермонтов подводит итог прожитым годам и приходит к выводу, что жил напрасно. Для придания драматичности поэт использует метафоры, эпитеты и ассонанс. Примеры тропов:
- Эпитеты: «сладкий недуг», «лучшие годы», «всё там ничтожно», «скучно», «грустно».
- Метафоры: «при слове рассудка», «пустая и глупая шутка», «годы проходят», «вечно желать», «холодное вниманье», «минута душевной невзгоды».
- Ассонанс. Грусть и мрачный настрой передаёт звук «у»: «скучно», «грустно», «некому руку пода́ть». В первой строфе он используется 8 раз — в слабых и сильных местах, а в третьей на нём построена рифма. Эмоциональные акценты расставлены с помощью сонорных согласных «н», «м» и «л».
Трагизм усиливается с помощью антонимов: «рано» — «поздно», «радость» — «муки». В совокупности средства выразительности подчёркивают пессимистичность творения, которое критик Белинский назвал «похоронной песней всей жизни».