Современники сравнивали повести Александра Ивановича Куприна с музыкой. Автор раскрывает в них вечные темы: любовь, преданность, благородство. Читателей покоряют яркие образы, захватывающие сюжеты и динамичность повествования. В школьную программу входят несколько произведений. Анализ «Гранатового браслета» поможет подготовиться к сочинению и сдать ЕГЭ.
История создания
Повесть о гранатовом украшении и несчастной любви Желткова основана на реальных событиях. Незадолго до её написания Куприн был в гостях у семьи Любимовых. Супруги, с которыми Куприн дружил, показывали ему семейный альбом, а заодно рассказали интересную историю. Когда жена губернатора была молодой, в неё влюбился телеграфный служащий. Воздыхатель писал женщине трогательные письма. Она прочитывала их и складывала, а к некоторым делала забавные рисунки. Однажды вместе с письмом Любимова получила подарок: кулон в форме пасхального яйца на позолоченной цепочке.
Рассказанная история вдохновила писателя на создание повести о несчастном влюблённом. Из писем, которые писал Куприн коллегам, следует, что к работе над произведением он приступил в 1910 году. Сначала он решил ограничиться рассказом, но в процессе стало ясно, что нужна другая форма. Куприн уделил много внимания деталям, и к тому же он сильно преобразил историю. В результате текст получился большим по объёму, а содержание идеально укладывалось в каноны повести.
На создание «Гранатового браслета» у автора ушло около полугода, о чём он сообщал в письмах, адресованных Батюшкову. Загвоздка была в том, что писатель не очень хорошо разбирался в музыке, и потребовалось дополнительное время. Александр Иванович не хотел, чтобы из-за его «невежества» произведение получилось скомканным, так как очень трепетно относился к своему труду.
В 1911 году работа над повестью была завершена, и вскоре «Гранатовый браслет» опубликовали в журнале «Земля». Критики встретили повесть тепло. Они отмечали, что в произведении присутствуют яркие идеи и острые «психологические ситуации». Вот некоторые высказывания современников:
- «превосходная вещь», «хорошая литература» (М. Горький);
- «мечтатель, романтик» (А. Горнфельд о Куприне), «забавный чудак» (он же о Желткове);
- «подарок новому поколению» (В. Львов-Рогачевский);
- «беспредельный, крылатый романтизм» (Е. К. Колтоновская).
Обыватели тоже были в восторге. Произведением зачитывались даже те, кто не знал инициалов Куприна.
Характеристика героев
В повести довольно много действующих лиц, и отчасти поэтому писатель так долго над ней работал. Все образы выписаны ярко и реалистично, за счёт чего произведение получилось захватывающим и эмоциональным. Каждый человек обладает узнаваемым характером, причём одни герои вызывают восхищение, другие — жалость, а третьи — удивление.
Главные действующие лица
Ключевые персонажи — это супруги Шеины и их близкие. Главных героев кратко можно описать так:
- Шеин Василий Львович. Князь, порядочный, благородный и искренний человек. Финансовое положение семейства оставляет желать лучшего, однако Василий Львович держится с достоинством и остаётся гостеприимным хозяином. Он знает, что у жены есть поклонник, и понимает чувства этого человека.
- Шеина Вера Николаевна. Раньше женщина горячо любила супруга, но со временем романтика уступила место дружеским отношениям. Вера поддерживает мужа, понимая, что их финансовое положение нестабильно. Трудности сплотили семью, и всё же женщина подозревает, что Желтков — тот человек, с которым её могла бы связать настоящая любовь.
- Желтков Георгий Степанович. Искренний и добрый человек, безответно влюблённый в княгиню. Как только он увидел Веру, сразу понял, что она его идеал. Чиновник предпочёл оставаться в тени и лишь издалека наблюдать за жизнью возлюбленной. Он боготворил Веру, не ожидая взаимности и понимая, что она всегда будет верна супругу. Желтков был счастлив уже потому, что судьба послала ему такой подарок — настоящее чувство любви. Не желая доставлять неприятностей объекту обожания, этот человек покончил жизнь самоубийством.
- Аносов Яков Михайлович. Как и большинство других героев Куприна, генерал честен и добр. Яков Михайлович — близкий друг семьи Шеиных и приятель отца Веры. Он мудро рассуждает и каждую ситуацию старается оценивать объективно. Прожив много лет, генерал видел разных людей, поэтому способен отличить глубокое чувство от сиюминутной похоти.
- Мирза-Булат-Тугановский Николай Николаевич. Помощник прокурора, родной брат Веры и Анны. Он строг, серьёзен, решителен и прагматичен. Романтику этот человек считает глупостью, ему чужда сентиментальность. Николай Николаевич предупреждает Желткова, что его чувства могут обернуться неприятностями для Веры.
Второстепенные персонажи
Родственники и знакомые семьи Шеиных не относятся к главным действующим лицам, однако каждый из них играет в произведении значимую роль. Второстепенные персонажи и их характеристики:
- Фриессе Анна Николаевна. Сестра Веры, имеющая совершенно другой характер. У Анны двое детей от супруга, к которому женщина не испытывает любви. Анна любит флиртовать, однако держится в рамках допустимого. Она расточительна, не прочь поиграть в азартные игры. Парадокс заключается в том, что при всей безалаберности Анна — глубоко верующий человек, при этом она занимается благотворительностью, помогая представителям низших классов.
- Фриессе Густав Иванович. Супруг Анны, глубоко привязанный к ней. Этот персонаж вызывает жалость, как и Желтков со своей безответной влюблённостью.
- Понамарёв. Друг Аносова, штабной полковник, один из гостей, приглашённых на именины Веры. Основное занятие — канцелярская работа. Понамарёв неглуп, что можно понять по тому, как быстро он обучился игре в покер.
- Бахтинский. Смешливый молодой человек, непревзойдённый организатор балов. На именинах Веры Анна флиртует с Бахтинским, рассказывая ему о своих занятиях благотворительностью.
- Женни Рейтер. Талантливая пианистка, подруга Шеиной Веры по Смольному институту. Посмотрев на мёртвого Желткова и вернувшись домой, Вера просит Женни сыграть ту мелодию, о которой написал воздыхатель в последнем послании.
- Лука. Повар Шеиных, высокий человек с жёлтым бритым лицом. Господа доверяют этому работнику и знают, что он может «доставать» редкие продукты.
- Васючок. Богатый, но безалаберный человек. Его приглашают на балы, потому что он умеет декламировать, петь, устраивать спектакли и живые картины. Васючок прославился ещё и умением организовывать благотворительные базары.
- Людмила Львовна. Вдовая сестра князя Василия Львовича, которую он привёз на именины Веры. Фамилия Людмилы по мужу — Дурасова, что намекает на её внешность и интеллект. Когда князь читает гостям семейные зарисовки, сначала он знакомит гостей с шуточным жизнеописанием своей сестры, а только потом переходит к истории поклонника Веры.
Тема и основная проблема
Анализ повести «Гранатовый браслет» следует начать с определения проблематики. Основная тема произведения — любовь. Писатели показывали разные грани чувства, и чаще герои, которых оно посетило, ждали ответа и делали всё, чтобы завоевать сердца возлюбленных.
В «Гранатовом браслете» любовь показана с неожиданной стороны. У Куприна это самодостаточное чувство. Влюблённый Желтков не ждёт взаимности и не делает ничего, чтобы её добиться. Он даже не раскрывает своего имени. Супругу и родственнику Веры приходится прилагать усилия, чтобы отыскать загадочного дарителя и поговорить с ним. Проблематика произведения строится на главной теме. Устами героев Куприн доносит до читателей свои мысли. Он рассуждает о том, что такое любовь, какие образы она может принимать, как отличить глубокое чувство от мимолётного увлечения.
Погрузиться в атмосферу повести и почувствовать то же, что главная героиня, помогают пейзажные зарисовки. Действие разворачивается на даче супругов Шеиных. Погода радует солнечными деньками, что создаёт ощущение теплоты и светлой грусти. Природа стоит на пороге перемен, и они же вскоре произойдут в жизни главной героини.
Как август не радовал хорошей погодой, так и жизнь Веры не баловала её яркими событиями. Но после подарка от таинственного незнакомца женщина поняла, что напрасно считала этого мужчину сумасшедшим. Княгиня начала догадываться, что он испытывает к ней сильное и искреннее чувство, о котором многие лишь мечтают.
Символ истинной любви — браслет с камнями, давший название произведению. Автор построил сюжет вокруг этого украшения, оставляя читателя наедине с размышлениями о вечной любви. По мнению писателя, истинное чувство сильнее смерти. Оно не проходит, не исчезает, даже когда человека уже нет на этом свете. Лишь избранным дано испытать такую любовь, и далеко не каждый умеет её принять.
Композиция и жанр
Композиционные особенности проявляются не только в построении, но и на уровне смысла. В качестве эпиграфа Куприн указывает сонату Бетховена. В финале он опять обращается к творчеству этого музыканта. Соната символизирует вечность любви и прощение, дарованное Вере. Вот каковы элементы повести:
- экспозиция — знакомство читателя с Шеиными;
- завязка — получение письма с подарком;
- развитие событий — поиски Желткова;
- кульминация — беседа влюблённого с супругом Веры;
- развязка — самоубийство чиновника и исполнение сонаты.
Когда женщина слушала игру Женни Рейтер, она будто слышала, как обращается к ней Желтков, и его посмертные слова заставили её плакать. Как только пианистка доиграла, княгиня поняла, что несчастный влюблённый её простил.
Так автор показал, что истинное искусство может затронуть самые глубокие струны души. Оно и заставляет плакать, и исцеляет.
Жанр «Гранатового браслета» — повесть. На это указывают такие признаки: присутствие нескольких сюжетных линий, множество образов, солидный объём. Литературное направление — реализм. Автор передал не только детали, но и атмосферу эпохи, а за основу взял то, что произошло на самом деле. Произведение стоит прочитать полностью: оно подарит сильные эмоции, заставит сопереживать Желткову и плакать вместе с главной героиней.