Александр Сергеевич Пушкин — это признанный литературный гений. В своих лирических произведениях он обращается к вечным вопросам о дружбе, о любви, о Родине, о свободе, об искусстве. В стихах выражает собственное восприятие окружающего мира, свои размышления. При исследовании любовной лирики Пушкина обзор стихотворений поможет составить цельное представление о ценностях автора, его жизненных приоритетах.
Тема любви у Пушкина
В поэзии каждая деталь имеет значение: лирический образ, художественная выразительность и так далее. Для Пушкина любовь — это подруга юности. Она сопутствует поэту в продолжение всей его жизни. В своих литературных произведениях Александр Сергеевич нередко обращается к теме любви.
Этапы становления интимной лирики
В раннем творчестве писатель изображает пирушки с друзьями, рассказывает читателю о радости и грусти в любви. Для юного Пушкина были интересны любовные интриги, практически все лирические произведения этого периода — о забавах в амурном настроении. Таким образом, в стихах «Монах», «Красавице, которая нюхала табак» любовные переживания обращаются в игру. Истинного возвышенного союза двух сердец нет. Для автора в это время была свойственна «лёгкая поэзия». Принято считать, что Александр Сергеевич учился на примере Анакреонта — греческого поэта, для которого вся жизнь — это наслаждение, где в любви лишь эротика и безмятежность.
Ещё в стенах лицея писатель создаёт особенный вид поэтического произведения о нежном чувстве — альбом в стихах. Любопытно, что автор, не испытывавший подлинных чувств к собственнице альбома, должен составить для неё признание в сердечной привязанности. Пушкин нередко писал шутливые тексты с неким парадоксальным тезисом.
В период, когда поэт переезжает в Петербург, он создаёт стихотворения о любви, сходные с произведениями лицейских времён, например «О. Массон». Но в творчестве теперь есть что-то совершенно новое. В литературной работе теперь присутствует некий возвышенный идеал, который потом часто будет вспоминать Пушкин. Автору интересна не холодная красота, а огненная, живая, воодушевлённая.
В произведениях, созданных в южный период, нет ничего, помимо печали и драматизма. Это происходит оттого, что в это время Александр Сергеевич пишет свои художественные работы в духе романтизма. Он видит своим учителем Байрона, старается уменьшить расстояние между лирическим героем и самим собой. Романтический персонаж в произведении — это убегающий от непонимания и неволи, который одинок, печален. Герой вынужден оставить любовь:
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
(Произведение «Прощанье»).
Принято считать, будто эти печальные раздумья навевала поэту «тайная любовь». Такие чувства созвучны лирическому герою и соответствуют настроениям Александра Пушкина. Возможно, автор по-настоящему любил лишь свою музу и создавал поэтические образы относительно всего, с чем он сталкивался.
Разумеется, в произведениях об амурах русский классик — не новатор. В его лирике любовь является преходящей и мимолётной, а не вечной и неизменной.
Романтический герой
У писателя было множество глубоких увлечений, он был известен как покоритель дамских сердец. Пушкин в своих литературных работах не поднимает темы любви к одной избраннице, в таком чувстве он не испытывает особой потребности. Но ему необходимо быть в любви, чтобы она всегда была в его жизни.
После 1824 года романтическую поэзию Александра Сергеевича нужно исследовать как изучение его «донжуанского списка». В стихе «Я вас любил» в возлюбленном изображаются именно эмоции автора, а вовсе не его взаимоотношения. Поэт не хотел посвятить литературное произведение какой-то одной определённой девушке, открывая ей свои нежные чувства: «печаль моя полна тобою». А также нет явного образа избранницы. Её силуэт виден через прозрачную дымку сновидений.
У Александра Пушкина лирические произведения представляют собой воспоминания. Пленительные сны предстают перед читателем, оживают в чудесных образах. В стихе «Я вас любил» отношения с героиней уже в далёком прошлом, чувства уже почти совершенно прошли, но «угасли не совсем». В сердце живут те волшебные моменты первых встреч, они вдохновляют и восторгают, там нет средних эмоций, а только лишь необъятные и безграничные.
Исследование стихотворений
Тема любви находится вне бытового и повседневного. Она предназначена для высокой поэзии. В ней есть нечто благородное, грациозное и изящное. В каком-то смысле можно вырастить в себе человека, если воспитываться на творчестве Александра Сергеевича. Литературные исследователи особо выделяют три стиха о любви у Пушкина (для 9 класса): «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье
Настоящая любовь является святыней, она играет важнейшую роль в жизни человека. Автор пишет о «гении чистой красоты», о божественном, о высоком. Подлинная красота как Господне благословение посещает человека лишь в редкие мгновения. В стихотворении поэт изображает истинное чудо:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты».
Прекрасное женское существо, возлюбленную лирического героя, возможно воспринять лишь пробудившимся сердцем:
«Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты».
В любовной лирике А. С. Пушкина стихи одухотворены под пером великого писателя. Первые строки похожи на грустную мелодию. Автор вспоминает прошлые встречи с подлинной красотой в образе молодой женщины. Отзвук этих коротких свиданий ещё длительное время сохраняет сердце лирического героя, несмотря на приливы светлой печали, несмотря на «тревоги шумной суеты». В памяти голос и милые черты, они берегут от ударов судьбы, защищают гармонию души от внешних опасностей.
Затем проходит время, жизненные невзгоды убивают эти нежные чувства. Теперь лирический герой пребывает в томлении. Гармония отзвучала, воспоминания о чистой красоте исчезли, душа постепенно засыпает. Это наиболее трагическая часть стихотворения, впереди ожидается страшная безмолвная тишина: «Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».
Автор здесь вспоминает о южной ссылке, о заточении в Михайловском. Эмоциональное состояние Пушкина — печаль, некоторое преддверие отчаяния. Движения чувств замедляются и могут замереть вовсе.
В заключительной части происходит пробуждение от тягостного длительного сна. Чувства лирического героя — это душевный подъём, восстанавливается всё, что было растрачено, успело стихнуть. Кульминацией художественного произведения становится ликование и торжество.
Слог Александра Пушкина чрезвычайно музыкален, легко запоминается. Дух укрепляется в сражении с бурями жизни, и в финале свет одерживает победу. Печальное трогательное воспоминание, осознание невосполнимой потери — и взлёт восторга в завершении стиха. Поэт также великолепный философ: трагическая мистерия суеты и ликование, посвящённое Доброте и Прекрасному.
Особенности поэзии Александра Сергеевича
В любовной лирике Пушкина стихи никого не отрицают, печаль персонажей глубока, но светла. Она исцеляет раны души и воспевает гуманность. Восхищает целомудренность поэзии и простота слога, где нет нагромождения метафор, красочных эпитетов и других особенных украшений. У Александра Сергеевича песней звучат слова, словосочетания, которые содержатся в самой природе писателя. Эта гармония рождает новые лирические смыслы, которые естественны и появились непроизвольно. В этом отличительная черта цикла пушкинских произведений о нежных чувствах.
Список лирических стихов Пушкина о любви:
- «Я помню чудное мгновенье».
- «Цветок».
- «Элегия».
- «Желание».
- «К Ушаковой».
- «Я вас любил».
- «Кокетке».
- «Ты и вы».
- «Соловей и роза».
По мелодичности и высоте литературные труды поэта неподражаемы, им нет аналогий ни среди русских авторов, ни среди зарубежных. В стихах нет эгоизма в любви, нет ревности по отношению к избраннице, Александр Пушкин свободен и щедр душой.
Образ героини в интимной лирике:
- прекрасная дама;
- несколько загадочная;
- добрая.
У писателя отсутствуют искусственные рифмы, его стихотворения воспринимаются читателем как ровное дыхание, в этом проявляется литературная организованность. Россия не знает более морального и нравственно ориентированного поэта, который воспитывает своими художественными произведениями уже не одно поколение читателей.