Краткое содержание пьесы Мольера «Тартюф»

Комедия Мольера «Тартюф, или обманщик» (Tartuffe) Краткие содержания

Комедия Мольера «Тартюф, или обманщик» (Tartuffe) — одна из известнейших пьес писателя, написана в 1664 году, показывающая религиозное двуличие. Произведение изучается в школьной программе и отлично подходит для занесения в читательский дневник. В кратком содержании «Тартюфа, или обманщика» показывается подлая характеристика главного персонажа, который втирается в доверие семье Оргона и называет себя святошей.

Краткая биография писателя

Жан-Батист Мольер — драматург эпохи неоклассицизма. Он являлся основоположником комедии в пьесах. У Мольера было трое детей:

  • Мари Маделейн Поклен;
  • Луи Поклен;
  • Пьер Поклен.

Кроме писательского дара, Мольер обладал даром актерским и играл главные роли в своих произведениях. Писатель пользовался популярностью у короля и ставил комедии по его приказу. Несмотря на критику в адрес драматурга, его пьесы всегда были горячо любимы всеми и во Франции, и за пределами его родины. Его творчество имеет ценность и сегодня, в 21 веке.

Пьесы Мольера

Пьесы Мольера совершенно отличаются от спектаклей Шекспира и представляют что-то новое, современное для того времени. В произведениях драматурга классицизм смешался с реализмом, дав начало неоклассицизму. Каждый герой, каждая зарисовка, каждая деталь известны зрителю, все это он может найти и в своей жизни, в своем окружении. В пьесах Жан-Батиста можно найти много экспериментов: он менял структуру, форму, постановку и размер. Но все произведения объединяет одно — по-хорошему язвительная сатира, обличающая все пороки общества того времени.

«Тартюф, или обманщик» сохранился в репертуаре многих театров и остается таким же известным и популярным, как и 350 лет назад, не теряя своей актуальности и ироничности по сей день. Но, как и любые гениальные произведения, пьеса подвергалась большой критике и цензуре. Французские католики обвиняли писателя в богохульстве и жестоком насмехательстве над всей религией, называли его работу аморальной и неправильной.

Несмотря на то что читать сценарий пьесы королю очень понравилось, неприязнь епископа он утихомирить не мог, и под влиянием церкви запретил «Тартюфа», оставив лишь частные постановки. Стоит отметить, что король даже писал письма Мольеру, где говорил, что произведение произвело на него большое впечатление.

Пересказ комедии

В дом Оргона поселяется юноша

В дом Оргона поселяется юноша, чьи речи кажутся праведны и религиозны, а сам он представляется скромным, набожным и бескорыстным. Хозяин дома и его мать сразу полюбили Тартюфа, но его жена Эльмира, ее брат Клеант и дети Оргон Дамис и Мариана уверены, что святоша — лицемер и лжец. Домочадцы пытаются убедить главу семьи, что юноша — мошенник, и его речи не имеют ничего святого, на что Оргон попросту отмахивается, продолжая мило беседовать с набожным человеком.

Тартюф же ничем не обеспокоен, кроме сытного ужина и привлекательной Эльмиры, которую хочет заполучить. В это же время Мольер раскрывает отношения Марианы с юношем Валером, а его сестры — с Дамисом. Последний просит Клеанта разузнать у Оргона планы насчет его дочери, ведь от этого зависит и его свадьба, на что получает довольно уклончивый ответ. Мужчина подозревает что-то неладное.

Помолвка по принуждению

Оргон освещает свое желание породниться с Тартюфом, что можно сделать с помощью брака юноши и Марианы. Девушка шокирована, но не может перечить своему отцу из-за уважения к нему. Служанка пытается уговорить ее отказать в помолвке, рассказывая, как же плоха будет жизнь с этим подлым и лицемерным лжецом. Но на вопрос Валера о том, как же поступит Мариана: откажет или согласится выйти замуж за Тартюфа, девушка не может ответить ничего вразумительного.

Начинается крупная ссора, которая могла рассоединить влюбленных, но Дорина — служанка, спасает отношения, пытаясь вразумить главу семьи, что этот брак — ужаснейшая идея, из-за которой про него и его дочь пойдут слухи по всему городу, но тот остается глух к речам. Мариана решает пытаться просить как можно больше отсрочки помолвки со святошей.

Влияние Тартюфа

Дамис узнает о скорой помолвке своей сестры и решается силой отговорить Тартюфа, но Дорина останавливает его, рассказывая, как хочет вывести героя на чистую воду. Служанка давно заметила, что святоша неровно дышит к Эмилии, и собирается устроить им двоим встречу наедине, прося девушку встретиться со святошей, дабы узнать, что он думает по поводу брака. Подготавливая комнату для Тартюфа и Эмилии, служанка просит Дамиса спрятаться в шкафу комнаты.

Тартюф, увидя Эмилию, сразу признается в симпатии к ней

При встрече Тартюф, увидя Эмилию, сразу признается в симпатии к ней и предлагает разделить с ним ложе. Женщина отказывает, аргументируя греховностью таких мыслей и действий, но это не останавливает юношу, который ранее казался скромным и набожным. Тогда Эмилия спрашивает о том, какая реакция у Оргона будет на такое поведение Тартюфа.

Святоша боится и умоляет не рассказывать об этой встречи ее мужу, на что хитрая женщина предлагает юноше сделку: она ничего не говорит об этой встрече своему мужу, а тот не женится на ее дочери. И вроде бы Тартюф соглашается, но все портит сын женщины. Разозленный речами юноши Дамис несется прямиком к своему отцу и рассказывает все, что произошло.

Оргон не верит в предательство Тартюфа и принимает его сторону. Глава семьи выгоняет своего сына. Оргон и Тартюф удаляются для оформления дарственной и для договора о скорой свадьбе.

Разоблачение лжеца

Глава семьи возвращается с уже оформленной дарственной и известием, что свадьба Марианы и Тартюфа вот-вот наступит. Девушка умоляет отца отменить свадьбу и говорит, что такой брак — грех, так как она не любит избранника, на что Оргон говорит, что союз божественен, потому что «отвращение умерщвляет плоть». Мариана даже готова отдать все приданое и уйти в монастырь, но отец, у которого вся голова заполнена якобы праведными речами Тартюфа, ничего не желает слышать.

Эмилия решает показать своему мужу нечестивость святоши, устраивая встречу с ним. Оргон, будучи под столом, слышит весь разговор его жены и юноши, который предлагает отказаться от свадьбы с Марианой взамен на ночь с Эмилией. Он также говорит, что Оргон настолько глуп, что не поверит в измену, даже если увидит ее своими глазами. Мужчина, которому эти речи открыли глаза на правду, выскакивает из-под стола и требует, чтобы Тартюф убрался из его дома. Но Оргона ждет неприятная реальность: дом, по дарственной, теперь Тартюфа, как и сейф с ценными бумагами.

Торжество справедливости

Вся семья в раздумьях

Вся семья в раздумьях, что же делать дальше, входит нотариус с приказом освободить дом. Дамис преисполнен желанием убить Тартюфа, Клеонт остужает пыл юноши, говоря, что хитрость всегда рациональнее кулаков. Еще больший удар нанес Валер, рассказывая, что Тартюф обвинил Оргона в предательстве, у главы семьи появляется идея бежать из города. Тот час же в дом входит лицемерный святоша с приставами и объявляет, что путь Оргона лежит прямо в тюрьму.

Но все оказывается ровно наоборот: приставы берут под стражу Тартюфа. Офицеры объясняют семье, что король с самого начала не поверил святоше, узнав в нем старого мошенника, на чьем счету не одно преступление и отправил его, чтобы посмотреть, как он превращает свой план в реальность до конца. Правитель аннулировал все дарственные и простил Оргону сокрытие тех документов, что лежали в сейфе, в благодарность на добросовестную службу.

Анализ пьесы

«Тартюф, или обманщик» — очень серьезная и взрослая работа Мольера, по которой ясно можно увидеть, как он уходит от традиционного понятия пьесы. Он прорвался через тонну трудностей:

  • неодобрение со стороны религиозных людей;
  • осуждение самого епископа католической церкви;
  • переписывал пьесу несколько раз, добавлял события, менял сюжет, изменял количество актов, чтобы ее можно был ставить в театрах.

И все это, чтобы открыть людям глаза и показать, что злые, недобросовестные люди могут пользоваться чем угодно, лгать обо всем, только чтобы поиметь какую-либо выгоду. В произведении затрагивается тема правды и лжи, добра и зла. Пьеса Жан-Батиста Мольера показывает всю убогость лицемерия и двуличия.

Читает книгу «Тартюф, или обманщик»

Автор отмечает, что такие возвышенные чувства, как набожность и вера в Бога, мошенники могут извращать и направлять себе во благо. Нужно понимать, что ни в коем случае нельзя слепо и свято верить кому-либо, нужно всегда проверять и человека, и то, что он говорит. Желание легких денег, зависть, корысть побуждает Тартюфа обманывать Оргона и замыливать ему мозги возвышенными речами, которые на самом деле ничего не стоят.

Юноше было наплевать на греховность всех действий, что он совершал, ему было все это неважно. Определение «тартюфизм» является синонимом лжецу, лицемеру. Но рано или поздно правда всплывает на поверхность. Какой бы ни был человек хитрый и ловкий, его ложь проявится, и он будет раскрыт. Нужно жить по нравственным нормам и не обманывать людей.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

55 − 47 =

Adblock
detector