Краткое содержание оперы «Князя Игоря»

Опера «Князя Игоря» Краткие содержания

Даже краткое содержание «Князя Игоря» дает понять основной смысл постановки. Опера написана в четырех действиях композитором Александром Бородиным. Основой сюжета либретто послужило известная литературная песнь. Русская опера всегда восхищает людей своей масштабностью, красотой, профессионализмом исполнителей. Ее в любое время готовы смотреть, поскольку сцены продуманы и отличаются оригинальностью.

Общая информация

Интересная деталь относительно этого произведения в том, что не все части были перенесены автором на бумагу. Он скончался до того, как смог записать и оркестровать написанное.

Так, увертюра стала частью оперы, которую можно услышать сегодня благодаря А. Глазунову. Он бесчисленное количество раз слышал, как оперу «Князь Игорь» Бородин исполнял на фортепиано. Участие в завершении постановки принимали еще два композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов.

Можно кратко обозначить основные части оперы:

  • увертюра;
  • пролог;
  • 1-4-е действия.

Чтобы понимать происходящее на сцене, нужно хотя бы ознакомиться с кратким содержанием оперы «Князь Игорь».

Увертюра и пролог

Увертюра начинается эпично с жестокой битвы между двумя войсками — русским и половецким. Она задает весь настрой оперы, позволяя окунуться в то давнее время. Поэтому мелодия так разнообразна — и противопоставление образов, и народные мотивы.

В Путивле действующим князем Игорем собирается рать для похода на половцев

В прологе события начинаются с того, что в Путивле действующим князем Игорем собирается рать для похода на половцев. Люди надеются на быструю победу и прославляют князя и его дружину. Но резко настроение народа сменяется — началось солнечное затмение. Князя молят отложить поход.

Внезапно появляется княгиня Ярославна. Она тоже просит супруга отсрочить уход войска. Но все напрасно, Владимир не слушает. Войско благословляет старец, и под предводительством Игоря оно отправляется в дорогу.

Хор народа в этой части имеет ключевое значение, мощно и единогласно звучит он и в мольбах, и в благословении.

Действия 1−2

Пока князь бьется с недругами, брат княгини — Владимир, пирует. Его мечта — самому править на троне, а сестру Ярославну отправить в монастырь. Чтобы поразвлечься, он украл девушку и держит ее взаперти. Подруги умоляют отпустить ее, но князь прогоняет девушек. Перед ним лебезят и поддерживают его мысли о троне, ведь он так близко, пока нет законного правителя.

В своем тереме грустит — княгиня

В то же время в своем тереме грустит — княгиня. Вестей от мужа — главного героя оперы, давно не было. В горлице появляются девушки, чтобы рассказать о подлости Владимира и попросить помощи.

Входит лжеправитель и с насмешкой отвечает на упреки сестры. Никто ему не указ, если он захочет то, украдет и другую девицу. Князь объявляет, что сам будет править в Путивле. Ярослава возмущена ещё и тем, что брат высказывает сомнение в ее верности мужу, но у нее нет сил бороться с безрассудным братом. Она ждет, чтобы скорее возвратился Игорь.

В терем заходят бояре и сообщают Ярославне ужасную весть. Войско Игоря разбили и он в плену у половцев. Бояре клянутся в верности княгине. А за окном уже виднее чужое войско, враг совсем рядом.

Во втором действии лица меняются, и вот уже Игорь с сыном томятся в плену. Страстный дуэт Владимира — сына князя и дочери хана — Кончаковны, возвещает об их взаимной влюбленности. Кончак не против сродниться с Владимиром, однако Игорь не желает мириться с этим союзом.

Его ария «Ни сна, ни отдыха…» пропитана горечью и мукой. Но появляется возможность сбежать. Крещеный половец Овлур предлагает помощь. Однако князь никогда не поступится своей честью, он не имеет права сбегать.

Сожаление сквозит в пении хана

Сожаление сквозит в пении хана, ведь он с уважением относится к Игорю и не хочет вражды с ним. Он даже готов отпустить пленников, если русский князь поклянется, что не поднимет на Кончака своего меча. Но герой несговорчив и утверждает, что окажись он на свободе, нападет с новыми силами.

Чтобы развеселить «гостя», Кончак велит начать «Половецкие пляски».

Тягучие, плавные танцы девушек сменяются стремительностью мужчин, а после — легкостью молодых мальчиков. В конце вихрем кружится хор с песней «Пляской тешьте хана, чаги».

Завершающие события

В 3 действии перед началом звучит оркестровый марш, он создает необходимую атмосферу половецкого стана. Появляется войско, за ним тянутся плененные русские. Половцы прославляют войско: «Рать идет с победой. Слава нашей рати!».

Герои понимают, их Путивля больше нет, он обращен в пепел. Дети, женщины и старики находятся в плену. Игорь не знает, что ему теперь делать.

Как только наступает ночь, Овлур с лошадьми для побега появляется у жилища князя. Теперь последний соглашается на побег. Но появляется Кончакова, умоляя Владимира остаться с ней. Тот, не вняв мольбам, а угрозам, остается. Игорь сбегает. Хан собирается воинов в погоню, но понимает, что на месте героя поступил так же.

В 4 действии слезы Ярославны, которая потеряла мужа и сына, падают на землю, мимо проходит толпа селян. Их песня пропитана древними русскими напевами «Ох, не буйный ветер завывал».

Супруги сливаются в объятьях

Но тут вдали появляются два всадника, один из которых — князь. Супруги сливаются в объятьях. Как же они счастливы снова видеть лица друг друга. Их дуэт нежен и наполнен любовью.

Звон колокола оповещает о прибытии князя, но люди по началу не хотят выходить, думая, что кличут Владимира Галицкого. Но их удается убедить, что это вернулся Игорь. Они высыпают на площадь, прославляя Русь и князя с женой.

Музыкальная составляющая

Бронский утверждал, что написал «Князя Игоря», вдохновленный «Русланом» Глинки. Это и народность произведения послужили присутствием былинных мотивов, тягучих русских напевов. Их масштабность придает эпическое звучание хора.

Пролог начинается с глубокого, богатырского хора «Солнцу красному слава» — это величественная песня, с оттенком древности и эпичности.

Затмение также охвачено этим звучанием хора, тогда как на сцене зритель видит нежную Ярославну и бояр, окутанных страхом, непоколебимого Игоря.

Начальная сцена резко отличается от пролога, здесь разгульная музыка, самодовольная, удалая песнь Владимира, брата Ярославны «Только б мне дождаться чести» похожа на залихватский пляс. Народные, горестные причитания слышны в напевах юных дев «Ой, лихонько». Насмешливой серьезностью полнится песнь шутов «Что у князя да Володимира».

Следующая картина оперы «Слово о полку Игореве» показывает мягкий, но непокорный характер княгини. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» слышна ее тревога и грусть: музыка из спокойной, сдержанной превращается в быструю, взволнованную. Драматичность набирает силу, когда звучит хор бояр:

  • «Мужайся, княгиня»;
  • «Нам, княгиня, не впервой».

Стан половцев -кавантина дочери хана

Следующее действие вырисовывает перед зрителем стан половцев. Кавантина дочери хана «Меркнет свет дневной» исполнена страсти, влюбленности и томности.

Легкомысленностью и любовью юноши насыщена каватина Владимира «Медленно день угасал». В противовес молодой неопытности ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — всесторонний образ главного героя. Тут и горе утраты свободы, ее жажда, страдание по своей Родине и по любимой. Хан Кончак проявляет суровость и великодушие в своей арии «Здоров ли, князь?» Конец действия — ослепительные пляски.

В третьем акте половцы предстают воинственными и жестокими. Четвертое действие знаменуется сменой горя и уныния, многочисленным ликованием и радостью. Ариозо Ярославны «Ах, плачу я» наполнено мукой, оно перерастает в плач народа — хор «Ох, не буйный ветер завывал». Хор «Знать, господь мольбы услышал» больше похож на праздничные песнопения и звучит финальным аккордом в опере.

Эта опера не теряет популярности до сих пор, причем не только в России, но и во всем мире. Помимо оригинальной музыки, произведение отличается и проникновенным сюжетом, заставляющим зрителя сопереживать героям.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector