Анализ произведения Чехова «Человек в футляре»

Произведение Чехова «Человек в футляре» Сочинения

Чехов — автор ряда новаторских работ, в которых читатель видит подробное описание людских душ и элементы тонкой сатиры. После знакомства с творчеством писателя складывается впечатление, что он талантливый прозаик и довольно одаренный психолог. В литературных шедеврах Антон Павлович высмеивает разнообразные пороки. Один из таких рассказов — «Человек в футляре». Анализ произведения поможет учащимся десятых классов подготовиться к уроку русской литературы.

История написания

Творческая история произведения «Человек в футляре» берет начало в далеком 1898 году, когда Антон Павлович работал в селе Мелихово. Спустя некоторое время рассказ был напечатан в издании «Русская мысль».

Следует отметить, что это произведение является первым в сборнике «Маленькая трилогия». Кроме «Человека в футляре» в цикл Чехова вошли и другие работы:

  • «О любви»;
  • «Крыжовник».

Антон Павлович в процессе написания сборника рассказов

Этот период был довольно сложным в жизни писателя. Антон Павлович в процессе написания сборника рассказов заболел туберкулезом. Друзья его старались найти человека, который вдохновил бы автора на создание персонажа Беликова.

Споры о поиске идеального прототипа длились долго, мнения окружающих расходились. В итоге никакого прообраза не было: главное действующее лицо — собирательный персонаж, а фраза «человек в футляре» — что-то нарицательное.

Однако авторский замысел произведения прослеживается в дневниках писателя. Он отзывался о публицисте Меньшикове следующим образом: ходит в калошах в любую погоду, никогда не умывается холодной водой, носит зонт, чтобы не умереть от солнечного удара. Возможно, этот человек и был прообразом главного героя произведения хотя бы по внешним характеристикам.

Тематика произведения

Делая анализ рассказа Чехова, важно упомянуть темы, которые автор затрагивал в нем. Тематика произведения довольно многогранна и актуальна по сей день:

Персонаж Беликов

  1. Основная тема, которую автор изображает в произведении, — социопатия, то есть отказ от любого взаимодействия с обществом. Герой асоциальный, что ненормально, ведь людям важно общаться друг с другом, а Беликов отгородился от всех, причем это его полностью устраивало.
  2. Выбор пути в жизни. Никто не может осуждать Беликова, он выбрал свою дорогу и прекрасно чувствовал себя в маленьком мирке. Мужчине было комфортно в одиночестве, он не причинял окружающим зла, просто жил так, как ему хотелось.
  3. Контрастная роль в рассказе отводится пейзажу. Когда герой пребывал в унынии по поводу встречи с Варварой, на улице было жарко. В день похорон Беликова, когда мужчина лежал в гробу, лил сильный дождь, люди шли с зонтами, на ногах у них были резиновые галоши. Однако души их торжествовали по поводу освобождения от «футлярной» личности.
  4. Тематика любви раскрывается не полностью, ведь такой человек не может испытывать чувств к другим. Отношения с Варей — попытка девушки вернуть Беликова в обычную жизнь. Героиня согласна стать его женой, однако для персонажа надуманные проблемы гораздо важнее эмоций.
  5. Тема маленького человека. Окружающие осуждали героя, но никто не пытался ему помочь. Другие персонажи также скрывались в своих панцирях, продолжая делать вид, что все нормально. Автор демонстрирует, что «футлярная жизнь» очень заразительна.
  6. Город. Жизнь на окраине становилась предметом наблюдений автора. В его провинции все пошло и скучно. Так и в произведении: люди от тоски стали женить героя, они же сплетничают об отношениях Беликова с Варварой. Некоторые из них начинают рисовать карикатуры. Одним словом, дремотное провинциальное болото пробуждает в людях худшие качества.

Композиция и жанр

Текст произведения разбит на несколько смысловых эпизодов, выражающих суть происходящего. Чехов четко дает описание героя, на основании чего формируется мнение окружающих о нем. Этот маленький и ничтожный человек собственным мировоззрением и осторожностью смог удерживать в напряжении всех горожан.

Маленький и ничтожный человек Беликов

Свои действия окружающие соразмеряют с мнением Беликова, сдерживая проявление истинных человеческих чувств. Вскоре в город приезжает новый педагог Михаил Коваленко, который по характеру является противоположностью героя. Мужчина сразу видит суть происходящего. Он, в отличие от смирившихся жителей, не собирается подстраиваться под главного персонажа.

Михаил дает отпор герою. Тот не выдерживает бурного натиска, ведь его мозг не может переработать такое человеческое поведение. Вскоре жизнь Беликова подходит к концу.

Проводя анализ «Человека в футляре» Чехова, можно сделать вывод, что произведение по жанровой принадлежности относится к рассказу. Кроме того, оно продолжает идею сочинений сборника «Маленькая трилогия».

Сатирическое направление и построение стали причинами неоднозначной критики рассказа Антона Павловича. Литературоведов смущал факт комбинации серьезности проблем с карикатурным героем, который больше подходит для фарса. В образе Беликова Чехов отражает жизнь большинства маленьких людей, проживающих в своем мирке.

Писатель тонко дает понять бесполезность «футлярного» бытия, призывая читателей к активному проявлению инициативы. Равнодушие — страшный бич, отравляющий существование не только отдельной личности, но и всего общества.

Полноценная жизнь невозможна без ярких эмоций, общения с окружающими. Именно это и пытается донести до читателей Чехов.

Проблематика рассказа

Анализируя рассказ Антона Павловича, можно выделить ряд проблем, которые рассматривает автор. В первую очередь, это нравственная проблематика произведения «Человек в футляре»:

Беликов закрылся от общества

Футлярность Беликова

  1. Проблема счастья и его восприятия. Для любого человека оно заключается в чем-то своем, окружающие не должны обсуждать, что делает других людей счастливыми. Главного героя привлекала «футлярность», но он игнорировал радость и любовь, находясь в вечных запретах.
  2. Деградация индивида и неуверенность в себе. Беликов не просто закрылся от общества, а даже не пытался что-то изменить в лучшую сторону из-за боязни попробовать новое. Герой преподавал язык, который никому не нужен. Он восхищался прошлым в ущерб настоящему.
  3. Пошлость в произведении пронизывает бытие на периферии. Окружающие рисуют карикатуры, сватают чужих людей, слушают мнительного ханжу. В совокупности это все демонстрирует их жизненную пустоту.
  4. Эгоизм. Практически все герои произведения думают только о себе и о собственных проблемах. Варвара хочет наладить свою жизнь вдали от брата, поэтому девушка согласна на все, только бы съехать от него. Директриса цинично подмечает, что в 30 лет у героини выбор небольшой и ради удовольствия решает сватать ее. Беликов усиленно подгоняет существование под устоявшийся шаблон.
  5. Футлярность. Персонаж произведения полностью ограничился от общественных проблем. Вследствие этого он не был готов к решительным поступкам и суровым реалиям бытия. Даже любовь не смогла вывести его из одиночества. От всего хорошего Беликов защищался сомнениями, в результате положительное прошло мимо.

«Беликовщина» — это понятие, которое появилось после невероятного успеха произведения. Оно означает неприятие настоящего, стремление к прошлому и жизнь в рамках формальностей. По сути, это боязнь перемен и открытий. Такое явление свойственно людям, бегущим от реальности в мечты.

Действующие лица

В произведении Антона Павловича было несколько персонажей. Краткое описание поможет читателям лучше узнать каждого из них:

Беликов и Варвара

  1. Буркин — сотрудник гимназии. Полный мужчина невысокого роста с длинной бородой и лысиной. Он хороший рассказчик, наблюдательный человек, в некотором роде философ. Жил по соседству с главным героем. Считает, что хоронить таких людей, как Беликов, — истинное удовольствие.
  2. Михаил — работает вместе с Буркиным и Беликовым. Этот крепкий мужчина имеет громкий голос. Невзлюбил главного героя с момента знакомства. Коваленко не понимает, почему окружающие так боятся его оппонента. Отказался молча терпеть, высказал преподавателю греческого языка всю правду. Выгнал его из дома, спустив с лестницы.
  3. Иван Иванович — местный ветеринар, высокий мужчина с длинными усами. Вместе с автором-повествователем приехал в деревню подышать воздухом и поохотиться.
  4. Беликов — учитель греческого языка. В любую погоду выходит на улицу в калошах и с зонтиком. Все изменения повергают мужчину в шок, запреты он считает нормой. «Футлярная» жизнь — комфортное состояние для него. Вне своего «панциря» он опасается всего вокруг. Когда герой умер, все вздохнули с облегчением.
  5. Варвара — сестра Миши, возлюбленная главного героя. Эта тридцатилетняя женщина отличается невероятной красотой и жизнелюбием. Она хорошо поет, чем завоевала любовь коллег. Портрет героини вскоре появился на столе у Беликова. Из-за совместного проживания часто ссорится с Михаилом.
  6. Афанасий — недалекий шестидесятилетний выпивоха. Когда-то работал денщиком, затем Беликов взял его к себе в дом поваром.
  7. Мавра — супруга старосты деревни, в которой ночевали охотники. Женщина днем постоянно находится дома, а ночью бродит по селу, чем очень удивляет окружающих. Они считают ее умной. За свою жизнь героиня ни разу не была в городе, даже не видела железной дороги.

В произведении «Человек в футляре» персонажи подобраны очень мастерски. Список героев включает противоположных и несовместимых личностей, вынужденных уживаться в небольшом селе и работать в местной гимназии. В рассказе Чехова остро поднимаются вопросы личного выбора и морали. Эта работа заставляет читателей задуматься о своем «футляре», о том, есть ли у них истинная свобода.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector