В 1892 году в Санкт-Петербурге любители истории получили возможность ознакомиться со старинной рукописью, датированной XIII веком. «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которой знакомит с сюжетом, поднимает тему величия и могущества Руси и мужества русского народа.
История создания
«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» является памятником древнерусской литературы XIII века, которое сохранилось в виде небольших фрагментов и отрывков, датируемых XV и XVI веком. Это самое известное произведение, написанное в жанре слова.
Датой создания поэмы принято считать период с 1238 по 1246 года. Это время отмечено такими важными для государства событиями, как:
- начало монголо-татарского нашествия;
- смерть князя Переяславльского и Новгородского Ярослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо и предка Александра Невского.
Историки полагают, что сказание было написано в Переяславле, поскольку оно описывает город до битвы на реке Сити, произошедшей 4 марта 1238 года. Поводом для его создания послужило вторжение войск Батыя в Северо-Восточные земли и гибель брата Ярослава — князя Юрия.
Существует несколько версий, кающихся времени создания литературного произведения:
- «Слово о погибели земли Русской» было создано еще при жизни князя Ярослава. Оно противопоставляло былое величие и славу богатой русской земли и разорение земель монголо-татарами. При этом особое место отводилось подвигам Ярослава Всеволодовича.
- «Слово о гибели земли Русской» является вступлением к недошедшей до наших дней биографии Александра Невского.
Произведение представляет собой одну из частей несохранившегося повествования о нашествии Батыя на Русь. Это предположение неслучайно, поскольку оно рассказывает о бедах и горестях, которые пережила страна.
Главные герои
Сказание призвано пробудить чувство великой гордости своей землей и воздать славу русским князьям. Неслучайно центральными персонажами становятся:
- Владимир Мономах — русский князь, ставший символом политической и военной мощи и сильной власти, стремившийся объединить государство для борьбы с врагом;
- Мануил Царегородский — византийский император, признавший власть Киевского князя и покорившийся ему;
- покоренные народы: веда, буртасы, мордва, черемисы.
Во времена нашествия упоминание о Владимире Мономахе являлось упреком для князей, допустивших разделения некогда могущественного государства на мелкие удельные княжества. Правитель, объединивший страну для борьбы с многочисленными захватчиками, стал символом надежды для народа и веры на возрождение былого величия.
Краткое содержание
В начале повествования автор скорбит о Руси, подвергшейся нападению варваров. Темой плача становится утрата величия Русского государства. Он сравнивает прошлое и настоящее Русской земли, противопоставляя силу и могущество упадку и разорению. В словах рассказчика слышатся скорбь и печаль
Автор вспоминает, что раньше Русь славилась бескрайними полями полноводными реками, красивыми городами, монастырскими дворами, селами и величественными храмами. Ее прославляли великие люди. Князья пользовались уважением и служили примером чести и достоинства.
Сильными русских людей делала христианская вера. Церковь помогала делать добрые дела и покорять другие народы. Князья сумели завоевать соседние страны. Им покорились ляхи, чехи, корелы. Имена русских правителей вызывали ужас у непокоренных соседей.
Оставаясь сильным и единым государством, Русь постепенно погрязла в междоусобных войнах, которые вели мелкие наместные князья. Ушли в прошлое былые подвиги и великие дела. По всей стране остались только сожженные после вражеских набегов города, реки крови и унижение.
Вторая часть описывает русскую землю после смерти князя Ярослава. Произведение имеет похожее вступление, описывающее богатство страны и воспевающее христианскую веру и сильных людей. Становится больше покоренных народов. Те, кто отказался признать Великую Русь, спрятались в болоте или укрепили свои владения железными воротами.
Основная мысль
«Слово о погибели земли Русской» посвящено Родине, это гимн стране. Произведение имеет идейное содержание. Оно наполнено глубоким патриотическим звучанием, призванным воспитать у молодого поколения чувство любви к Родине.
В центре повествования находится образ Русской земли. Ее красоты и богатства вызывают у рассказчика гордость и восхищение. С уважением он вспоминает русских князей: Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха, а также честных и могущественных бояр и вельмож. Как и автор «Слова о полку Игореве» и «Повести о разорении земли Рязанской», он сравнивает былую мощь с нынешним упадком.
Патриотизм и скорбь об утраченном величии пронизывают все произведение. Большие надежды рассказчик возлагает на святую веру. Повествование звучит как призыв к объединению для борьбы с врагом.
Автор надеется, что страна выдержит, сумеет выстоять и сохраниться. Он испытывает чувство гордости за русский народ, гордится своей национальностью и молится за спасение и возрождение Родины.
Краткое содержание рукописи можно использовать для сообщения по истории или литературе. Чтобы почувствовать красоту древнерусского языка, понять настроение автора и смысл произведения, его следует читать полностью.