Анализ произведения А.С. Пушкина «Повести Белкина»

Произведение А.С. Пушкина «Повести Белкина» Сочинения

Александр Сергеевич Пушкин — знаковая фигура не только для русской, но и для мировой культуры. Его гений определил на многие десятилетия пути развития словесного искусства и родного языка, именно с его имени начинается Золотой век отечественной литературы. Анализ «Повестей Белкина», произведения, открывшего новые пути для русской прозы, видится важным для понимания творчества Пушкина в целом.

История создания

Осенью 1830 года Пушкину пришлось задержаться в Болдине по причине эпидемии холеры. В этот период, один из самых плодотворных в его творчестве, были созданы также некоторые главы «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии». В окончательном варианте белкинского цикла — 5 повестей: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». Написанные для цикла «Записки пожилого» и «Самоубийца» в финальную редакцию не вошли, также не была закончена повесть «История села Горюхина».

«Повести Белкина» стали первым прозаическим произведением, напечатанным при жизни Пушкина.

Исследователи нашего времени считают белкинский цикл истоком русской реалистической прозы. Хотя современники Пушкина восприняли написание этого произведения как некую шутку, прихоть гения. В воспоминаниях Александра Сергеевича есть упоминание о том, как отреагировал на цикл повестей его друг, поэт Баратынский, — он гомерически рассмеялся.

Жанровые и стилистические особенности

Сам автор определяет жанр как повесть, то есть произведение, являющееся промежуточным вариантом между рассказом и романом, тяготеющем к хроникальности и бытописанию. Однако многие исследователи отмечали наличие черт жанра новеллы в каждой из частей цикла. Новелла — небольшое произведение, характеризующееся неожиданным финалом и остросюжетностью. Каждый из героев белкинского цикла попадает в исключительные обстоятельства, которые заканчиваются довольно курьезно. С новеллой произведения роднит и небольшой круг действующих лиц, лаконичность сюжета и авторского повествования.

Однако каждая из повестей характеризуется и собственной жанрово-стилистической особенностью:

Повесть «Выстрел»

  • Анализируя пушкинский «Выстрел», можно увидеть черты, свойственные воинской повести: описываются нравы и описание быта армейской среды. Рассказчик отмечает не особо поэтичные и романтические подробности: дуэли без повода, пьянство, игру в карты. Сам сюжет связан с защитой воинской чести и описанием воинской удали.
  • «Метель» обнаруживает общие черты с сентиментальной повестью. На первый план выходит тема чувств главной героини, она готова многим пожертвовать ради любви. Мотив судьбы, рока, который разлучает ее с любимым, также характерен для произведений этого направления.
  • «Станционный смотритель» имеет много общего с жанром притчи благодаря своей социально-философской подоплеке. Фокус внимания на общечеловеческих ценностях — отеческой любви, моральных аспектах поступка Дуни роднят повесть с этим жанром. Аллегоричность, свойственная притче, подчеркивается картинками, на которых изображены события, связанные с библейской историей блудного сына.
  • «Гробовщик» имеет черты анекдота и одновременно готической повести. С анекдотом его роднит юмористическая концовка, с готической повестью — довольно мрачный сюжет, связанный с появлением мертвецов и скелетов.
  • В «Барышне-крестьянке» прослеживается присутствие мотивов комедии положений: переодевания Лизы Муромской, которые ведут к курьезным ситуациям в мольеровском духе, юмористические моменты, связанные со взятой на себя чужой ролью (например, несвойственные крестьянке обороты речи — «сударь, не извольте забываться»).

Образы в произведении

В белкинском цикле воплощено бытописание различных сословий: высшего класса (Марья Гавриловна, Лиза Муромская), мелких ремесленников (гробовщик), чиновничьей среды (станционный смотритель), военных (Сильвио). Пушкин, как художник направления реализма, с присущей ему лаконичностью создает очень выпуклые и зримые образы. Англоманство Муромского, пьянство и буйство в армейской среде, романтические увлеченности Марии Гавриловны и напускной байронизм Берестова — отличительные культурные черты общества того времени.

Несмотря на принадлежность к разным сословиям, герои похожи: в целом все они довольно типичны и обыкновенны, исключительных характеров вроде Онегина в произведении нет.

Минский, похитивший Дуню у безутешного отца

Нет присущему романтизму деления героев на положительных и отрицательных — автор создает живые характеры. Минский, похитивший Дуню у безутешного отца, тем не менее осознает, что совершил плохой поступок, и просит у смотрителя прощения; раскаивается в своем розыгрыше Бурмин.

Пушкин не занимается длинными описаниями быта того или иного героя, через лаконичные детали перед зрителем разворачивается особенность характера персонажа: простреленная стена в доме Сильвио, английский сад Муромского.

Тематика и идейная наполненность

Одна из идейно-тематических особенностей «Повестей Белкина», проходящая красной нитью почти через все части цикла, — насмешка над штампами и типичными образами, свойственными литературе романтизма.

В «Барышне-крестьянке» описано стремление Берестова казаться романтическим героем

В «Метели» с иронией отмечается увлеченность Марьи Гавриловны французскими романами, также эксплуатируется сюжетный штамп о влюбленности состоятельной девушки в бедного молодого человека и невозможность их воссоединения. В «Барышне-крестьянке» описано стремление Берестова казаться романтическим героем — он носит кольцо с черепом и высказывается в духе Чайлда Гарольда о своем разочаровании в жизни, хотя на деле он веселый, наполненный жаждой жизни человек. В «Выстреле» доведен до абсурда романтический мотив отстаивания чести, какой на самом деле отсутствует, — по сути, Сильвио никто и не оскорблял.

В «Повестях Белкина» Пушкин с симпатией описывает жизнь русской провинции, не смеется над ней и не ищет острых переломных моментов. Все его герои по-своему вызывают интерес и сочувствие.

Исследователь пушкинского творчества Хализев В. Е. отмечает, что герои в «Повестях Белкина» несут в себе печать ограниченности, но вместе с тем и человечности. Сильвио ограничен свой мыслью о мнимой поруганной чести, но все же находит в себе сострадание пожалеть графа; раскаивается Дуня, которая бросила отца, пожелав иной, богатой и роскошной жизни.

Композиция и сюжет

Готовя доклад или сочинение на тему «Повестей Белкина», нельзя обойти вниманием такие структурные элементы произведения, как стиль и композиция. Несмотря на разную проблематику и разнообразие сюжетов произведений, они являют композиционное и стилистическое единство.

Бурмин решается на жестокий розыгрыш в роли подставного жениха

Источником сюжетного наполнения каждой повести становится чья-то шутливая проделка, розыгрыш, курьезный случай, каждая ситуация по-своему анекдотична. В «Барышне-крестьянке» Лиза обманывает Берестова, представляясь ему неграмотной селянкой, в «Метели» Бурмин решается на жестокий розыгрыш в роли подставного жениха, в «Выстреле» Сильвио накаляет ситуацию, отложив возмездие, в «Станционном смотрителе» гусар Минский решается на авантюру, увозя Дуню с родного двора, гробовщик приглашает на праздник своих клиентов-мертвецов.

В каждой из повестей есть свой рассказчик, что, несомненно, отразилось на тональности повествования: любовные истории переданы некой девицей, случай о метком стрелке — военным, история о смотрителе — чиновником, о гробовщике — приказчиком. Однако это разнообразие объединено авторской интонацией и не дает рассыпаться произведению на разрозненные рассказы.

Полное название произведения — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», и уже в наименовании Пушкин начинает формировать этот довольно зримый образ. Белкин присутствует в повествовании и способствует укреплению композиционных связей между частями. В начале повести есть описание его краткой биографии, внешности и характера, что эмоционально отдаляет читателя от автора, но придает повестям большую достоверность.

Литературовед Хализев В. Е. отмечает важность Белкина как образа, который продолжает линию иронии в произведении, — в сатирическом ключе обыгрывается фигура графомана и дилетанта в области литературы того времени. Не зря отмечается то, что ключница Белкина страницами его рассказов оклеила окна (подчеркивается малая ценность творчества).

Общность повестей прослеживается и в стилевом единстве — ни в одной повести нет длительных описаний и отступлений, все внимание автора сосредоточено на ключевом событии и герое. Все описания лаконичны и предельно кратко и емко характеризуют персонажа и ситуацию.

Посещение Дуней могилы отца

Повести роднит также элемент недосказанности: «Метель» заканчивается на самом интересном повороте, в «Барышне-крестьянке» автор предоставляет читателю возможность самому додумать концовку, в «Станционном смотрителе» самый эмоциональный момент (посещение Дуней могилы отца) описан через отстраненный и краткий рассказ мальчика-очевидца. Нет длительных монологов, излияний души, автор предельно краток.

Повести объединяет:

  • образ автора — Ивана Петровича Белкина, чья личность накладывает отпечаток на своеобразие манеры рассказчиков каждой повести;
  • сходство сюжетов — каждая повесть описывает случай необыкновенный, курьезный, анекдотический;
  • стилистические особенности (построение образа, краткость, языковое своеобразие);
  • образы героев — типичные для своей среды и своего времени, нет исключительных характеров.

Выполнение анализа «Повести Белкина»

Анализ повестей Белкина позволяет раскрыть основной замысел писателя: показать наиболее реалистично и выпукло жизнь провинциальной России во всех деталях, обрисовать интересные факты и особенности бытописания. Объединяя в одном цикле такие разные по сюжету рассказы, автор при этом выдержал стилистическую и композиционную общность повестей, что позволило донести до читателя смысл произведения емко и кратко.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector