«Айвенго» — исторический роман автора Вальтера Скотта, впервые опубликованный в конце 1819 года в трех томах. Скотт рассматривает темы, подобные тем, которые были в некоторых его более ранних романах, таких как «Роб Рой» и «Эдинбургская темница», где конфликт был между героическими идеалами и современным обществом. Краткое содержание «Айвенго» по главам можно использовать для заполнения читательского дневника, однако читать полную версию романа — огромное эстетическое удовольствие.
Описание главных героев
Некоторые персонажи романа стали отчасти фольклорными и появлялись не раз в других произведениях искусства, в том числе и в рассказах. Также существование многих героев романа подтверждено историками, ведь Вальтер Скотт стремился написать именно исторический роман.
Главные герои произведения:
- Седрик Саксонский. Полностью предан своему образу жизни и одержим желанием жить достаточно долго, чтобы увидеть день, когда начнется создание саксонской независимости.
- Ательстан Конингсбургский. Хочет жениться на Ровене, так как его притязания на саксонское правление в случае прихода независимости углубляются.
- Леди Ровена. В то время как мечта Седрика о возвращении саксонской славы нависла над длинными красивыми локонами прекрасной Ровены, сама леди смотрит только на Айвенго.
- Уилфред Айвенго. Он замаскирован, потому что только что вернулся из Крестовых походов. Приняв вид паломника, он присоединился к Исааку из Йорка и его дочери Ребекке во время их поездки на турнир. После победы в турнире он попадает в плен вместе с Исааком. Айвенго спасает другой замаскированный человек — король Ричард.
- Ребекка. Красивая молодая еврейка, которая лечит раны Айвенго после его пленения в Торкилстоне. Во время осады ее судят за колдовство.
Есть несколько несоответствий хронологии в романе и в действительности. Например, для проникновения в замок Торкилстон Вамба (шут Седрика) наряжается монахом и упоминает в беседе святого Франциска, однако на момент действия романа (1194 год) Франциску было всего лишь 12 лет.
Пересказ по главам
История начинается через четыре поколения после нормандского завоевания Англии. Напряженность между двумя народами, населяющими Англию, — саксами и норманнами — находится на пике. Они отказываются говорить на языках друг друга и постоянно ссорятся. Что еще хуже, нормандский король Ричард был захвачен по пути домой из Крестовых походов и заключен в тюрьму в Австрии.
Управляя в его отсутствие, его брат, принц Джон, позволяет норманнам воровать землю саксонской знати и превращать народ в крепостных. Это еще больше раздражает саксов, особенно Седрика из Ротервуда, который лишил наследства своего сына Айвенго за то, что он последовал за королем Ричардом на войну.
Между тем, без ведома своего отца главный герой недавно вернулся в Англию под видом религиозного паломника. Он влюблен в леди Ровену, которую Седрик намеревается выдать замуж за Ательстана, потомка давно умершего саксонского короля, в надежде восстановить саксонскую королевскую линию.
Рыцарь слышит о планах своего отца и маскируется под Обезличенного Рыцаря, чтобы выиграть руку Ровены в великом турнире в Эшби-де-ла-Зуш. С помощью таинственного Черного Рыцаря главный герой побеждает своего смертельного врага, тамплиера Бриана де Буагильбера, и выигрывает турнир. Но он тяжело ранен, и когда он раскрывает свою личность перед толпой, падает на поле.
Тем временем коварный принц Джон слышит слух о том, что Ричард освобожден. Вместе со своими советниками Вальдемаром Фиц-Урс, Морисом де Браси и Реджинальдом Фрон де Беф он планирует помешать Ричарду вернуться к власти в Англии. Он хочет жениться на Ровене, тем самым закрепив свою собственную силу в союзе саксов и норманнов.
Но де Браси похищает Седрика и его группу по пути домой с турнира и запирает их в замке Торкилстон. В группе Седрика находятся Ровена и Ательстан, а также Исаак, Ребекка и Айвенго.
Финальная часть произведения
В Торкилстоне де Браси пытается убедить Ровену выйти за него замуж, а де Буагильбер пытается соблазнить Ребекку, которая влюбилась в Айвенго. Мужчины терпят неудачу, а на замок нападают легендарные преступники леса, Робин Гуд и его команда во главе с Черным Рыцарем, который помог Айвенго на турнире.
Морис де Браси, Бриан де Буагильбер и Реджинальд Фрон де Беф побеждены, а заключенные освобождены, но де Буагильберу удается похитить Ребекку и бежать вместе с ней в Темплстоу, оплот рыцарей-тамплиеров. Айвенго следует за ними.
В Темплстоу де Буагильбера осуждают за то, что он привел еврея в священную крепость. Рыцари опасаются, что Ребекка — еврейская колдунья, которая околдовала де Буагильбера против его воли, и поэтому Великий Магистр тамплиеров назначает истязать девушку.
Ребекке предоставляется выбор, и по совету влюбленного в нее де Буагильбера она требует испытание в бою. Ко всеобщему ужасу де Буагильбер назначен сражаться за тамплиеров: если он выигрывает, Ребекка умирает, а если он проигрывает, он сам умрет. Судьба Ребекки теперь находится в руках героя, который встанет на ее защиту. Но никто этого не делает, и Ребекка боится, что она будет казнена как колдунья. В последний момент Айвенго появляется из тени, где он прятался, и становится на защиту Ребекки.
Де Буагильбер и Айвенго бросаются навстречу друг другу, копья подняты, де Буагильбер замертво падает с лошади, убитый своими противоречивыми эмоциями. Айвенго одержал сомнительную победу, и Ребекка освободилась. Тем временем Черный Рыцарь побеждает Фиц-Урса в засаде и раскрывает свою личность, оказываясь Ричардом I Львиное Сердце, наконец возвратившимся в Англию. Ричард прогоняет своего брата вместе с де Браси и Фрон де Беф, милует рыцарей-тамплиеров и благословляет брак Айвенго и Ровены.
История заканчивается, когда Ребекка посещает Ровену, чтобы поблагодарить ее за то, что она натолкнула Айвенго на спасение ее жизни, а затем отправляется вместе со своим отцом Исааком в их новый дом в Гранаде. Теперь между норманнами и саксами царит мир, а Айвенго будет героически служить при короле Ричарде в течение многих лет.
Экранизации романа
Роман «Айвенго» дважды был адаптирован в качестве оперы: одноименная опера 1891 года Артура Салливана, «Храмовник и еврейка» Генриха Маршнера, и несколько раз в качестве фильмов и телесериалов.
Экранизации:
- одноименный фильм «Айвенго» (США, 1952);
- телесериал BBC «Айвенго» (Великобритания, 1970);
- одноименный фильм «Айвенго» (Великобритания, 1982);
- «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (СССР, 1983);
- «Айвенго» — мини-сериал BBC (Великобритания, США, 1997).
Любопытно, что Вальтер Скотт хотел, чтобы книгу опубликовали без авторства, чтобы посмотреть, узнает ли публика почерк знаменитого писателя. Однако издатель Арчибальд Констебль отговорил писателя от этой затеи.