Фёдор Михайлович Достоевский — один из величайших писателей XIX века. Одним из лучших его произведений является роман «Бесы». В нём писатель поднимает тему управления людьми, эхо, которое люди чувствуют, но не могут отозваться на него. Автор ставит искусство манипулирования разумом как зло, которое нужно осязать, противодействуя ему. Спокойствие и милосердие граничит со злобой и жестокостью, подменяя прогресс деградацией. Даже в кратком содержании «Бесов» Достоевского заметны проблемы, которые остаются актуальными до сих пор.
История создания
Ещё в 1969 году, Достоевский разрывался между редакциями журналов «Русский вестник» Михаила Коткова и «Заря». До начала 1970 года он должен был написать по роману для каждой, с чем возникли проблемы, так как, по его словам, мотивации не было: «Я задолжал перед „Русским вестником“ и должен написать материал для него. Также имею обязательства перед „Зарёй“. Будьте уверены, работы сдам срок. В литературе я человек честный». Среди идей писателя были произведения:
- Житиё великого грешника.
- Повесть о капитане Картузове.
- Смерть поэта.
- Рассказ о воспитаннице.
- Князь и ростовщик.
Как призналась жена Достоевского, Анна Григорьевна, первые идеи появились по приезде в Дрезден её брата. Его пригласил сам писатель, опасавшийся, что он примет участие в российских политических волнениях, происходящих на фоне отмены крепостного права. Брат прекрасно общался с Фёдором Михайловичем, что подтолкнуло автора к изображению политических движений в Романе. Родственник был радикально настроен против власти, даже планировал убийство политических деятелей. Именно прообраз брата стал вдохновением и идейной базой для изображения террористов в романе.
Но настоящим поводом для написания стало убийство студента Петровской земледельческой академии Ивана Иванова. По новостям, группа террористов расправилась с молодым человеком, после того как он отказался присоединяться к ним. Позже, стало известно, что группой управляет некто Фёдор Нечаев. На допросе он раскрыл подробности убийства: оказалось, что Иванов был частью их отряда, но шантажировал всех доносом в антитеррористическую полицию. Но не это было главным мотивом: по его словам, это показало, что никому нельзя верить и что необходимо держаться вместе. Этим Нечаев добился:
- Сплочённости членов группы.
- Уверенности, желания биться до конца, мотивацию и волю к делу.
- Абсолютного контроля над группой.
Эти события не могли не заинтересовать Достоевского: он взялся за перо. Главной задумкой автора было показать внутренний мир террористов, изобразить причину их действий, как следствие неопределённости и манипуляций со стороны. Этим писатель пытался донести, к чему приводит контроль над людьми, и что он повлечёт за собой.
По этому случаю Фёдор Михайлович обратился к редакции «Русский вестник» с заявлением о приостановке работы над романом «Князь и ростовщик» и началом разработки нового проекта под названием «Бесы».
Началась работа: уже в Феврале идеи и замыслы ежедневно возникали в голове. В письме к Аполлону Майкову автор говорил: «Нашёл богатейшую идею, важно реализовать её. Конечный результат произведёт фурор в публике, но критики не примут его». Тогда в планах у писателя было произвести фурор в публике, закончив работу к осени 1870 года.
До лета жанром романа был памфлет — обличение общественной деятельности либералов-западников.
Развитие подкреплялось:
- лирическими отступлениями;
- спорами и дискуссиями автора;
- появлением новых лиц в сюжете.
Но Достоевский не был полностью доволен результатом, который у него вырисовывался. Поэтому уже в середине февраля он решает постепенно отклоняться от этого направления.
Неожиданно писатель столкнулся с проблемой: он не мог выявить главного персонажа. Долго он пытался это сделать, в итоге назначив героем того самого Фёдора Нечаева, но к тому времени он уже наработал основные посылы произведения, по которым роман и строился. Наконец, в 1872 году главы творения великого мыслителя были опубликованы в журнале «Русский вестник».
Посылы произведения
В первую очередь автор хотел предупредить общество о проблеме, выходящей из-под контроля, а именно нарастающей радикальной позиции по отношению к власти у молодого поколения. Своим творением он хотел показать, что случай с Ивановым только начало, и пока молодое поколение будет разрываться между политическими взглядами, неважно, будь то консерватизм, либерализм или радикализм, оно никогда не найдёт мира в своей душе и будет марионеткой в руках террористов.
Гений Достоевского подтверждают цитаты Зигмунда Фрейда: «Я многое знаю в психологии и меня сложно удивить» и Умберто Эко: «Гений всегда пользуется одним источником, но делает это так, что его работа распространяется на все сферы жизни». К слову, позже Фрейд признал, что ему есть от кого поучиться, похвалив Фёдора Михайловича за хорошую работу.
Моральная составляющая
С точки зрения психологии, автор уделил особое внимание действиям радикалов-нигилистов. Как позже отметил Николай Бердяев, известный критик, Достоевский в точку определил исходящую угрозу и подтолкнул общество к борьбе с ней. Итак, писатель имел в виду следующее:
- Революцией движут не люди, а лишенные человечности идеи.
- Нигилизм отравляет разум, ведь подразумевает ненависть не только к окружающим, но и к себе.
Своеволие истребляет свободу, бунт убивает человечность. Путь выбора ведёт к обожествлению человека, что убьёт его изнутри или к пониманию индивидом своего места, что спасёт его. Любой конфликт, бунт, противоречие делает личность нелюдем». Классик до смерти был верен свои взглядам, утверждая невозможность создания стабильного и хорошего общества на костях.
Основной сюжет романа
В начале произведения жизнь течёт своим чередом: люди работают, зарабатывают и живут семьями. Но человеческий фактор даёт о себе знать: определённая часть общества недовольна ситуацией, они винят других в бездействии и превозносят себя. Одними из первых стали Пётр Верховенский и Николай Ставрогин.
Группировке успешно удалось ввести горожан в смятение. Люди в панике, не знают, что делать. По всему городу проходят стачки, бунты и недовольства. Пользуясь отчаянностью, в дело вступает Николай Ставрогин, задача которого убедить людей присоединиться к ним.
Ставрогин — сын почитаемой женщины Варвары Ставрогиной. В прошлом был офицером и дуэлянтом, но на службе уже начал отдаляться от человечности: часто не подчинялся, устраивал дебоши, провоцировал сослуживцев на дуэль.
Его гордость, самоуверенность и презрение к остальным людям погубили его. Изнасиловав 14-летнюю девочку, он стал изгоем в обществе. Матери пришлось отправить его лечиться в горы, но сын в деянии не раскаялся.
Вернувшись в город, Ставрогин продолжает творить зло: сначала он выходит замуж за бутылку вина, затем унижает графа Гаганова, щадя его на дуэли.
Сойдясь с Верховенским, совершает убийство своей жены и её брата. Супруга искренне любила его, но была слаба, стара и не могла ответить.
Николай находит себе новую жертву — Лизу Тушину. Влюбив её в себя, он проводит с ней ночь. Наутро, когда всем стало известно о двойном убийстве, заранее подкупленный Федька Каторжный разносит слух о причастности Лизы. Она узнаёт об этом и сбегает из дома Николая, но горожане забивают её до смерти.
Кульминация произведения
Убийство Лизы Тушиной становится точкой кипения. Бесы становятся всесильными, люди готовы растерзать друг друга. Влияние Верховенского и Ставрогина в городе — максимальное.
Но чувство власти убило людей в этой группировке. Они не щадят никого: Лебядкиных, Федьку Каторжного и, наконец, Ивана Шатова. Свои деяния группа прикрывает подставными участниками, террором и запугиванием.
Развязка и финал
Из-за действий своих детей страдают родители. Варвара Строгина лишается всего уважения и становится изгоем, как и её сын. Степан Трофимович Верховенский после вестей об убийстве Лебядкиных сходит с ума, уходя в отшельничество.
В итоге один из членов группировки, Лямшин, сознаётся в убийствах и выдаёт всю группировку полиции. Верховенский сбегает из России, а Ставрогин вешается в фамильном имении.
Роман «Бесы» Достоевского — одно из первых произведений психологической тематики. Смысл книги подробно рассказывает, как можно потерять себя, гоняясь за амбициями, и что результат, построенный на насилии, никогда не оправдает себя. Данные проблемы актуальны даже сегодня: люди перестают быть самими собой, чтобы достичь своих целей они готовы пойти на всё. И всё-таки Достоевский — великий писатель XX века, писавший не для своей эпохи, а всему человечеству.